Библиографическое описание:

Таджиева Ф. Д., Шамуратов О. Х., Ахмедов Р. Н. Махалли в Хивинском ханстве и их место в истории ханства (на примере Хивы и Хазараспа) // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 711-712.



, махалла, кент, бекства.

Изучение истории махаллинских традиций народов Средней Азии, в том числе Хивинского ханства, считается интересным и важным моментом для всех отраслей науки. Известно, что с давних времён узбекские махаллипоистине считались ячейкой национальных ценностей. Такие народные обычаи и традиции, как взаимоуважение, сплочённость и взаимопонимание, забота о малоимущих и нуждающихся гражданах, воспитание сирот, проведение празднеств, общественных работ путём совещаний, обычай быть вместе и в хорошие, и в плохие дни первично сформировались и развивались именно в махаллях. Редчайший способ такой системы самоуправления, свойственный нашему народу, не просто так занял глубокое место у людей не только на словах, но и в душе, во всей их жизни. Махалля почти во всех периодах истории узбекского народа и до сегодняшнего дня является силой, объединяющей личность с обществом, воспитывающей ее в сплоченном духе местом. Президент И. А. Каримов в своём труде «Высокая духовность - непобедимая сила» приводит мудрую народную пословицу: «Махалли – и отец, и мать «, раскрывая её сущность как «воплощение жизненной истины» для нашей нации, акцентирует внимание на функцию махалли в качестве воспитательной школы. [2, c.58–60]

Это наследство, оставленное нашими предками, считается исторической памятью, духовным богатством. Именно посредством большого и богатого наследства комплексное изучение прошлого является актуальной научной направленностью исторической науки.

В данный момент глубокое объективное и диссертационное исследование, раскрывающее систему махалли и истории махаллинских традиций Хивинского ханства, в общем отсутствует.

Хивинское ханство первым образовалось в 1511 году, в отличие от других трёх ханств, действовавших в Центральной Азии, и просуществовало вплоть до 1920 года. В течение четырёх веков ханство пережило экономические, политические, культурные периоды процветания и кризисные периоды. Эти процессы в свою очередь оставили значительный след в социально-духовной жизни Хивинского ханства, в частности в махаллинских традициях.

Мухаммад Рахимхан I внедрил новые порядки административного управления. Он прекратил деление территории ханства на кенты и разделил его на 15 хакимиятов.Областные хакимяты были разделены на мечети-племена. В ханстве было 1578 мечетей- племён.

Необходимо отметить, что это была своеобразная система формирования и развития махалли в Хивинском ханстве, которая отражается в административном делении городов и кишлаков на определённые мечети-племени. По сведениям письменных источников и в исследовательских трудах последующих периодов махалли и махаллинские традиции Хивинского ханства, по отношению к другим территориям, в том числе Бухарского эмирата, Кокандского ханства, Ирана и других Восточных стран, махаллинские система были сильнее. На других территориях Средний Азии (Бухарский эмират, Ферганская долина и территории Ташкента) махалли развивались в полном соответствии со своими закономерностями и традициями.

Однако, увы, хотя в письменных источниках и исследованиях о городах в Хивинском ханстве и имеются некоторые данные, но отсутствуют сведения о взаимных социальных отношениях городского населения, в том числе и деятельности махалли, их места в социальной жизни населения. Существуют отдельные сведения о городах Хиве и Хазарасп, так как они в свое время были основными центрами ханства. Хазарасп считался второй столицей и управлялся наследником престола.

В XIX веке город разделялся на более чем 60 мечетей-племён и они составляли самую малую единицу. По данным М.Неъматуллаева в 1922 году в Хиве было 79 мечетей, из них 32 располагались в Ичан кале, из них 20 составляли мечети-племёна.В свою очередь из 47 мечетей в Дешанкале 42 были мечети-племена. [4].

Столичный город управлялся непосредственно правителем и разделялся на следующие части: Кумяска, Каптархана, Ор, Куня базар, Калта минар, Амин чарсу, Мевастан, Кара аълам. Эти части включали более 60 мечети-племён, которые объединяли от 20 до 184 дворов [1, c.9].

Как известно из письменных источников, город Хазарасп считался крупным городом, политическим и экономическим центром Хивинского ханства. С этой точки зрения, как утверждалось выше, Хазарасп тоже подразделялся на махалли типа мечети-племёни.

Лабиринт В налоговых тетрадях, имеющихся в архивах Хивинского ханства, можно обнаружить ценные сведения о мечетях-племёнах Хазараспского бекства и его кишлаках [5, c.103–107].

В частности, по сведениям в налоговых тетрадях от 1848–1860 годов в состав Хазараспского бекства включались следующие кишлаки:

1.Питнак 13.Хосёпли

2.Шихарик14.Аваз ших

3.Жуворхос15.Жувондир

4.Карбек16.Пичокчи

5.Хатли куприк17.Шир шоли

6.Мухамон18.Куррали

7.Картиб ичар19.Ос

8.Овшар20.Тамали

9.Жангота21.Маъсуд

10.Ола ели22.Нукус

11.Мутриби23.Кулончи

Лабиринт 12.Бешдаха24.Мискин

Однако в этих документах нет сведений о существовавших махаллях (мечеть-племя) города Хазараспа. 29 декабря 1926 года вошёл в историю как важная дата не только для Хазараспа, но всего Хорезма.В этот день постановлением советом народных комиссаров был сформирован Хорезмский округ и Хазараспский район.

В то время плошадь Хазараспского района составляла 558 кв.км, где проживало 39 666 человек. В частности, в Ичанкале насчитывалось 1461 человек. Численность жилых домов по району составляла 7410, которые разделялись на 185 кишлаков и хуторов. В этот год была зафиксирована деятельность хлопкоочистительного завода, 12 мукомольных цехов, 197 маслобоен, 61 мельниц, 3 базаров, 3 подготовительных пунктов, 3 кооперативов, 24 кишлакских советов, 3 школ, 2 почтовых отдельных и 187 старомодных школ [3, c.18–33].

Наглядно видно, что в советский период велась политика по ликвидации махалли.

Литература:

  1. Абдурасулов А. Социольно-эконимическая и культурная жизнь города Хивы в конце XIX –начале XX века.: Автореф.дисс. … канд. истор. наук.-Ташкент, 1988.
  2. Каримов И. А. Высокая духовность- непобедимая сила. — Т.: “Маънавият“. 2008
  3. Материалы по районированию Узбекистана. Вып 1. -Самарканд, 1926.
  4. История города Хивы. Составлен М. Неъматуллаевым в 1922 году.- Рукопись музея заповедника Ичан кала. КП 2369.Инв.совр.док.51
  5. Юлдашев М. М. Феодальное землевладение и государственное устройство Хивинского ханства –Т., 1959.
Основные термины (генерируются автоматически): Хивинского ханства, Хивинском ханстве, истории махаллинских традиций, города Хивы, числе Хивинского ханства, традиций Хивинского ханства, письменных источников, традиции Хивинского ханства, жизни Хивинского ханства, архивах Хивинского ханства, центром Хивинского ханства, Хивинского ханства –Т, Хазараспского бекства, деление территории ханства, налоговых тетрадях, основными центрами ханства, сведениям письменных источников, последующих периодов махалли, жизнь города Хивы, История города Хивы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос