Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э., Калпакова Н. А. Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1032-1035.



В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания,эмпатия, педагогическая деятельность, профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Профессия учителя относится к сфере профессий типа «человек — человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и наиболее подвержены влиянию эмоционального выгорания. В настоящее время этот синдром удостоен диагностического статуса.

Широкому изучению подвергнуты вопросы, связанные с личностными особенностями педагогов, влияющими на формирование синдрома эмоционального выгорания, но недостаточно изучены вопросы, связанные с влиянием на данный процесс эмпатии.

Важно отметить, что в профессиональной деятельности педагогов общение с обучающимися занимает одно из важнейших мест. Эмпатия педагога способствует формированию положительного контакта между педагогом и учеником, является существенным элементом, влияющим на успешность освоения любого знания [5].

Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г.Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние эмоционального, умственного и физического истощения, вызванное хроническим стрессом, чаще всего на работе [1, c. 59]. Больше всего выгоранию подвержены люди, работающие в системе «человек-человек»: воспитатели детских дошкольных учреждений, учителя, преподаватели, врачи, социальные работники.

Можно выделить два основных фактора, играющих существенную роль в формирование синдрома эмоционального выгорания — личностный и социальный.

Социальный фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания, — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т. д.) [3, c. 23].

Изучению роли личностных факторов в формирование синдрома эмоционального выгорания посвящены работы известных зарубежных и отечественных ученых: С. Маслач, Е. Махер, К. Кондо, Т. В. Форманюк, А. К. Марковой, Д. В. Трунова и др.

Роль эмпатии в формирование синдрома эмоционального выгорания рассматривалась с позиции взаимоотношения педагога и обучающегося (Ташлыков В. А., Бажин Е. Н., Аминов Н. А. и др.), изучались основные виды эмпатии (Ковалев В. В., Петровский А. В., Ярошевский М. Г. и др.), этапы ее развития (Васильєв И. А., Бойко В. В. и др.), а также функции и механизмы эмпатии (Бодалев А. А., Каштанова Т. Р., Юсупов И. М. и др.).

Современное понимание эмпатии как постижения эмоционального состояния, проникновения, вчувствования во внутренний мир другого человека предполагает наличие трех видов эмпатии: эмоциональной эмпатии, основанной на механизмах отождествления и идентификации; когнитивной эмпатии, базирующейся на интеллектуальных процессах (сравнения и аналогии); предикативной эмпатии, проявляющейся в способности к прогностическому представлению о другом человеке, основанном на интуиции. Однако единой концепции в понимании эмпатии до сих пор не существует, а исследования касаются частных вопросов проблемы [4, c. 86].

Анализируя развитие синдрома эмоционального выгорания, можно заметить определённую тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы эмоционального выгорания [2].

Согласно исследованиям Водопьяновой Н. Е. для молодых педагогических работников характерен эмоциональный вид эмпатии, основанный на механизмах отождествления и идентификации. Низкий уровеньэмпатиихарактерен для лиц социально-отгороженных, сконцентрированных на собственном «Я», с недостаточно развитой социальнойперцепцией, а также эмоционально истощенных вследствие наличия «синдрома эмоционального выгорания». Более высокий уровень эмпатии характерен для лиц сенситивных, испытывающих трудности в социальной и профессиональной адаптации, с несформировавшейся Я-концепцией. Оптимальный (средний) уровень эмпатии характерен для зрелых, профессионально уверенных специалистов, отличающихся высоким коммуникативным потенциалом, умеющих сохранять собственную позицию и психологическую дистанцию, наряду с глубоким пониманием детей и сопереживающим отношением к ним [1, c. 206].

Целью нашего исследования стало изучение влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

В ходе проведения исследования использовались следующие методы:

  1. Беседа, с помощью которой была получена социально-демографическая информация о педагогах образовательного учреждения.
  2. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко.
  3. Методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна.

Исследование проводилось в МБОУ «Курно — Липовской СОШ». Испытуемыми стали 10 педагогов с разным профессиональным стажем. Из них: 9 учителей — предметников и 1 учитель начальных классов. Средний возраст испытуемых — 37 лет, стаж работы в среднем составляет 10 лет.

В соответствии с методикой В. В. Бойко, в ходе проведенного исследования были получены следующие результаты:

20 % педагогов имеют низкий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания;

20 % педагогов имеют средний уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания;

60 % педагогов имеют высокий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Процентные доли стадий формирования каждой из трех фаз эмоционального выгорания учителей, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Стадии формирования фаз эмоционального выгорания у педагогов, %

Фазы

Стадии формирования фаз эмоционального выгорания

Педагоги сне сформированным синдромом эмоционального выгорания (20%).

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (20%).

Педагоги свысоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (60%).

Напряжение

0

50

50

Резистенция

20

50

30

Истощение

50

40

10

Наиболее сформировавшейся фазой эмоционального выгорания является «напряжение», фазы «резистенция» и «истощение» преимущественно находятся в стадии формирования. В фазе «напряжение» наиболее выраженным симптомом является «переживание психотравмирующих обстоятельств» — 40 %. В фазе «резистенция» видно, что наиболее выраженным симптомом является «неадекватное эмоциональное реагирование» — 50 %, а в фазе «истощение» у 30 % педагогов доминирует симптом «психосоматические и психовегетативные нарушения».

Педагоги с высоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания имеют высокую выраженность эмпатии, которая часто приводит к проявлению покладистости, уступчивости, готовности прощать других (но не себя), готовности выполнять рутинную работу.

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания имеют средний уровень развития эмпатии. Они, как правило, хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, стараются прогнозировать развитие отношений между людьми.

Педагоги с низким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания имеют низкий уровень развития эмпатии. Они гораздо более продуктивны при индивидуальной работе, чем при групповой, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

Степень выраженности эмпатии у педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания представлена в таблице 2.

Таблица 2

Степень выраженности эмпатии упедагогов сразличным уровнем эмоционального выгорания, б.

Показатели

Педагоги сне сформированным синдромом эмоционального выгорания (20%).

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (20%).

Педагоги свысоким уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания (60%).

Уровень эмпатии.

33 — низкий уровень.

52 — нормальный уровень.

74 — высокий уровень.

Итак, проведенное нами исследование показало, что 20 % педагогов имеют низкий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания; 20 % педагогов имеют средний уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания; 60 % педагогов имеют высокий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания. Наиболее сформировавшейся фазой эмоционального выгорания является «напряжение», фазы «резистенция» и «истощение» преимущественно находятся в стадии формирования. Доминирующими симптомами эмоционального выгорания является: в фазе «напряжения» — «переживание психотравмирующих обстоятельств», в фазе «резистенции» — «неадекватное эмоциональное реагирование», в фазе «истощения» — «психосоматические и психовегетативные нарушения».

Чем ниже уровень эмпатии, тем меньше выраженность синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Однако применение эмпатии в педагогической деятельности необходимо, поэтому педагоги, обладающие средним уровнем эмпатии наиболее эффективны в педагогической деятельности. Они используют преимущественно предикативнуюэмпатию, проявляющуюся в способности прогнозировать аффективные реакции обучающегося. Такая способность помогает им успешно взаимодействовать с учащимися, сглаживать конфликтные ситуации, сохранять авторитет и уважение среди своих воспитанников. Умеренный уровень эмоционального выгорания, проявляющийся в данной группе педагогов, рекомендуется корректировать с помощью проведения индивидуальных психологических консультаций, социально-психологических тренингов, релаксационных занятий.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания позволяет руководителям учебных заведений создавать условия для сохранения физического и психологического здоровья педагогического коллектива. Одна из моделей предупреждения эмоционального выгорания предусматривает следующие направления: повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психологические тренинги, деловые игры); обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций; тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития; тренинги личностного и профессионального роста; антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, формирование уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путём овладения методами саморегуляции психоэмоционального состояния и профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2000. — 329 с.
  2. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал, 2001. — № 3. — С. 48–52.
  3. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости, 2002. — № 7. — С. 22–25.
  4. Трунов Д. В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. — М.: Издательство МГУ, 1998. — № 8. — С. 84–89.
  5. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994. — № 6. — С. 57–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle