Изучение отношений Хивинских Шайбонидов и Бухарских Шайбонидов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 27.04.2016

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Матьякубова М. М., Алимова Г. Изучение отношений Хивинских Шайбонидов и Бухарских Шайбонидов // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 936-937. — URL https://moluch.ru/archive/113/28794/ (дата обращения: 22.09.2018).



История Хивинского ханства (династии Шайбонидов) включает в себя XVI-XVIII века. В Хивинском ханстве властвовали две династии: династия Шайбонидов (1511–1804 годы) и династия Кунгиратов (1804–1920 годы). Мухаммад Шайбонийхон правил в 1505 году Хорезмом и назначил ноибом кунгиратского Кепакбил в Хорезм. После смерти Шайбонихана территория Хорезма была взята Иранским шахом Исмаилом. В 1511 году Хорезмское управление хокимиятом перешло в руки Элбарсхана, ибн Берка Султон, сына султана из династии Арабшохов и его правление играло значимую роль в жизни Хивинского ханства за XVI век. В исследованиях Баходира Эшова приведены такие сведения: в 1510–1512 годы ноибы Иранского шаха и с 1512 года предки одного из высокопоставленных шайхов Хорезма Шайх-Ота написали письмо Элбарсхану с просьбой править Хорезмом. После завладения престолом Элбарсхан полностью выгнал иранцев с территории государства и обосновал независимое государство.

XVI век стал для Хорезма в Моварауннахре борьбой против шайбонидов. Несмотря на это, династия Шайбонидов ещё долгие годы властвовали на территории Хорезма. Мы можем встретить сведения, о которых говорится в источниках той эпохи. Например, в 3- ей главе книги Ахмаджана Табибий «Таворихи ал-ханин» («Предки Шайбонидов, которые властвовали в территории Хорезма», состоит из 5 глав). В этой главе называется много имен властвовавших в то время Шайбонидов: Ядгорхон ибнЧайбокхон, Абдуллахон ибн Шайбонихон, Аминахон ибн Ядгорхон, Элбарсхон ибн Берка Султон, Султон Хожимхон, Хасанкулхон ибн Аминахон, Аванишхон ибн Аминахон, Дустхон. Из этого перечня видно, что территорией Хорезма управляли много правителей из династии Шайбони-хана.

К Хивинскому ханству относились и некоторые долины нижнего течения Амударьи – Мангишлак, Дахистон и некоторые переселенцы–туркмены. Придя к эпохе Элбарсхана, территория государства увеличилась на юг нынешней Туркмении, северной области Ирана и Дурун. Но в стране не было единой политики. Поэтому в 1537–1538 годы, воспользовавшись этой ситуацией, Бухарский управитель шайбонидов Убайдуллахан за короткое время взял в руки власть, а поражённый Аванешхан и его семья были убиты шайбанидами.

По сведениям Абулгази Бахадирхона и Муниса, в 1511–1770 годах в Хорезме управляли около сорока шайбонидов. В эпоху Элбарсхана в Хивинском ханстве была сформирована политическая и географическая карта страны. В это время она включала в свою территорию с севера – Каспийское море, с юга – Аральское море, с запада – реки Атрек. До эпохи Арабхана столицей считался Ургенч, а позднее – Хива. Поэтому в современном историковедении ханства называются Хивинским ханством. В результате того, что отсутствовал единый правитель, центральное управление оставалось в кризисе. Внутренняя борьба и политический кризис привели, в свою очередь, к падению к экономической жизни. Во II половине XVI века при периоде Хожимхона, внутренняя борьба несколько уменьшились. В 1573 году при периоде Хожимхона столица Ургенч переселилась в Хиву, главной причиной чего явилось то, что течение Амударьи резко изменилось. В результате она не протекала в Каспийское море и развивающийся Ургенч, Вазир, Янги-Шахар и Тирсак не были обеспечены водой, да еще и с севера казакские Ёйике часто нападали на Хорезм. Население северного Хорезма из-за нужды переселились в Хиву.

Политический деятель Хивинского ханства Абулгази Баходирхон в своих записях написал «30 лет назад, когда мы родились, воду Аму и вершину минарета Хос называли Кора айгиром. В это время Хива политически и экономически стала несколько более развитой. Столица переселилась в Хиву и государство называлось Хивинском ханством».

В 1593 году Хорезм опять перешёл в руки шайбонидов. В 1598 году после смерти Абдуллахона Хожимхон вернулся в Хорезм и разделил сыновьям области, а Араб Мухаммад стал ханом Хивы. Во время правления Араба Мухаммада в государстве усилились сплетни, а к 1616 годам среди сыновей Араба Мухаммада усилилась борьба за престол. В исторических исследованиях можно встретить, что как раз в эпоху правления Араба Мухаммада усилилась политическая борьба. В 1621 году недалеко от Хивы, около Тошли Ёрилиш произошло столкновение между сыновьями Араба Мухаммадхона. Отец султонов Исфандиярхона и Абулгози боролся против Араба Мухаммадхона, но Араб Мухаммадхон был поражён.

В 1623 году Араб Мухаммадхон был убит сыновьями Хабаш и Элбарс султоны, и Исфандиярхон узнал об этом, собрал бойцов среди городов Дурун и Абдулхон, и также из переселенцев-туркменов — така, ёвмут, сарик, и после 23-дневного сражения взял в свои руки Ургенч. В 1623–1643 годы Хивинское ханство возглавил Исфандиярхон. Он за свое 20-летнее управление ханством постоянно советовался с туркменами и в результате среди узбеков возникли разногласия.

По словам Бурибой Ахмедова: «Абулгози сидел на престоле всего 20 лет. Но он жил в трудное время. Видел очень много войн и сражений».

По историческим источникам видно, что на самом деле жизнь его прошла в борьбе за ханский престол. Он выбрал за все узбеков.

Абулгози, после ухода с престола своего отца Араба Мухаммада, более 20 лет жил эмигрантом.

Абулгози с первого дня своего царствования обращал внимание на развитие государства. Абулгозихон был великим правителем. До нас дошли два его произведения «Шажараи тарокима», написанное в (1658–1661). Второе произведение называется «Шажараи турк» и из него мы можем почерпнуть сведения о политической, социальной, экономической и культурной жизни Хивинского ханства того периода. Это произведение является одним из источников истории Хивы.

В произведении «Шажараи турк» приведены также несколько сведений о построении нового Ургенча. По приказу Абулгази Баходирхона в 1646 году начали копать с Амударьи новый канал и назвали его Ургенч-арна. Около этой арны построили новый город и назвали его Янги-Ургенч, что переводится как Новый Ургенч. Из-за недостатка воды жители Кухна-Ургенча (Древнего Ургенча) переселились в Новый Ургенч. При жизни Абулгази Баходирхон оставил престол своему сыну Анушахону и через шесть месяцев умер. Анушахон продолжил все дела своего отца.

Конец XVI начало XVII веков – в Хиве усилились политические деления, борьба за престол.

В 1707–1715 годы на Хивинский престол пришёл Араб Мухаммад, но в его правление никаких значительных сдвигов в управлении страной и в ее развитии не произошло.

В 1715- 1728 годы во время управления ханством Шергозихон было очень много политических событий. В его время жители Арала боролись за политическую независимость. Эту борьбу возглавил мангитский бий Шералибий. Внутренняя борьба среди принцев привело Хивинское ханство к трудному положению.

Литература:

  1. Абулгази Баходирхон «Шажараи турк». Тошкент, 1992.
  2. Кувомиддин Муниров «Хорзмда тарихнавислик». Тошкент, 2002.
  3. Баходир Эшов «Узбекистонда давлат ва махаллий бошкарув тарихи». Тошкент, 2012.
  4. Комилжон Худайберганов «Хива хонлари шажараси». Хива, 1996.
  5. Азамат Зиё «Узбек давлатчилиги тарихи». Тошкент, 2000.
  6. Яхё Гуломов «Хоразмнинг суғорилиш тарихи». Тошкент, 1959.
Основные термины (генерируются автоматически): Хивинское ханство, Хорезм, Ургенч, внутренняя борьба, территория Хорезма, сын Араба, Каспийское море, Иранский шах, XVI-XVIII, XVI век.


Похожие статьи

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

В начале VIII века территория Центральной Азии была завоевана арабами, которые создали здесь государство под названием — Арабский Халифат.

На арену вновь выходит Хорезмское государство, созданное из северного и южного Хорезма в Х веке шахом Маъмуном Ибн...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Однажды к нему приходит визирь Хамдам и сообщает, что у мясника Булдура из страны Ваянган, которой правит Юсуф-шах, есть замечательный сын Аваз.

Но дядя Аваза Араб Рейхан преследует Кор-оглы и между ними

А. Н. Самойлович и хорезмская литература XIX века.

Отражение в книге «Фирдавс ул-икбол» социально-политической...

На самом деле, после смерти Эльтузархана на престол Хивинского ханства взошел Абулгазихан V, а Муҳаммад

— С. 323–354; 355–426; Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков.

4. Худойбергенов К. Из истории правителей Хивы. — Ургенч. «Хорезм», 2008.

Из истории экономических отношений Хорезма в Античной эпохе

Теперь он в свою зону виляния будет притачивать скифов и фрак-киммерийцев живущих на берегах Каспийского и Чёрного моря.

В конце IV в начале VI в. до н. э. на территории Хорезма появилась раннее классовое общество-рабовое государство.

Изучение исторического труда Муниса и Агахи «Фирдавсул-икбал»...

Хрониками этими пользовались и более поздние хорезмские авторы, как, например, мулла Бабаджан в «Тарих-и Хорезм-шахи».

П. П. Иванов назвал труд Муниса и Агахи «главнейшим источником по истории Хивинского ханства XVIII-XIX вв».

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

В VIII веке арабы завоевали территорию Хорезма, они насильно насаждали мусульманскую веру, арабский язык и арабскую культуру.

В книгах Я. Х. Ильясова о Хорезме перед читателями предстали сильные, смелые, мужественные сыны узбекского хорезмийского...

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

Основные термины (генерируются автоматически): Хорезм, Азия, культура, территория Хорезма, тип людей, древний

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков.

Источники по политической истории и руководству государств Средней Азии в XVIII–XIX веках.

Культура кайрского земледелия в Хорезме | Статья в журнале...

В начале XIX века хивинский хан, осадив Кунгират, уничтожил весь посев кунгратцев и, указав на то, что они в сложном положении, предложил

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.) Материальная культура Хорезма в античном периоде.

Рукописные источники, созданные в Хорезме | Статья в сборнике...

Надо помогать добру в борьбе со злом: не обманывать, выполнять обещанное, творить только добрые дела.

Особое место в историографии Хорезма занимают труды хивинского хана Абулгази

К концу XVIII века политическая обстановка в Хорезме изменилась к лучшему.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

В начале VIII века территория Центральной Азии была завоевана арабами, которые создали здесь государство под названием — Арабский Халифат.

На арену вновь выходит Хорезмское государство, созданное из северного и южного Хорезма в Х веке шахом Маъмуном Ибн...

Исторические корни образа Авазхана из цикла «Гороглы»...

Однажды к нему приходит визирь Хамдам и сообщает, что у мясника Булдура из страны Ваянган, которой правит Юсуф-шах, есть замечательный сын Аваз.

Но дядя Аваза Араб Рейхан преследует Кор-оглы и между ними

А. Н. Самойлович и хорезмская литература XIX века.

Отражение в книге «Фирдавс ул-икбол» социально-политической...

На самом деле, после смерти Эльтузархана на престол Хивинского ханства взошел Абулгазихан V, а Муҳаммад

— С. 323–354; 355–426; Материалы по истории казахских ханств XV-XVIII веков.

4. Худойбергенов К. Из истории правителей Хивы. — Ургенч. «Хорезм», 2008.

Из истории экономических отношений Хорезма в Античной эпохе

Теперь он в свою зону виляния будет притачивать скифов и фрак-киммерийцев живущих на берегах Каспийского и Чёрного моря.

В конце IV в начале VI в. до н. э. на территории Хорезма появилась раннее классовое общество-рабовое государство.

Изучение исторического труда Муниса и Агахи «Фирдавсул-икбал»...

Хрониками этими пользовались и более поздние хорезмские авторы, как, например, мулла Бабаджан в «Тарих-и Хорезм-шахи».

П. П. Иванов назвал труд Муниса и Агахи «главнейшим источником по истории Хивинского ханства XVIII-XIX вв».

Художественная литература о Хорезме (на примере творчества...)

В VIII веке арабы завоевали территорию Хорезма, они насильно насаждали мусульманскую веру, арабский язык и арабскую культуру.

В книгах Я. Х. Ильясова о Хорезме перед читателями предстали сильные, смелые, мужественные сыны узбекского хорезмийского...

Значение Хорезма в исторических отношениях народов Средней...

Основные термины (генерируются автоматически): Хорезм, Азия, культура, территория Хорезма, тип людей, древний

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков.

Источники по политической истории и руководству государств Средней Азии в XVIII–XIX веках.

Культура кайрского земледелия в Хорезме | Статья в журнале...

В начале XIX века хивинский хан, осадив Кунгират, уничтожил весь посев кунгратцев и, указав на то, что они в сложном положении, предложил

Быт и культура народов Узбекистана (XVI – первая половина XIX в.) Материальная культура Хорезма в античном периоде.

Рукописные источники, созданные в Хорезме | Статья в сборнике...

Надо помогать добру в борьбе со злом: не обманывать, выполнять обещанное, творить только добрые дела.

Особое место в историографии Хорезма занимают труды хивинского хана Абулгази

К концу XVIII века политическая обстановка в Хорезме изменилась к лучшему.

Задать вопрос