Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 26.01.2017

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Самойлова А. А. Важность саморегуляции для профилактики эмоционального выгорания // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 350-351. — URL https://moluch.ru/archive/138/38702/ (дата обращения: 22.05.2018).



Ключевые слова: cаморегуляция, эмоциональное выгорание

Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими.

Публий Сир (древнеримский поэт)

Что же такое эмоциональное выгорание? Определений существует множество, но все сходятся в одном истощение с моральной, умственной и физической стороны человека. Этот синдром опасен для тех людей, которые работают в сфере «человек-человек», педагоги, дефектологи, врачи, эти профессии наиболее энергоемкие, часто обусловлены эмоциональным напряжением специалиста.

При эмоциональном выгорании наблюдаются психологические проблемы: отсутствие уверенности в себе, нехватка «силы духа», неудовлетворенность межличностными отношениями, неадекватная самооценка. Так же проблемы возникают и с физиологической стороны организма это плохое самочувствие, частые боли, нарушение сна, проблемы с излишним весом. Во избежание, нарушений в психоэмоциональной деятельности, для сохранения психического здоровья, гармоничных отношений с собой и окружающими необходима способность к саморегуляции.

Саморегуляция — это управление психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Существуют разнообразные способы саморегуляции, которые способствуют восстановлению сил, нормализуют эмоциональный фон деятельности, и усиливают мобилизацию ресурсов организма.

Способы, связанные суправлением дыхания.

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Существует медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации и частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способы, связанные суправлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;

3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

Можно работать со следующими группами мышц:

– лица (лоб, веки, губы, зубы);

– затылка, плеч;

– грудной клетки;

Способы, связанные своздействием слова это самоприказ, самопрограммирование, самоодобрение (самопоощрение).

Словесное воздействие непосредственное воздействует на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Самоприказ- это словосочетание, которое помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами

«Разговаривать спокойно!»,

«Молчать, молчать!»,

«Не поддаваться на провокацию!»

Самопрограммирование- сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», мысленно повторите его несколько раз.

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

Самоодобрение (самопоощрение)- находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

«Молодец!»,«Умница!»,«Здоровополучилось!»

Способы, связанные сиспользованием образов.

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Эти образы будут для вас ресурсными, запоминать их лучше в трех модальностях: зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); ощущения втеле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Так же существуют естественные приемы регуляции организма:

– смех, улыбка, юмор;

– размышления о хорошем, приятном;

– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

– наблюдение за пейзажем за окном;

– рассматривание цветов в помещении, фотографий.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Таким образом, владение способами саморегуляции позволяет управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации.

Литература:

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. — № 2, 2006, — с. 216–222.
  2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.
  3. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.
  4. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): нервно-психическую напряженность, связанные суправлением, суправлением тонусом мышц, физиологической стороны организма, участием мышц живота, мобилизацию ресурсов организма, уровень активности организма, приемы регуляции организма, психофизиологические функции организма, различных групп мышц, профилактики эмоционального выгорания, связанные суправлением дыхания, тонус мышц, эмоциональным напряжением специалиста, разнообразные способы саморегуляции, окружающими необходима способность, владение способами саморегуляции, нехватка «силы духа», неудовлетворенность межличностными отношениями, воздействием психических нагрузок.


Ключевые слова

эмоциональное выгорание, cаморегуляция

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос