Библиографическое описание:

Матьякубова М. М., Абдуллаева Х. Б. Источники по политической истории и руководству государств Средней Азии в XVIII–XIX веках // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1098-1101.



Это статья дает информацию об источника касающийся истории Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханства XVIII-XIX веках.

Ключевые слова: Абдурахмон Толе, «Тарихи салотини Мангития», Агахий, «Зубдат ут-таворих».

In this article information about the sources regarding social-political history of Bukhara emirate, Khiva and Kokan khanates in XVIII-XIX centuries are given.

Key words: Abdurakhmon Tole,”Tarixi salotini Mang’itiya”, Ogahi,”Zubdat ut-tavorikh”.

Осветить социально-политическую историю Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханства была основной целью историковедчества. По этому поводу есть слова историка Мухаммадюсуфа Баёний: «Есть одно условие написания исторической книги. Исторические события должны быть освещены реально. Если он не будет говорит правду его слова ни одному человеку не будут интересны» [4; c 5–6]. Во главе Бухарского эмирата стояли великие полководцы командоры армий, и именно большое значение военное мастерства командоров и эмиров. В исторических источниках даны сведения о политической жизни Эмирата, руководящего состава, административного строения и военной политики [6].

Произведение «Тарихи Абулфайзхон» написал астролог, писатель и учёный-историк, служащий во дворце Убайдаллахана и Абулфайзхона (1711–1747 г.г) АбдурахманДавлат. Автор больше знаком под именем Абдурахман Толе. Произведение состоит из 161 страницы и считается продолжением «Убайдулланома» и ключает в себя социально политическую историю Бухарского ханства в 1711–1712 годах. Известно, что в I половине XVIII века ослабло экономическое и политическое состояние Бухарского ханства, глав улусов, то есть усилилось движение местных глав за независимость, некоторые из них не стали подчиняться Балхскому и Самаркандскому центральному правительству, Фергана в начале XVIII века в 1709 году отделилась от правительства Аштархоний и создала в крае независимое Кокандское ханство, в 1722 году Самарканд тоже объявил независимость и выдвинул ханом некто по имени Ражабхон (1722–1728 гг.) и начались междоусобные войны [2; c. 45]. В произведении «Тарихи Абулфайзхон» эти задачи широко освещены. Кроме этого в произведении есть основания и сведения, удостоенные внимания административному строению Бухарского ханства, военному искусству, тактике и этническому составу узбекского народа тех лет. Произведение «Силсилат ус-салотил» Ходжи Мир Мухаммада Салима. Его рукопись очень малочисленна, один экземпляр хранится в Болдинской библиотеке в Английском городе Оксфорде (№ 269). Произведение «Силсилат ус салотин “написано по поручению Носируддина Мухаммад шаха. Когда и где умер Ходжи Мир Мухаммад Салим не известно. «Силсилат ус-салотин» написан в 1731 году и состоит из пролога и четырёх глав. В прологе даются сведения, удостоенные внимания: идёт слово о написании произведения и некоторые сведения о жизни автора после 1711 года. III-IV части «Силсилат ус-салотин» имеют чрезвычайное значение, т. к. в нём выявляется социально-политическая история Средней Азии, а именно Узбекистана. В произведении даны сведения о связях Бухарского ханства с Ираном, Индией и Кашгаром, точные сведения о переходе в Бухарском ханстве хокимията от Шайбоний к Аштархоний, в XVII веке Балх и Бадахшан, и социально-политическая, военная политика и культурная жизнь, Узбекистана. вмешательство Шахижахана во внутренние дела Балхского и Бухарского ханства и при захвате земель Армией Бобура, использование видов военного мастерства, в XVI-XVII веках в Хорезме, эти сведения не даны ни в одном другом источнике. Также данные в произведении сведения об улусном строе в городах Туркестана, их жизненном образе имеет большое значение.

Автор произведения «Таржимаи ахволи амирони Бухорий Шариф аз эмир Дониёл то асри амир Абдуллахад» (Автобиография шарифа амира Бухорий с амира Дониёла до амираАбдуллоха») был знаменит под именем Ахмада Дониша, видный в XIXвеке писатель, литератор и дипломат. Изучение социально-политической жизни Узбекистана в XIX веке имел большое значение в последующем произведении учёного. В книге Главное слово о значении судьбы человека планеты, религии и его места в обществе, произошедшие события коротко даны во время правления эмира Дониёла (1758–1785 гг.) Шахмурада (1785–1800 гг.) Хайдарам эмира Насруллоха. Больщая и последняя глава произведения посвящена эмиру Музаффару. Экземпляры рукописи «Таржимаи ахволи амирони Бухорой и Шариф» есть Ташкентском, Самаркандском, Бухарском библиотеках [2; c. 45].

Произведение «Тарихи салотини мангития» (история мангитских султанов) относится перу знаменитого бухарского учёного — историка и поэта Мирзо Абдуазима Самий Бостоний (после 1838/39–1914 годов) Произведения, Самийя «Тухфайи Шохий» (подарок шаха), «Тарихи салотини Мангития» имеют значение для исторического учения. Написанные в 1900–1902 годах «Тухфайи Шохий», и законченный в 1907 году «Тарихи Салотини Мангития» одно время было посвящено Бухарскому ханству и истории времён эмира Музаффара. Но они в известной степени отличаются друг от друга. А «Тарихи салотини Мангития» написана правдиво. Научное значение произведения в том, что в нём широко освещены экономическое и социальное положение в Бухарском эмирате, а также отношения Бухара-Россия [3; c.56].

Полное имя автора произведения «Тарихий Салимий» («История Силимия») Мирза Салимбека, жившего во II половине XIX и I половине XX века Мирза Салимбек ибн Мухаммад Рахим. Для историков самое важное эго последнее произведение “Тарихий салимий”. Эго главная часть от Чингизхана до времён эмира Музаффара имеет обобщающий характер. В произведение есть ценные сведения времён Музаффара, прошедшие события в Хисоре, Кулобе, Балжуване, Коратегине и Дарвозде, а также общее состояние и административный устрой во II половине XIX века.

В XIX веке в Коканде видится развитие историчества в значительной степени. Ране написанные исторические произведения были переведены на узбекский язык с персидского и арабского языков и написаны книги, относящие Кокандскому ханству. Некоторые из них написаны в стихотворной или частично в стихотворной форме. Это показывает, что кокандские историки хорошо знали не только литературу, но и сами пробовали себя в стихотворном стиле. Некоторые из них были поэтами своего времени.

Сам автор жил в период правления 11 ханов. IIчасть этой рукописи, включающая период с начала правления Умархана до 1872 года считается ценнейшим источником. Это произведение состоит из двух книг (глав). Первая называется «Жахоннома» или «Тарихи Жахонномайи». Это общая история включает в себя события с создания мира до времён Бухарского эмира Музаффара. А вторая называется «Тухфат-ат таворихи хони» в целом посвящается событиям, начиная с Кокандского ханства Бобуром до 1867 года.

Среди кокандских историков нужно отметить Абдукарима Фазлий Намонгоний. Он по поручению Умархана написал «Шахнома» («Умарнома», «Зафарнома»). Это стихотворное историческое произведение больше 5000 байтов) касающееся времён Умархана было закончено в мае 1822 года. В «Шахнаме» правление времён Норбутабия, Олимхона даны частично, а время Умархана полностью» [7; c. 1187–1188].

Книга Мулло Ниёз Мухаммада Хукандий «Тарихи Шохрухий» была издана Н. Пантусовым в 1885 году. С этим названием книга вошла в научное использование. В тексте книги произведение указано под названием «Таворихи Шахрухия». В оригинальном экземпляре рукописи автор книгу назвал «Тарихи Сайиди Худоёрхони». Произведение в основном было написано по поручению Худоёрхана, и включает в себя период с времён Шохруха до 1872 года. Автор написал события в которых сам участвовал и видел своими глазами [8; c. 331–332]

В качестве крупного представителя историковедческой школы Хивинского ханства можно показать Шермухаммада Муниса, Мухаммадризо Огахий и Мухаммада Юсуфа Баяный.

Написанные или с высшим мастерством исторические произведения отличаются содержанием и многочисленными сведениями. Эти историки продолжив работу друг друга, оставили произведения, о произошедших исторических событиях на территории Хивинского ханства со IIполованы XVII до начала XX веков.

Историковед Мунис жил и созидал во II половине XVIII и I половине XIX веков. Историческое произведение Шермухаммада Муниса «Фирдавс ул -икбол» включает в себя события в Хорезме, начиная с древнейших времён до 1825 года. Произведение состоит из пролога, пяти глав и эпилога. Но Мунис не смог закончить это произведение, его закончил Огахий, дополнив о событиях, произошедших в Хорезме. Одно из произведений Мухаммадризо Огахий, относящийся к истории «Риёз уд-давла», включает в себя события в Хорезме с 1825 до 1842 года. Произведение написано со стороны Огахий в 1260/1844 годах.

При написании этого произведения Огахий начал с традиции историков того времени. Позднее он коротко рассказывает о своей жизни, и посвящает хвалу Хивинскому хану Оллокулихану. Затем дав комментарий исторической науке, он говорит о личностях, которые были поводом для написания этого произведения. Затем освещает исторические события, произошедшие в Хорезме начиная с рождения Оллокулихона до его смерти. По произведению можно изучить жизненный пут и литературную деятельность Огахий. Основная рукопись истории Хорезма XIX века из источников ещё одно произведение Огахий «Зубдат ут-таворих», написана в 1262 (1845–1846) году. Произведение «Риёз уд-давла» включает в себя позднее время, то есть исторические события в Хорезме с 1843 по 1846 год [9; c. 126]. Ещё одно произведение Огахий, рассказывающий об исторических событиях в Хорезме с 1846 по 1855 год называется «Жамеъ ул — вокеоти султоний» Четвёртое произведение Огахий «Гулшани давлат» посвящено истории Хорезма. В этом произведении нашли отражения события с 1856 по 1865 год [10; c. 30–31]. Об истории написания даны следующие сведения: «Будет известно ученикам и читателям, что я Эрниёзбекогли Мухаммад с псевдонимом Огахий был рад написать историю Хорезма среди своих предшественников я начал писать это произведение во времена Сайида Мухаммадхана и назвал его «Гулшани давлат» [1; c. 25–26]. Последнее Огахий, касающегося событий истории Хорезма с 1865 по 1872 год называется «Шахид ул-икбол». Произведение закончено событиями 1872 года. Произведение состоим из 277 страниц и размера 14х25 [11; c. 25–26]. Произведение «Шахид ул-икбол» было посвящено временам Огахий Мухаммада Рахимхана II. Нам известно, что единственный экземпляр этого произведения был увезён Санкт –Петербург во время дворцового захвата 1873 года.

В качестве историка Мухаммад Юсуф БАёний своими произведениями «Шажарайи Хоразмшохий» и «История Хорезма» оставил след в Хорезмской историковедческой школе. В его произведении «Шажараии Хоразмшахий» в месте с данными исторических событий с древних времён до 1873 года, изображают события с 1873 по 1914 годы [5; c. 4]. Его произведение «Шажарайи Хоразмшахий» состоит из 16 глав. В эпилоге произведения даны причины его создания. Второе произведение Баёний называется «История Хорезма».

Нам известно, что Хивинский принц Сайид Хамиджан тура ибн Сайид Мухаммадхон тоже создал произведение об истории ханства под псевдонимом «Камёб» он под надзором Хивинского Хана Мухаммада Рахима II Феруза стал поэтом и историком. Он эту историю начал писать в 1303/1886 году 4 октября (18 страниц) В произведении даны автобиографии Хивинских ханов, живших в XIX веке. В конце в хронологическом порядке отмечены землетрясения, природные катаклизмы, произошедшие с 1291/1874–1875 до 1313/1895–1896 годов.

Есть рукопись исторического произведения «Таворих ал-хавонин» (история ханов), жившего и работавшего в 1869–1912 годах АхмаджонаТабибия. Произведение было написано по поручению вазира Исламхожа (1872–1913 гг.) включающий в себя историю времён Асфандиёрхана (1910–1918 гг.)

Жуманиёз Ходжа Хорезми написал историю Хорезма. Он включает в себя события, произошедшие в Хорезме в 1910–1919 годах и получил точное название. Копия была напечатана на русской фабричной бумаге обычным шрифтом настаълика зелёной чернили и черной тушью. Эта рукопись из 90 страниц была написана в 20 годы XX века. Размер 17,5х22,5 см [5].

Приведенные выше исторические произведения, посвященные Бухарскому эмирату, Кокандскому и Хивинскому ханствам служили важным источником при изучении социально-политической и культурной жизни того времени.

Литература:

  1. Агахий. Гулшани Давлат// Рукопись. АН УЗР ИВ. -№ 7572.
  2. Ахмедов Б. А. Источника истории Узбекистана 2001.
  3. Ахмедов Б. А. Историка-географическая литература Средней Азии. XVII-XVIII вв. (Письменные памятники).
  4. Баяный.История Хорезма//Рукопись. АН УЗР ИВ.
  5. Баяный. Шажараи Хорезмшахи. -Т. Литература и исскуства.1994 Рукописи писанные в Хорезма.Т.1999// Рукописи АН УЗР ИВ. Инв№ 7568.
  6. Вохидов Ш., Холикова Р. Из история управления государством в Средней Азии. Т 2006
  7. Стори Ч. А. Персидская литература. Ч II. Москва.1972.
  8. Миклухо-Маклай Н. Д. Описания персидский и таджикских рукописей института востоковедения. Выпуск 3. М.1975
  9. Уважаемый поет, историк, переводчик. -Т.: А.Кодирий, 1999.
  10. Каталог произведений Агахий-Т., 1986
  11. Муниров К. Агахий. Научная и литературная деятельность Т. АН УЗР издание 1959.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle