Библиографическое описание:

Шепель А. С. Коммуникативная специфика интернет-пространства // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1308-1310.



Интернет стал средой коммуникации, механизмом производства и распространения информации, а также инструментом для сотрудничества и общения людей, охватывающей весь земной шар. Интернет — это вторичная среда обитания, полностью копирующая аналоговую реальность и обладающая своими законами воспроизведения и функционирования информации. В 2011 году ООН признала право на доступ в Интернет в качестве неотъемлемого права человека, с этих пор лишение возможности выхода в сетевое информационное пространство является нарушением прав граждан.

Сегодня Интернет является основной средой развития современного информационного общества. Он предоставил пользователям инструменты для создания самого разнообразного контента, в различных его представлениях (будь то текст, фото, аудио, видео), оперативного обмена информацией и осуществления взаимодействия в режиме реального времени без территориальных ограничений. Популярность и доступность интернет-пространства стремительно выросли, что привело к тотальной «оцифровке» социальных коммуникативных процессов. В цифровой форме информация быстро и легко транспортируется по всему миру. Кроме этого, у Всемирной паутины есть ряд неоспоримых преимуществ таких, как интерактивность, гипертекстовая природа, мультимедийность, открытость, доступность, децентрализация, географическая независимость, оперативность, персональный подход, относительная нефиксированность объема и дешевизна.

Развитие технологии производства и передачи информации в цифровой форме и распространение сети Интернет спровоцировали своеобразную социальную революцию, в процессе которой каждый индивидуум пытается реализовать себя. Процесс этот сложный и неоднозначный: с одной стороны, ведущий к глобализации и демократизации коммуникации, с другой стороны порождающий различные формы межличностной изоляции и эскапизма.

Как подчеркивает Я. Н. Засурский, Интернет «создаёт новую реальность, которую считают виртуальной, но которая оказывает серьёзнейшее влияние на реальную экономику и реальную информационную сферу» Далее исследователь отмечает, что Интернет является ключевым образующим элементов современной информационной сферы России, обеспечивая свободный доступ к различным типам информации для личным и профессиональных нужд [1, с. 24–27].

Интернет-пространство обладает целым рядом специфических свойств, наиболее важными среди которых являются: гипертекстуальность, интерактивность и мультимедийность.

Уникальным свойством Интернета является его гипертекстуальность. Существует несколько определений данного понятия. Так, в словаре культуры XX века под редакцией Руднева приводится следующее определение:

«Гипертекст — текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов, одновременно составляя единство и множество текстов» [5]. Гипертекстуальность дает возможность расширять содержание информационных сообщений, отсылать читателя к другим ресурсам Интернета.

А. Калмыков иЛ. Коханова немного иначе трактуют данный термин: «Гипертекст — это целостный текст, содержащий смыслы, раскрывающиеся при прочтении через произвольную актуализацию связей с другими текстами и с текстом социокультурной реальности в целом Простейший пример гипертекста — это любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки к другим статьям этого же словаря» [3, с. 182].

Лучше ориентироваться в представленной информации помогает гипертекст, с помощью ссылок на публикации он расширяет тематическое поле любого контента. Различают контекстуальные и тематические гиперссылки. Контекстуальный гипертекст, размещают внутри текста, это облегчает поиск информации, так как позволяют более четко структурировать, благодаря чему сокращается время на поиск информации.Для информирования аудитории наиболее продуктивно используют возможности интернета тематические ссылки. Они помогают читателю ознакомиться с другими материалами, с другими источниками по данной теме, обычно они выносятся за пределы основного текста и располагаются в боковом меню.

Если говорить о гипертекстуальности в интернет-СМИ, то она выражается в том, что электронный текст способен встраивать в себя связи с другими страницами и сайтами при помощи гиперссылок. Данное явление порождено современной природой Интернета, хотя оно присутствовало и раньше в печатной прессе в виде отсылок на прошлые выпуски газеты или публикации. Однако в интернет-СМИ гиперссылка неразрывно связана с самим текстом, что позволяет читателю составлять свой собственный уникальный «метатекст», оптимально отвечающий его информационным запросам.

Гипертекстуальность также различается разными подходами к источникам информации: внутреннюю и внешнюю гипертекстуальность. Внутренняя ориентирует читателя в пределах одного и того же ресурса, например, отсылает к другим статьям по той же теме или к материалам того же автора. Многие российские информационные интернет-порталы используют преимущественно внутренние ссылки. Это объясняется маркетинговыми стратегиями ресурсов, желание удержать читателя на сайте. Также гиперссылки в интернет-журналистике используются для соблюдения авторского права. Любой материал, взятый из другого интернет-источника, должен быть указан гиперссылкой на оригинал.Гипертекст как проявление интерактивности наблюдается, когда линейная последовательность текста меняется беспорядочной или целенаправленной деятельностью читателя. Читающему предоставляется право менять сценарии чтения по своему усмотрению, тогда как в «традиционном», линейном тексте это сделать не получится. Так что можно сказать, что гипертекст — это тоже интерактивное искусство.

Под интерактивной природой Интернета понимается возможность взаимодействовать с контентом ресурса, подстраивая его под свои информационные потребности и возможность полноценной коммуникации с пользователями. Главное отличие интерактивности — быстрая реакция на сообщение или информацию, находящейся в контексте предыдущих сообщений.

Интерактивность так же является одной из специфических возможностей СМИ в Интернете. Исследователь А. А. Калмыков под интерактивностью понимает «предоставление возможности читателю выразить свое отношение к публикации», а. первым элементарным проявлением интерактивности — клик по заголовку заинтересовавшей статьи [2, с. 84]. Диалоговость заложена в саму технологию Интернета, что снижает эффективность СМИ, придерживающихся «традиционной» схемы коммуникации с аудиторией. Интернет обеспечивает эффективную обратную связь как техническую, связанную с возможностями отслеживать действия пользователей, так и социальную — диалог с аудиторией, чего не хватает другим средствам коммуникации. Однако возможность генерировать сообщения непосредственно в «теле» СМИ ведет к изменению восприятия публикаций интернет-издания. Материал воспринимается в совокупности с сопутствующими комментариями, которые могут противоречить основному сообщению и даже замещать его в сознании аудитории. Данный эффект сегодня, к сожалению, лежит в основе целого ряда активно используемых пропагандистских приемов, нарушающих нормальное функционирование интернет пространства.

Называть интерактивность свойством исключительно интернет-изданий — некорректно, её можно встретить и в традиционных СМИ. Это могут быть звонки или письма в редакцию, это тоже проявление интерактивности. Но преимущество всё же остается за интернет-журналистикой, потому что именно здесь интерактивность развилась и стала одной из главных отличий нового вида СМИ. В уфимских интернет-порталах интерактивное общение с аудиторией используется не менее активно, чем в федеральных. Так, на сайте уфимского интернет-СМИ Ufa1.ru некоторые новостные заметки сопровождаются 150–200 комментариями читателей, это говорит об активности аудитории данного портала. Комментировать публикации авторов можно у большинства региональных интернет-ресурсов. Причем региональная принадлежность портала помогает развитию интерактивности. Т. к. проблемы, затрагиваемые региональными журналистами востребованы и ближе к аудитории, а потому вызывают более живой интерес и отклик.В результате, читатель становится соавтором, равноправного участником коммуникации.

Ещё одним отличительным качеством интернет-пространства является мультимедийность.Данное качество интерактивного коммуникативного пространства позволяет в пределах одного ресурса (даже одного материала) размещать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию По определению известного современного медиаисследователя Мануэля Кастельса, мультимедиа — это «волшебный ящик», который мог бы открывать «глобальное окно безграничных возможностей интерактивной связи в видео-, аудио- и текстовых форматах» [4, с. 220].

Мультимедийное представление информации начало развиваться задолго до появления Интернета. Фактически, телевидение уже можно назвать мультимедийным каналом массовой информации, но только Интернет благодаря своим техническим возможностям позволяет использовать мультимедиа в полной мере. Благодаря этому журналисты могут расширять объёмы информации и её содержание. Можно использовать мультимедиа в полной мере позволяя представлять информацию практически во всех возможных формах.

С технической точки зрения, мультимедиа — воссоздание в едином программно-техническом комплексе различных физических сред, с помощью которых человек общается с окружающим миром: звук, текст, статическая и динамическая графика, мультипликация (анимация) и видео. Благодаря появлению средств мультимедиа стала возможной компьютерная интеграция статического (текст, графики, рисунки) и динамического (аудио, видео, анимация) содержимого. Комбинация узлов и связей в системе гипертекста со средствами мультимедиа позволило создать новую среду, принципиально отличную от простого сочетания этих двух компонентов — гипермедиа [6, с. 60].

Интернет предоставляет инструменты для принципиально нового цифрового бизнеса, где товар не имеет физического носителя, что полностью меняет экономику его производства. Интернет является принципиально новой коммуникативной средой отличной от традиционных каналов коммуникации. Он полностью реализует принципы интерактивности информации, позволяя каждому пользователю организовать своё индивидуальное информационное пространство, которое будет максимально соответствовать его информационным запросам и ожиданиям.Современная концепция интернета подразумевает высокую интерактивность информации и наличие большой доли индивидуальных сведений. Это стало возможным за свет массового автоматизированного сбора персональных данных пользователя и автоматической ориентации предоставляемого контента на полученные данные под индивидуальный портрет пользователя.

Литература:

  1. Засурский Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой информации // Информационное общество, 2001. — С. 24–27
  2. Калмыков А. А., Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ, М., 2009 С. 84
  3. Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М., 2005. С. 182
  4. М. Кастельс. Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. С. 220.
  5. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997. http://lib.ru/culture/rudnew/slowar.txt
  6. Успенский И. В., ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ: Учебник.– СПб.: Изд-во СПГУЭиФ, 2003. С. 60

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle