Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (146) март 2017 г.

Дата публикации: 22.03.2017

Статья просмотрена: 1452 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников / Л. Э. Кузнецова, Д. С. Косинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40969/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассмотрена проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Изучено влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональная саморегуляция, медицинские работники

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для системы «человек — человек». Особенно велика вероятность формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работник.

Повышенные стрессовые условия профессиональной деятельности врачей приводят к таким проявлениям синдрома эмоционального выгорания как тревога, депрессия, психосоматические и психовегетативные нарушения, эмоциональная и личностная отстраненность, эмоциональная истощаемость.

Одним из фактор, непосредственно определяющих степень развития синдрома эмоционального выгорания у врачей, является способность к эмоциональной саморегуляции.

Эмоциональная саморегуляция представляет собой совокупность приемов и методов коррекции психофизиологического состояния, благодаря которым достигается оптимизация психических и соматических функций.

Врачам необходимо иметь представление о способах эмоционально-волевой саморегуляции. Чтобы достичь определенного уровня контроля над психикой, требуются систематические тренировки и регулярные консультации психолога. В реальных условиях это не всегда осуществимо. Однако вполне выполнимой представляется задача обучения медицинского персонала конкретным методам эмоционально-волевой саморегуляции, самокоррекции и оптимизации психического состояния.

К сожалению, можно констатировать, что большинство медицинских работников не умеют или не знают каким образом можно снимать эмоциональное напряжение, стресс, повышать свою устойчивость к различным негативным воздействиям, связанным с профессиональной деятельностью. Обучение с помощью традиционных методов не может обеспечивать приобретение недостающих умений и навыков. Наиболее эффективным в данном случае является психологический тренинг, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития навыков саморегуляции. В рамках тренинга происходит активный взаимообмен опытом между профессионалами, что расширяет их индивидуальный поведенческий репертуар и поле решения проблем. Эмоциональная включенность участников позволяет создать высокую мотивацию к обучению, актуализировать ранее приобретенные знания, оптимизировать формирование умений и навыков.

Целью нашего исследования стало изучение влияния способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Выборку составили 40 медицинских работников в возрасте от 28 до 42 лет со стажем профессиональной деятельности более 5 лет.

Результаты исследования позволили выделить из 40 медицинских работников, принявших участие в обследование, 2 группы испытуемых: 58 % — медицинские работники с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания; 42 % — медицинские работники с умеренной выраженностью синдрома эмоционального выгорания.

58 % медицинских работников имеют высокую выраженностью синдрома эмоционального выгорания — 68 % с преобладанием фазы «Истощение». Выраженность фазы истощения составляет 79 %, фазы резистенции — 67 %, фазы напряжения — 58 %.

Доминирующим симптомом фазы «Истощение» является «Психосоматические и психовегетативные нарушения». Медицинские работники плохо себя чувствуют, повышается давление, появляются головные боли, наблюдаются нарушения сна из-за переживаний на работе. Они принимают лекарства и считают, что работа подрывает их здоровье. Также выражен симптом эмоциональной и личностной отстраненности. Медицинские работники осознают, что не могут проявлять должное внимание и поддержку, эмпатию и понимание по отношению к своим коллегам и пациентам.

Наблюдается одинаковая выраженность составляющих фазу «Резистенция» симптомов. Медицинские работники чувствуют преобладание негативных эмоций, особенно по отношению к неприятным для них сотрудникам и пациентам, неосознанно избегают с ними контакта, однако стараются, чтобы это сильно не сказывалось на выполнение ими профессиональных обязанностей.

Доминирующим симптомом фазы «Напряжение» является «Тревога и депрессия», который проявляется в разочарование медицинских работников своей работой, ухудшением настроения, подавленностью, тревожными ожиданиями, связанными с работой, что что-то должно случиться. Организационные недостатки на работе заставляют их нервничать, переживать. Многие медицинские работники оценивают обстановку на работе как тяжелую, осложненную работой с «трудными» пациентами, конфликтами с сотрудниками и руководством, недостатком условий для эффективного выполнения своих обязанностей. У многих опрошенных возникает желание сменить работу, но нет такой возможности.

42 % медицинских работников имеют умеренную выраженностью синдрома эмоционального выгорания — 43 % с преобладанием фазы «Истощение». Выраженность фазы истощения составляет 50 %, выраженность фазы напряжения составляет 38 %, фазы резистенции 42 %.

Доминирующим симптомом фазы «Истощение» является «Психосоматические и психовегетативные нарушения». Медицинские работники допускают безразличное отношение к своей работе только в редких случаях, когда очень устали.

Наблюдается преобладание 2 симптомов на фазе «Резистенция» — «Неадекватное эмоциональное реагирование» и «Эмоционально-нравственная дезориентация». Медицинские работники могут проявить негативные эмоции по отношению к своим коллегам и пациентам, с некоторыми из них не хотят взаимодействовать, но они стараются контролировать свои эмоции и не допускать, чтобы они сказывались на выполнение их профессиональных обязанностей.

Доминирующим симптомом фазы «Напряжение» является «Загнанность в клетку». Медицинские работники осознают организационные недостатки на работе, но стараются при этом не нервничать и переживать. Считают себя хорошими специалистами и не жалеют, что выбрали свою профессию, хотя найти работу лучше возникает часто. Психоэмоциональное состояние медицинских работников оптимально, они отмечают только периодические и незначительные ухудшения самочувствия, настроения в результате серьезных проблем, иногда возникающих на работе.

Изучение способности к эмоциональной саморегуляции медицинских работников с различной степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания показало, что медицинские работники с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания имеют сниженный уровень способности к эмоциональной саморегуляции. Неспособность к эмоциональной саморегуляции составляет 80 %. Медицинские работники импульсивны, склонны к проявлению неадекватных эмоций. В целом способность к эмоциональной саморегуляции составляет 20 %.

Медицинские работники с умеренной выраженностью синдрома эмоционального выгорания имеют средний уровень способности к эмоциональной саморегуляции. Неспособность к эмоциональной саморегуляции составляет 45 %. Они способны управлять своими эмоциями, проявляют умеренную гибкость в выражении эмоций. В общем эмоциональном состоянии медицинских работников доминируют положительные эмоции. В целом способность к эмоциональной саморегуляции составляет 65 %.

Для медицинских работников с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания характерно доминирование неблагоприятного психоэмоционального состояния, проявляющегося в неудовлетворенности жизнью в целом, тревожности и враждебности, сниженном жизненном тонусе, хронической астенизации, психическом истощении. Наиболее доминирующими эмоциональными состояниями являются эмоциональная неустойчивость, повышенный уровень эмоциональной напряженности. Медицинские работники характеризуются повышенной возбудимость, раздражительностью, склонностью к аффективным реакциям.

Для медицинских работников с умеренной выраженностью синдрома эмоционального выгорания характерно доминирование благоприятного психоэмоционального состояния, проявляющегося в активности, энергичности, оптимистичности, ожидание радостных событий в будущем, удовлетворенности жизнью в целом и готовности в разрешение жизненных трудностей. Эмоциональная устойчивость средняя, контролируют свои импульсы, в состоянии эмоционального возбуждения в стрессовой ситуации могут проявлять импульсивность и раздражительность.

У медицинских работников с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, выявлен независимо-доминирующий стиль межличностного общения. Фактор доминирования преобладает над фактором дружелюбия. Преобладающими чертами в межличностном общении является требовательность, стремление к лидерству, уверенность в себе, скептицизм.

У медицинских работников с умеренной выраженностью синдрома эмоционального выгорания выявлен сотрудничающий-конвенциальный стиль межличностного общения. Фактор дружелюбия преобладает над фактором доминирования. Преобладающими чертами в межличностном общении является доверчивость, добросердечие, отзывчивость, уверенность в себе.

Таким образом, для медицинских работников с выраженным синдромом эмоционального выгорания характерно снижение способности к эмоциональной саморегуляции, доминирование неблагоприятных эмоциональных состояний. Наблюдается нарушение межличностных отношений, проявляющееся в преобладание независимо-доминирующего стиля межличностного общения.

Между способностью к эмоциональной саморегуляции и стилем межличностного общения медицинских работников существует взаимосвязь. Способность к эмоционально-волевой саморегуляции способствует преобладанию фактора дружелюбия в межличностном общении: доверчивости, добросердечия, отзывчивости, уверенности в себе.

После психодиагностического обследования нами на основе разработанной программы был проведен социально-психологический тренинг для медицинских работников с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания.

Основной целью тренинга было обучение медицинских работников навыкам эмоциональной саморегуляции и нормализация их психоэмоционального состояния, в результате чего должно произойти снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания. Тренинг состоял из 5 занятий длительностью 1 ч. 30 мин.

В тренинге участвовали 10 медицинских работников с выраженными признаками эмоционального выгорания, которые составили экспериментальную группу. С целью определения эффективности тренинговой работы была выделена контрольная группа — 10 медицинских работников с выраженными признаками эмоционального выгорания, не участвовавших в тренинге. Затем было проведено повторное обследование медицинских работников с целью выявления динамики синдрома эмоционального выгорания и его составляющих, уровня эмоциональной саморегуляции.

Способность к эмоциональной саморегуляции медицинских работников, прошедших социально-психологический тренинг, увеличилась на 20 %. Повышение способности к эмоциональной саморегуляции способствовало снижению степени выраженности эмоционального выгорания у медицинских работников на 14 %. Значительно снизился уровень эмоционального напряжения, тревоги и депрессии, уровень редукции профессиональных обязанностей, неадекватного эмоционального реагирования, эмоциональной и личностной отстраненности, психосоматических проявлений.

Таким образом, с целью профилактики формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников, рекомендуется проведение в медицинских учреждениях социально-психологических тренингов, направленных на обучение навыкам эмоциональной саморегуляции и нормализацию психоэмоционального состояния.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, эмоциональная саморегуляция, работник, межличностное общение, высокая выраженность синдрома, доминирующий симптом фазы, работа, умеренная выраженность синдрома, личностная отстраненность, психоэмоциональное состояние.


Ключевые слова

синдром эмоционального выгорания, медицинские работники, эмоциональная саморегуляция

Похожие статьи

Психологические факторы формирования синдрома...

У психологов с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, выявлен властно-лидирующий стиль межличностного общения, им не хватает дружелюбия в общении, они не склонны доверять людям.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома...

эмоциональное выгорание, педагог, формирование синдрома, уровень эмпатии, синдром, уровень, высокий уровень, педагогическая деятельность, фаза, выраженность эмпатии.

Изучение синдрома эмоционального выгорания у среднего...

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, личностные особенности медицинских сестер, психопрофилактика.

На третьем этапе исследования было определено психоэмоциональное состояние испытуемых.

Эмоциональное выгорание: причины, последствия

В данной статье раскрывается тема синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ) педагогов, определены причины появления СЭВ, описаны основные симптомы СЭВ. Ключевые слова: синдромэмоционального выгорания, причины появления СЭВ, симптомы СЭВ.

К проблеме эмоционального выгорания у врачей

Развитие синдрома эмоционального выгорания в первую очередь характерно для профессий, связанных с оказанием помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов и МЧС).

Выраженность эмоционального выгорания у педагогов...

Актуальность темы исследования. Профессиональная деятельность педагога является проблемной для субъекта с точки зрения профессиональных деструкций и высокой эмоциональной нагруженности [3...

Психологическая защита педагогов с синдромом...

Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения...

Проблемы и способы коррекции синдрома выгорания

эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия, умственное истощение, профессиональная деятельность, личная отстраненность...

Важность саморегуляции для профилактики эмоционального...

Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Профилактическая программа синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ.

Похожие статьи

Психологические факторы формирования синдрома...

У психологов с высокой выраженностью синдрома эмоционального выгорания, выявлен властно-лидирующий стиль межличностного общения, им не хватает дружелюбия в общении, они не склонны доверять людям.

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома...

эмоциональное выгорание, педагог, формирование синдрома, уровень эмпатии, синдром, уровень, высокий уровень, педагогическая деятельность, фаза, выраженность эмпатии.

Изучение синдрома эмоционального выгорания у среднего...

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, личностные особенности медицинских сестер, психопрофилактика.

На третьем этапе исследования было определено психоэмоциональное состояние испытуемых.

Эмоциональное выгорание: причины, последствия

В данной статье раскрывается тема синдрома эмоционального выгорания (далее СЭВ) педагогов, определены причины появления СЭВ, описаны основные симптомы СЭВ. Ключевые слова: синдромэмоционального выгорания, причины появления СЭВ, симптомы СЭВ.

К проблеме эмоционального выгорания у врачей

Развитие синдрома эмоционального выгорания в первую очередь характерно для профессий, связанных с оказанием помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов и МЧС).

Выраженность эмоционального выгорания у педагогов...

Актуальность темы исследования. Профессиональная деятельность педагога является проблемной для субъекта с точки зрения профессиональных деструкций и высокой эмоциональной нагруженности [3...

Психологическая защита педагогов с синдромом...

Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения...

Проблемы и способы коррекции синдрома выгорания

эмоциональное выгорание, профессиональный стресс, синдром, работа, физическое утомление, физическая энергия, умственное истощение, профессиональная деятельность, личная отстраненность...

Важность саморегуляции для профилактики эмоционального...

Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Профилактическая программа синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ.

Задать вопрос