Автор: Халтакшинова Диана Валентиновна

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (109) март-1 2016 г.

Дата публикации: 01.03.2016

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Халтакшинова Д. В. Кашмир: от Британской империи к первой индо-пакистанской войне // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 561-563.



Середина ХХ века для Британской империи ознаменовалась началом падения колониальной системы, которое в 1940-е годы обозначило в Британской Индии новые принципы территориально-пограничного деления и сделало неизбежным этнополитический и конфессиональный конфликт в Кашмире. Его изучение помогает понять последствия колониального раздела после Второй мировой войны в глобальном мире.

Раздел Индии стал трагедией для нескольких поколений индийцев и кашмирцев, представляющих разные религиозные общины. В основе кашмирской проблемы лежат различные представления Индии и Пакистана о путях решения судьбы Кашмира, которые стали причиной четырех войн (1947 -1948 гг., 1965 г., 1971 г. и 1999 г.).

Для того чтобы определить причины длительной конфронтации необходимо изучить истоки проблемы и проследить динамику конфликта.

Британская империя успешно приводила в жизнь политику «разделяй и властвуй». Эта политика затронула и территорию Джамму и Кашмира, условно делившуюся на три части по расселению народов: северная и центральная — мусульманские, южная (Джамму)- индусская, восточная (Ладакх)- буддистская.

Англичане, после окончания англо-сикхской войны в 1846 году передали управление княжеством в руки Джамму-махарадже Гулаб Сингху — представителю народа догра и приверженцу индуизма. Тем самым колониальные власти отдавали приоритет индуизму, поддерживая местных правителей, в то время как преобладающее число населения являлось мусульманами. Гулаб Сингх вступил на престол и подписал Амритсарский договор (16.03.1846 г.), по которому выплатил 75 лакхов за Кашмир, с того времени вся деятельность махараджи была направлена на служение Британской Индии, а княжество стало одним из придатков империи [1].

Особенностью правителей догра было коммунальное мировоззрение, которое проявлялось в дискриминации мусульман на основе религии и параллельном вмешательстве во внутренние религиозные дела.

На рубеже 50–60-х гг. 19 в. большое количество мусульманских святынь и мечетей было конфисковано и объявлено государственной собственностью. Для того чтобы остановить распространение ислама, был принят закон, по которому, индус, перешедший в ислам, лишался права наследования, а если наоборот, то обретал это право [2, с.5]. Кроме того, те, кто обратился в ислам, были подвергнуты различным «трудностям и неудобствам со стороны местных властей» [3, с.156].

Права мусульман ущемлялись не только в политической, экономической сферах, но и в духовной, включая образование. В 1891–1892 гг. из 52, 576 тыс. индусов 1327 человек получили государственное образование, а из 757,433 мусульман такое же образование получили 233 человека [4, с.158]. Следует отметить, что та часть мусульман, получившая образование, не могла реализоваться по специальности из-за религиозной дискриминации. В районах, где не проживали индусы, открытие школ не подразумевалось.

Представители ислама не могли свободно исполнять религиозные обряды, обучать своих детей родному языку в школах, развивать национальную литературу. Также мусульманам был закрыт доступ в армию. Это приводило к разорению и нищете большей части населения и лишало крестьянство источника доходов, чем являлась военная служба. Мусульмане, терпевшие не одно десятилетие притеснений, во время визита вице короля Рединга в Кашмире (1924 г.) представили меморандум, в котором были изложены страдания населения. Мусульмане просили образовательных льгот, предоставления права заниматься государственной службой, предоставление имущественных прав [5, с.87]. Ответной реакцией правительства стало изгнание людей, подписавших документ.

В первой половине ХХ в., Мусульманская Лига (МЛ) активизировала работу партии. Одним из главных итогов совместного труда стало принятие Лахорской декларации 1940 г., заложившей основу создания мусульманского государства Пакистан. Декларация гласила: «районы, в которых мусульмане находятся в численном большинстве… будут автономными и суверенными» [6]. МЛ хотела сохранить и защитить самобытность, в соответствии со своими идеалами, которые могли быть подавлены индусским большинством. В таких условиях зародилась теория двух наций Мухаммеда Али Джинны- лидера Мусульманской Лиги.

В 1944 г. Джинна пытался усилить влияние в Кашмире и для этого, опираясь на некоторых своих сторонников, недовольных левой политикой руководства Национальной конференции, создал новую организацию — Мусульманскую конференцию [7, с. 171]. Однако ее влияние в Кашмире было чрезвычайно слабым.

Какова была реакция в самом Кашмире на планы по образованию мусульманского государства? В 1946 г. шейх Абулла — председатель Мусульманской конференции, выступил с заявлением, что образование Пакистана не поможет мусульманской общественности в политической и экономической независимости, поэтому народу Индии необходимо координирование и объединение движения с проявлением индо-мусульманского единства: «Большинство людей являются мусульманами, и нет необходимости бояться индусского господства».

Реакцией на такое заявление стала отправка делегации рабочим комитетом ИНК в Кашмир для расследования политических условий в этом княжестве. Народ Кашмира в полной мере осознавал факт, что конгресс не имеет к ним симпатии, главным интересом которого было превращение Кашмира в антипакистанскую базу [8].

Осознавая факт скорого начала деления территорий между двумя главными партиями Индии, глава ведомства Мусульманской конференции Чаудри Хамидулла Хан выступил в мае 1947 года со следующим заявлением для прессы: «Кашмир должен держать себя в стороне от бойни и кровопролития, он должен вести сильную и смелую политику. Его величество махараджа должен объявить Кашмир независимым» [9]. Заявление свидетельствовало о появлении третьего мнения о судьбе княжества — о независимости.

В июне 1947 г. вице-король Маунбеттен представил окончательный план раздела Индии. Индия делилась по религиозному признаку: на Индийский союз и Пакистан. Мусульман из Индии стремились объединить в рамках Пакистана и отделить их от не мусульман [10, с.33]. Образованные государства получали права доминионов. Княжествам предоставлялось право решать, в какое из новообразующих государств они войдут [11, с. 64]. План был относительно прост только на бумаге: результатом необдуманного решения правительства стала судьба Кашмира. Когда встал вопрос о судьбе княжества, ни махараджа Кашмира- Хари Сингх, ни Национальная конференция не высказались за присоединение к Пакистану. Махараджа заявил о том, что он хочет объявить Кашмир независимым государством [12, с. 4], а Национальная конференция требовала включения Кашмира в Индийский союз. По мнению Джавахарлала Неру, «маленькое национальное государство обречено на гибель. Оно может выжить в качестве культурно-автономной территории, но не как политически независимое государство» [13; 589].

В июле 1947 г. английский генерал-губернатор Индии лорд Маунбеттен посетил Сринагар и заверил махараджу, что Индия якобы не будет возражать, если Кашмир войдет в состав Пакистана. Хари Сингх, однако, не решался присоединиться ни к Пакистану — из-за промусульманской политики, ни к Индии — из-за опасения усиления демократического движения.

Попытка английских властей включить Кашмир в состав Пакистана путем давления на махараджу не удалась. Английские власти при содействии пакистанского правительства попытались разрешить вопрос путем организации вторжения в Кашмир пакистанскими войсками под видом независимых афганских племен.

14 августа 1947 г. английская колония — Британская Индия получила независимость, и была разделена на два доминиона: Пакистан и Индийский Союз. Вопрос о принадлежности бывших княжеств был непосредственно поставлен на повестку дня и требовал скорейшего решения.

Для индийской элиты вариант исхода событий в пользу Пакистана не радовал, учитывая то, что махараджа был индусом, помимо этого председатель ИНК Дж.Неру был родом из Кашмира. Индусы психологически не были готовы к такому повороту событий. Следует не забывать и буддистов Ладакха, которые не хотели бы жить в государстве полном мусульман. В то же время нужно отметить, что Шейх Абдулла был другом Дж.Неру, который мог повлиять на итог процесса определения. Шейх Абдулла в свою очередь не исключал варианта превращения Джамму и Кашмира в независимое и нейтральное государство.

Немаловажным фактором в определении судьбы Кашмира являлось население княжества с доминирующей численностью мусульман, территория расселения которых граничила с Пакистаном. Учитывая все факторы, рабочий комитет конференции посчитал присоединение Кашмира к Пакистану наиболее приемлемым вариантом. Комитет обратился к жителям Кашмира, вне зависимости от касты и вероисповедания, объявить единогласную просьбу махарадже о присоединении к Пакистану. В случае возникновения каких-либо сомнений по поводу общественного мнения, махараджа должен был объявить о референдуме, на котором все взрослые должны иметь право голоса по вопросу о выборе доминиона. Рабочий комитет выразил надежду о том, что весь народ поддержит этот демократический метод.

Хари Сингх осознавал географическую особенность территории, ее границы с двумя доминионами, с которыми княжество имеет экономические и культурные связи, поэтому махараджа попросил помощи у правительства Маунбеттана: «Мне необходимо время, чтобы решить к какому доминиону присоединиться, или же стать независимым и сохранить дружественные отношения с ними» [14].

К середине августа 1947 г., т. е. к моменту официального провозглашения независимости Индии и Пакистана, махараджа Джамму и Кашмира так и не принял окончательного решения о будущем княжества. Стремление Пакистана предотвратить вхождение Джамму и Кашмира в состав Индии было подкреплено довольно существенно — в ночь с 21 на 22 октября 1947 г. на территорию княжества вторглись вооруженные отряды пуштунских племен из Северо-Западной пограничной провинции Пакистана, подкрепленные пакистанскими «добровольцами», под видом которых выступали подразделения пакистанской армии.

Неоднократные просьбы махараджи о прекращении действий игнорировались пакистанской стороной. У махараджи не было выбора, кроме того, как обратиться за помощью к индийской стороне — Хари Сингх присоединил княжество к Индии.

По существу литера «К» —Кашмир выпала из Пакистана, которой впору было называться «Паистаном» — страна «пайс». «Пай» — мелкая медная монета, грош. Совокупность событий привела к первой индо-пакистанской войне.

Таким образом, некогда единый народ Британской Индии, боровшийся за предоставление независимости, стал враждующим. Камнем преткновения в отношениях между Индией и Пакистаном стала территория Кашмира. Княжество Джамму и Кашмир длительное время управлялось умелой политикой «разделяй и властвуй», сумевшей посеять между индусами и мусульманами раздор, продолжающийся и в современном мире.

Литература:

  1. Treaty of Amritsar; March 16, 1846. — URL:http://www.jammu-kashmir.com/documents/instrument_of_accession.html.- Date of access 11.11.2015

2. Showkat Ahmad Wani /Nature of the Dogra State and the condition of the Muslims of Kashmir (1846–1930)// Journal of Scientific and Research Publications.- 2015.-№ 5.- 54 р.

3. Syed Taffazull Hussain. Sheikh Abdullah-A Biography: The Crucial Period 1905–1939 /Syed Taffazull Hussain.- 371 р.

  1. Тамже.
  2. Lamb, A. Kashmir a Disputed Legacy/A.Lamb.-
  3. Hertfordshire: Roxford Books, 1991. — 368 р.
  4. Pakistan Resolution of the Lahore Session of the All India Muslim League February 22-March 4, 1940.-URL: http://ikashmir.net/historicaldocuments/51–75.html.- Date of access 15.10.2015
  5. Дьяков А. М. Индия во время и после второй мировой войны (1939–1949)/ А. М. Дьяков.-М.: Академия наук, 1952.- 261 с.
  6. Statement of Mirwaiz Moulvi Yousuf Shah on Congress Working Committee Resolution; 25th November, 1946.-URL:http://ikashmir.net/historicaldocuments/.- Date of access 11.11.2015
  7. Press Statement: Chowdhry Hamidullah Khan President Jammu and Kashmir Muslim Conference; 10th May, 1947.- URL:http://ikashmir.net/historicaldocuments/.- Dateofaccess23.09.2015
  8. Белокреницкий В. Я. Пакистан-Индия: конфронтационная стабильность // Международные процессы.- 2006.- № 2.-200 с.
  9. Хрестоматия по новейшей истории стран Азии и Африки. Томск, 2008. С.169
  10. Известия, № 156, 1947.
  11. Неру Джавахарлал. Открытие Индии. перевод с английского.- М.: Издательство иностранной литературы, 1955. — 652 с.
  12. Maharaja's Accession Offer to India.- URL:http://ikashmir.net/historicaldocuments/101–125.html.- Date of access 07.05.2015
Основные термины (генерируются автоматически): Хари Сингх, судьбы Кашмира, Британской Индии, решения судьбы Кашмира, махараджа Кашмира, определении судьбы Кашмира, территория Кашмира, превращение Кашмира, Народ Кашмира, судьба Кашмира, присоединение Кашмира, включения Кашмира, жителям Кашмира, состав Пакистана, судьбе княжества, Британской Индии новые, служение Британской Индии, махараджа должен, народ Британской Индии, различные представления Индии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос