Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 19. Искусство отдельных стран и народов

Опубликовано в

III международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Санкт-Петербург, июль 2017)

Дата публикации: 03.05.2017

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Журиха А. М. Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 66-68. — URL https://moluch.ru/conf/artcult/archive/247/12374/ (дата обращения: 15.08.2018).



В статье отражены понятие модернизма в изобразительном искусстве Индии в ХХ веке, его виды, основные отличительные признаки и особенности, приведено описание художественного творчества наиболее ярких представителей данного направления в изобразительном искусстве Индии.

Ключевые слова: модернизм, кубизм, примитивизм, романтический примитивизм, изобразительное искусство, народное искусство, художник

Возникновение и развитие течений модернизма в живописи Индии относится к началу ХХ столетия. Данный процесс обусловлен двумя важными обстоятельствами. Во-первых, Индия — страна, имеющая колониальное прошлое, в связи, с чем ее общественно-экономическое развитие «застряло» на средневековой полуфеодальной формации. Во-вторых, начало развития капитализма в Индии тесно связано с ростом национального самосознания и освободительного движения, которые выражались в борьбе с европейскими влияниями в плоскости идеологии, культуры и искусства. Позже, к середине ХХ века с завоеванием суверенитета, отношение к Западу меняется. Указанные обстоятельства отразились как на общем характере развития живописи Индии, в начале XX веке, так и на возникновении в нем модернистских течений.

Согласно Т. Г. Поповой в современной живописи Индии, наполненной зачастую непримиримыми противоречиями, можно видеть сложную и острую борьбу и взаимовлияние различных течений. Учитывая данный процесс можно отследить на различных этапах соотношение национального искусства, традиций, роли национального искусства и европейских течений, начиная от академических до авангардных [8, c. 138].

По мнению О. Прокофьева в живописи борьба против чуждого индийскому народу влияния в живописи вылилась в возникновении национальных живописных школ, которые вопреки своей односторонности сыграли прогрессивную роль особенно в начале своего развития. И если возникшие в Индии в 20-х годах ХХ столетия модернистские течения в начале не были приняты национальными художниками, то позже когда национальные художественные школы уже исчерпали свою прогрессивную роль, именно они стали первыми проводниками модернизма в живописи Индии [7, с. 127].

Как считает У. Наир, первым ответом модернизму индийских художников было увлечение кубизмом, данное направление довольно широко распространилось в живописи Индии. Первым художников, кто увлекся данным модернистским, течением был Гаганендранат, прославившийся в 1917 году серией мультипликационный литографии. Для Гаганендраната, художественные особенности присущие кубизму: изломанные поверхности, игра света и тени, выступили наиболее захватывающими [10, с. 24]. Позднее творчество Гаганендраната, например, «полеты поэтического воображения», могут быть причислены к «посткубистическим», и определять как источник, так и его преображение. Общие мотивы, реализуемые Гаганендранатом в его позднем творчестве, происходят и от его увлечения игрой калейдоскопа, инструментом, всегда привлекавшим его.

Г. Рид указывает, что второе течение модернизма в индийском живописном искусстве провоцирует принять во внимание еще один всеобъемлющий феномен, корни которого находятся в западноевропейской мысли: примитивизм. Первый значимый художник Индии, использовавший примитивизм в качестве средства художественной выразительности, стал Р. Тагор, выступив первопроходцем, он очень эффектно применил чисто «экспрессионистские» искажения объекта в своем творчестве. Р. Тагор был поэтом и увлекся живописью ради игры, зените своей славы поэта, когда ему исполнилось 67 лет, часто включая свои рисунки в текст. Р. Тагор не стремился превзойти европейский авангард, а искал свое выражение художественного примитивизма [9, с. 121]. Р. Тагору присуще некоторые индивидуальные черты в данном модернистском течении: игра, создание рисунков из пересечений в тексте, «затирания». В черновиках Р. Тагора прослеживается эксперименты с бенгальским письмом и визуальными эффектами оформления некоторых текстов. «Затирания», выполнены с помощью ручки и чернил, и размываются в границах определенной цветовой гаммы, тем самым принимая формы человека и животных.

По утверждению В. Хофмана еще одним значимым представителем индийского модернизма была А. Шер-Гил. Художественный поиск примитивистских форм Шер-Гил реализовался в увлечении таитянской живописью Гогена. Художница заявила о своей миссии изображать жизнь бедных, отверженных, униженных, незаметных. Ей был создан плотный «текстурный» стиль, который несколько схож с движением Нео Сачличкейт [11, с. 130].

Ярким представителем модернизма в живописи Индии до 1947 года был Д. Рой, который последовательно идеологически обосновал примитивизм. В отличие от Шер-Гил, которая идеализировала «детей земли», Рой довел эту идею до логического конца. В начале своего художественного творчества Д. Рой искал «аутентичность» национальной выразительности в живописи, проводя художественные эксперименты, как с восточными, так и с западными стилями, начиная от академического натурализма и импрессионизма и завершая ориентализмом и китайской акварелью. Результаты творчества Д. Роя как художника-националиста нужно рассматривать в тесной взаимосвязи с особенностями его восприятия собственного индийского искусства. Д. Рой, считал, что индийское народное искусство не может создаваться с применением импортных красящих пигментов. Поэтому он не применял масляную живопись, а использовал местные и органические пигментам. Так же Д. Рой предпочел Калигхату деревенскую свитковую живопись, объясняя, сей шаг тем, что Калигхат уж очень близок урбанистическому и колониальному духу Калькутты [4, с. 165]. Проникновение модернистских течений в живопись Индии имело огромное культурное значение.

Расширился социальный состав художников, появились живописцы, имеющие скромное происхождение. Многие из художников в своем творчестве стремились вернуться к своим «деревенским корням». В живописи Индии возникли две противоречивые, а подчас и взаимоисключающие тенденции — космополитизма и национализма, городского и сельского уклада, что придавало определенную остроту работам художников Индии периода модернизма [2, с. 180].

На закате эры колонизации изобразительное искусство Индии взяло на себя все, более расширенные, социальные обязательства, художники симпатизировали социализму. Это выразилось в создании художественных группировок сторонников «прогрессивного искусства», выходцев из разных частей Индии, которые категорически отрицали художественный национализм ради социальной справедливости и равенства. Прогрессивные художники объявили себя модернистами, сопротивляющимися мертвой, безжизненной традиции, провозгласив своими кумирами Д. Роя, А. Шер-Гил и Р. Тагора, а своей целью — создание Бенгальской школы «историцизма».

Самая ранняя группа «прогрессивных художников» возникла в Калькутте в 1945 году на фоне великого Бенгальского голода 1943 года. В число членов группы входили художники Паритош Сен, Гопал Гхоз, Нирод Мазумдер, Субхо Тагор и Зайнул Абедин. Среди всех остальных, Абедин обрел известность как автор числа шокирующих зарисовок на тему голодного времени [1, с. 180].

Итак, модернизм в изобразительном искусстве Индии — общее определение разноплановых явлений, которым свойственно отрицание старого, традиционного искусства. Сюда можно отнести экспрессионизм, и кубизм, примитивизм и др. Модернизм провозглашает превосходство искусства над реальностью.

Литература:

  1. Герман М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века: Учебное пособие. — М: Азбука-классика, 2008. — 233 с.
  2. Ивашенцов Г. А. Индия: Учебное пособие. — М.: Мысль, 2009. — 266с.
  3. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы: Учебное пособие. / Пер. с англ. Матвеевой А., Кистяковской К., Обуховой А. – М.: Художественный журнал, 2013. — 300 с.
  4. Короцкая А. А. Сокровища индийского искусства: Учебное пособие. — М. Владос, 2016. — 290 с.
  5. Ольденбург С. Ф. Культура Индии: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2011. — 288 с.
  6. Прокофьев О. Искусство Индии: Монография. — М.: Наука, 2014. — 300 с.
  7. Прокофьев О. Зарождение и развитие модернизма в искусстве Индии // Модернизм: Анализ и критика основных направлений. Сборник научных статей / Под. ред. В. В. Ванслова и Ю. Д. Колпинского. — М.: Искусство, 2010. — С. 127–138.
  8. Попова Т. Г. г Модернизм в искусстве Индии// Художественная культура XX века: Сборник научных статей. — М.: Изобразительное искусство 2002. – С. 138–144.
  9. Рид Г. Краткая история современной живописи. — М.: Искусство XXI век, 2006. — 244 с.
  10. Ума Наир Индийские модернисты // Перспективы. 2010. – № 6. — С. 23–36.
  11. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы: Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2014. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): живопись Индии, изобразительное искусство Индии, художник, художественное творчество, Рой, прогрессивная роль, позднее творчество, национальное искусство, модернизм, живопись.

Ключевые слова

модернизм, народное искусство, изобразительное искусство, художник, кубизм, примитивизм, романтический примитивизм

Похожие статьи

живопись Индии, изобразительное искусство Индии...

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века. живопись Индии, изобразительное искусство Индии, художник, художественное творчество, Рой, прогрессивная роль, позднее творчество, национальное искусство, модернизм, живопись.

Изобразительное искусство древнего Китая: истоки и значение

живопись Индии, изобразительное искусство Индии, художник, художественное творчество, Рой, прогрессивная роль, позднее творчество, национальное искусство, модернизм, живопись.

Развитие живописи Узбекистана в период независимости

живопись Индии, изобразительное искусство Индии, художник, художественное творчество, Рой, прогрессивная роль, позднее творчество, национальное искусство, модернизм, живопись.

Авангард в изобразительном искусстве | Статья в журнале...

В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо...

Метафизика цвета Герхарта Рихтера | Статья в журнале...

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века. Ярким представителем модернизма в живописи Индии до 1947 года был Д. Рой, который последовательно идеологически обосновал примитивизм.

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

выставка, изобразительное искусство, художник, искусство, национальное искусство, Москва, русская живопись, русская публика, академия художеств, реалистическая живопись.

Неоакадемизм у истоков компьютерного искусства в России

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века.

Основные термины (генерируются автоматически): живопись Индии, изобразительное искусство Индии, художник, художественное творчество, Рой...

Особенности стиля фэнтези в современном изобразительном...

выставка, художник, изобразительное искусство, искусство, русская публика, русская живопись, реалистическая живопись, национальное искусство, Москва, академия художеств.

Философско-культурологическое осмысление темы отчуждения...

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века. живопись Индии, изобразительное искусство Индии, художник, художественное.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

живопись Индии, изобразительное искусство Индии...

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века. живопись Индии, изобразительное искусство Индии, художник, художественное творчество, Рой, прогрессивная роль, позднее творчество, национальное искусство, модернизм, живопись.

Изобразительное искусство древнего Китая: истоки и значение

живопись Индии, изобразительное искусство Индии, художник, художественное творчество, Рой, прогрессивная роль, позднее творчество, национальное искусство, модернизм, живопись.

Развитие живописи Узбекистана в период независимости

живопись Индии, изобразительное искусство Индии, художник, художественное творчество, Рой, прогрессивная роль, позднее творчество, национальное искусство, модернизм, живопись.

Авангард в изобразительном искусстве | Статья в журнале...

В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо...

Метафизика цвета Герхарта Рихтера | Статья в журнале...

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века. Ярким представителем модернизма в живописи Индии до 1947 года был Д. Рой, который последовательно идеологически обосновал примитивизм.

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

выставка, изобразительное искусство, художник, искусство, национальное искусство, Москва, русская живопись, русская публика, академия художеств, реалистическая живопись.

Неоакадемизм у истоков компьютерного искусства в России

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века.

Основные термины (генерируются автоматически): живопись Индии, изобразительное искусство Индии, художник, художественное творчество, Рой...

Особенности стиля фэнтези в современном изобразительном...

выставка, художник, изобразительное искусство, искусство, русская публика, русская живопись, реалистическая живопись, национальное искусство, Москва, академия художеств.

Философско-культурологическое осмысление темы отчуждения...

Модернизм в изобразительном искусстве Индии ХХ века. живопись Индии, изобразительное искусство Индии, художник, художественное.

Задать вопрос