Библиографическое описание:

Паршина Л. С. Современное размещение зарегистрированных каст Индии // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 402-405.



В статье отображено значение понятия «зарегистрированные касты» и изложены некоторые результаты переписи населения Индии за 2011 год.

Ключевые слова: Индия, зарегистрированные касты, размещение, далиты, неприкасаемые, перепись населения Индии 2011

В 2011 году прошла перепись населения Индии, которая поспособствовала определению численности, демографических особенностей и социальных проблем такой социальной ниши страны, как зарегистрированные касты.

Появление зарегистрированных каст — результат кастовой системы Индии, которая корнями уходит в систему варн. Считается, что деление на варны, или социальные ниши, в Индии существовало уже во время зарождения ведийской цивилизации — приблизительно в период от первого до второго тысячелетия до н. э. [2]

Например, в Законах Ману, датированных приблизительно II в. до н. э., выделяется четыре варны — брахманы (жрецы, ученые), кшатрии (воины, правители), вайшьи (земледельцы, торговцы) и шудры (наемные рабочие, слуги), а также упоминаются лица, которые находятся за пределами данной системы — неприкасаемые. Традиционно варна брахманов самая небольшая по численности, а касты шудр и бывшие неприкасаемые — это самые многочисленные социальные группы. Варновую систему можно представить в виде треугольника, в основании которого находятся самые многочисленные касты, а в вершине — самые малочисленные «высшие» касты.

В средние века варны стали распадаться на касты, и на настоящий момент внутри каждой варны существуют тысячи различных каст. Представитель каждой касты традиционно занимается определенным ремеслом.

Поскольку неприкасаемые находятся за пределами варновой системы, их иногда называют «некастовыми» или «пятой варной».

Европейские авторы XVIII-XIX веков все эти касты собирательно называли «париями» (по искаженному названию одной из каст Южной Индии). Потом они превратились в «угнетенные классы», после Махатма Ганди предложил называть этих людей «хариджанами», т. е. «детьми бога», а Бхимрао Рамджи Амбедкар, активно боровшийся за права неприкасаемых, предложил название «далиты», то есть «угнетенные». В 1931 году во время переписи населения этим кастам было дано название «внешние касты», что означало их расположение вне варновой системы. Тем не менее, в 1936 году колониальными властями был издан указ, утвердивший список «каст, общностей и племен», в отношении которых члены индусской общины соблюдали неприкасаемость. С того времени во всех официальных документах они фигурируют как зарегистрированные касты (Sheduled castes), то есть касты, занесенные в список, «списочные» касты. Под этим же названием они вошли в конституцию Индии 1950 года. Так, официальное название этого класса людей — зарегистрированные касты, а сами представители зарегистрированных каст предпочитают называть себя далитами [3].

Неприкасаемые социально дискриминировались и изолировались от того, что представляло ценность или было священным для «кастовых» индусов. Список этих ценностей отличался в различных регионах, но общими для всей Индии были доступ к источнику воды и храму, в котором находились индусские божества.

В социально-культурном и экономическом отношении далиты были частью традиционной кастовой структуры, сложившейся в каждом отдельно взятом районе страны. Особенность этой структуры состояла в том, что один и тот же вид занятий выполняется кастами, которые в одних районах страны считаются «чистыми», а в других — неприкасаемыми (поэтому они были внесены в список зарегистрированных каст). Однако по всей стране два вида занятий выполняются людьми, которых повсюду считают неприкасаемыми: уборщики и те, кто занимается первичной обработкой кожи.

Характерным является то, что в каждом штате Индии есть свой список зарегистрированных каст. Если сложить такие списки каждого штата, то получится всего около 75 зарегистрированных каст. Некоторые касты насчитывают миллионы человек; самые крупные по численности представителей касты — чамары, бханги, кармакары, дусадхи, дхоби, дхари, дхархи, махары и другие [3].

Представители зарегистрированных каст представляют различные профессии, но большинство из них выполняет тяжелый физический труд. Традиционно «оскверняющими» профессиями считались те, которые предполагают физический контакт, поэтому для представителей зарегистрированных каст характерны такие профессии (кроме вышеупомянутых уборщиков и мастеров кожевенного производства), как сапожники, парикмахеры, мусорщики, прачки и так далее [3].

М. К. Кудрявцев в своей работе «Кастовая система в Индии» пишет, что «на неприкасаемых возложена самая черная, грязная, унизительная, с точки зрения остальных каст, работа. Различные виды этой грязной работы выполняют разные касты. Эти виды различаются степенью ритуальной нечистоты, и соответственно выполняющие их касты занимают разное кастовое положение внутри неприкасаемых… Среди неприкасаемых, т. е. «зарегистрированных каст», хариджанов или некастовых, существует своя иерархия и даже дискриминация низших» [2].

По данным переписи населения Индии за 2011 год, численность людей, относящихся к зарегистрированным кастам, составляет 201,3 млн. человек, или 16,6 % населения Индии.

Наибольшее количество представителей зарегистрированных каст проживает на территории штатов Уттар Прадеш (20, 5 %) и Западная Бенгалия (10, 6 %), то есть более 30 % всех людей, относящихся к зарегистрированным кастам, проживают в этих двух штатах. Во всех остальных штатах доля зарегистрированных каст не превышает 10 %. Население, относящееся к данному классу, распределяется по стране неравномерно — большая часть представителей зарегистрированных каст проживают в северных штатах Индии.

К этим штатам, кроме вышеупомянутых Уттар Прадеша и Западной Бенгалии, относятся Бихар, Пенджаб, Химачал Прадеш и Харьяна, так называемые штаты хиндиязычного пояса. Эти штаты отличаются высокой концентрацией населения и социально-экономической отсталостью. Наименьшая доля зарегистрированных каст в населении штатов северо-востока страны, что связано с распространением в этом регионе христианства и буддизма; кроме того, этот регион отличается этническим составом [1].

Наиболее низкая доля представителей зарегистрированных каст в «передовых» экономически развитых штатах Гуджарат, Махараштра, Керала; штате Джамму и Кашмир, который отличается от остальных высокой долей мусульман в населении; «туристическом» штате Индии Гоа и в северо-восточных небольших по площади штатах Индии, что связано, в первую очередь, с принадлежностью населения этих штатов к этническим и конфессиональным группам, не практикующим разделение на кастовую систему. В двух штатах Индии — Арунчал Прадеш и Нагаленд — не проживает ни одного представителя зарегистрированных каст. Эти штаты также относятся к штатам северо-востока страны.

Карта, представленная на рис. 1, отображает долю зарегистрированных каст от общего населения каждого штата Индии.

Доля ЗК в населении.gif

Рис. 1. Доля зарегистрированных каст в населении штатов Индии. Составлено автором по [4]

Анализ данных переписи подтверждает, что зарегистрированные касты — одна из крупнейших по численности социальных прослоек населения Индии. Эта социальная ниша — одна из самых социально незащищенных в стране. Проблема ее существования — одна из самых актуальных проблем не только внутри страны, но и для современного демократического общества. Благодаря индийскому правительству в стране появился средний класс зарегистрированных каст, появилась далитская интеллигенция. Освобождение далитов от традиционных ограничений и дискриминации, связанных с неприкасаемостью, происходит медленно и достаточно тяжело. Полное изживание этого явления связано с глубинной перестройкой массового сознания, поскольку для последователей индуизма существование данной прослойки населения представляется естественным. Индия совершает ряд экономических реформ для искоренения «проклятия бедности», повышается уровень грамотности, снижается безработица, но стране предстоит еще большой путь до установления равенства во всех сферах деятельности человека.

Литература:

  1. Дубовикова Г. Ф., Булин И. А. ред. Народы Южной Азии. — АН СССР, 1963
  2. Кудрявцев М. К. Кастовая система в Индии. — М.: Наука, 1992.
  3. Юрлова Е. С. Индия. От неприкасаемых к далитам. Очерки истории, идеологии и политики. — М.: ИВ РАН, 2003.
  4. Census of India: Office of the Registrar General & Census Comissioner [Электронныйресурс] // сайт.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle