Библиографическое описание:

Ромеро Де Пачеко Л. А. Дошкольное образование в Венесуэле: история и современные проблемы // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1174-1176.



В статье рассмотрена и проанализирована система дошкольного образования в Венесуэле. Выделены особенности и направления дошкольного образования. Определены основные проблемы системы дошкольного образования в Венесуэле. Дана характеристика основных типов дошкольных учреждений.

Ключевые слова:дошкольное образование, воспитание, учеба, детские сады, ясли, ясли-сады.

Постановка проблемы. Модернизация образования в странах мира актуализировала проблему раннего детства, обусловила потребность в научно-теоретических и практических исследованиях этого возраста, способствующих реализации идей раннего развития в работе дошкольных учреждений. Разработка и научно-методическое сопровождение развития ребенка в этот период требует тщательного изучения содержания и организации обучения детей дошкольного возраста.

Анализ исследований. Существующая проблема побуждает исследователей к осуществлению системного анализа дошкольного возраста (Т. Пониманская, З. Плохий и др.), а также изучению состояния и особенностей дошкольного образования в отдельных странах — Великобритании (Л.Баева и др.), Франции (Н. Сиротич и др.), США (Л. Парамонова, К. Протасова, Маслов, Н. Мельник и др.), Японии (А. Нурутдинова и др.), Германии (З. Хало, И. Сташевская и др.), Швеции (Н. Карпенко и др.) и т. д. Дошкольное образование в каждой стране образует свою особую систему, компонентом в структуре которой развивается образование и воспитание детей раннего возраста [1].

На сегодняшний день специфика дошкольного образования в Венесуэле не была изучена основательно, что и обусловило цель написания статьи.

Цель статьи. Целью данной статьи является изучение и анализ системы дошкольного образования в Венесуэле, определение роли дошкольного детства в становлении личности, а также анализ современных проблем дошкольного образования.

Изложение основного материала. Дошкольное детство — это период интенсивной социализации личности, обретения ею жизненного опыта. Характерной особенностью данного периода является то, что в этот период обеспечивается общее развитие ребенка. Общее развитие обусловлено изменениями психических процессов, их качественными и структурными преобразованиями. Развитие, достигнутое ребенком в дошкольном возрасте, будет служить основой для обретения на следующем возрастном этапе специальных знаний, умений и навыков, формирования устойчивых личностных качеств.

Одним из наиболее острых вопросов для стран Латинской Америки является развитие народного образования. Необходимость решения этой проблемы диктуется прогрессом науки и техники, быстрыми социальными и политическими переменами в мире.

Первые школы на территории Венесуэлы были организованы миссионерами в XVI веке, в период колонизации её испанцами. Систематическое развитие народного образования началось в 1821 году, после освобождения от власти испанцев. В 1893 был принят первый закон об обязательном начальном обучении. Организация первых государственных дошкольных учреждений относится к 1920 году. Система дошкольного воспитания для детей 4–6 лет была введена в Венесуэле в 1956 году. Согласно статистике, в 1959 в детских садах воспитывалось более 20 тыс. детей, в 1967–33,8 тыс. детей [6, с.89–101].

В основе современной системы народного образования лежит Временный Статут о просвещении, принятый 25 мая 1949 [15]. Нормативно-правовая база, которая служит основой образования детей дошкольного возраста, содержится в «Конституции страны», «Законе о дошкольном образовании», «Законе о защите несовершеннолетних» и «Законе об охране труда». Общие принципы дошкольного образования (демократизация, регионализация, творческий подход, гибкость и участие) установлены действующим законодательство в области планирования, организации и функционирования венесуэльской дошкольной системы. В государственных документах Венесуэлы дошкольное образование предусматривает формальную и неформальную формы образования детей от рождения до 6–7-лет, что может осуществляться дома или в дошкольных учебных заведениях различных типов и форм собственности. По данным на 2015 г., в стране 1 115 детских садов, которые посещают 145,1 тыс. детей и в которых работает 51 тыс. воспитателей. Услугами детских садов пользуются 135 тыс. работающих матерей [15].

Обучение детей в детских садах государственного типа является бесплатным. В 1980 г. вступил в силу «Ограничительный закон об образовании», подтвердивший принцип бесплатности обучения во всех государственных учебных заведениях. Однако далеко не все дети посещают дошкольные учреждения (обучение в детских садах не является обязательным). Это объясняется тяжёлым материальным положением многих семей, а также разбросанностью населения в сельских местностях. Однако, если в начале 60-х годов ежегодное увеличение контингентов учащихся государственных дошкольных учреждений составляло 3,8 %, в 1965 г. оно достигло 6,3 %, то в 2015 г. — 32 % [15].

В Венесуэле также существуют и частные (платные) дошкольные учреждения. Однако доля частного сектора в системе дошкольного образования невелика, количество таких садов не превышает 2 % от общего числа учреждений для дошкольников.Иностранцы в основном выбирают частные учреждения, т. к. уровень образования в них все-таки выше. Цены в платных детских садах варьируютсяот 300 до 800 долларов в год. До 4 лет дети могут посещать ясли, после — детский сад. Многие школы объединены с ясли-садами и различить в какой группе или классе ребенок учиться можно по цвету рубашки. Согласно единому Венесуэльскому закону об образовании, регулирующему деятельность образовательных учреждений, дети должны носить верхнюю часть одежды строго соответствующего цвета по их этапному положению. Так, дети от 2 лет, которые ходят в ясли, носят рубашки желтого цвета. Сад и начальная школа (с 4-х до 11 лет) — белая рубашка. Обучение в начальной школе является обязательным для всех детей [13].

В Венесуэле, как и в других развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, все более и более получает распространение мнение о том, что дошкольные учреждения призваны готовить детей к поступлению в начальную школу. Еще в материалах ХIУ конгресса ОМЕП (Всемирной Организации дошкольного воспитания), состоявшегося в Каракасе в 1974 г., подчеркнуто, что практика дошкольного воспитания должна быть связана с программой обучения в школе [9].

Тем не менее, в Венесуэле, как и в ряде других Латиноамериканских стран, подобные образовательные стандарты зачастую отсутствуют, и подготовка детей к школе сводится к обучению каким-либо частным знаниям или умениям. Поэтому стоит специальная задача разработки таких программ. Основными действующими программы дошкольного обучения принято считать следующие: формальные (основные положения определяются «Законом о дошкольном образовании»), неформальные («Семейная программа», «Уход за детьми» и др.). Несмотря на это, особенность дошкольной системы в Венесуэле заключается в чрезвычайной вариативности образовательных проектов, по которым работают учреждения: международного («Международный курикулум дошкольного образования» от 2-х до 6-ти лет, «Шаг за шагом» и др.), национального (государственные законопроекты) и регионального уровней (которые адаптируют национальные программы к потребностям определенного округа). Разработка ряда проектов для дошкольного возраста свидетельствует об особом внимании именно к этой категории детей [12].

Дошкольное обучение в детских садах Венесуэлы направляется на оказание ребенку необходимых знаний, умений и навыков в игровой деятельности, а также — помощь в развитии индивидуальных способностей и наклонностей, поэтому обязательное содержание обучения не определяется.Кроме того, учебное заведение удовлетворяет потребности граждан соответствующей территории в получении дошкольного образования; создает безопасные и безвредные условия развития, воспитания и обучения детей, режим работы, условия для физического развития и укрепления здоровья в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и обеспечивает их соблюдение; формирует у детей гигиенические навыки и основы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения; способствует сохранению и укреплению здоровья, умственному, психологическому и физическому развитию детей; осуществляет социально-педагогический патронат, взаимодействие с семьей; является центром распространения среди родителей психолого-педагогических и физиологических знаний о детях дошкольного возраста; соблюдает финансовую дисциплину, сохраняет материально-техническую базу; осуществляет другие полномочия в соответствии с уставом дошкольного учебного заведения

В Венесуэле в государственном детском саду обучаются в среднем 10–20 детей в группе. В одной группе, как правило, работают учитель раннего детства, воспитатель, помощник воспитателя и няня. Следует отметить хорошую профессиональную подготовку различных специалистов дошкольного образования (учителя раннего детства, няни, воспитатели, помощники воспитателей) и их особое отношение к детям, основанное на глубоком уважении к детской индивидуальности. Педагоги исходят из понимания целостности развития ребенка, взаимосвязи всех сторон, и поэтому обучение осуществляется комплексно и имеет тематический характер. Считается, что потенциал ребенка развивается в благоприятных условиях, где важную роль играют отношения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Педагоги полностью придерживаются пожеланий родителей и не принимают никаких решений в отношении ребенка без обсуждения с ними. Родители имеют полную информацию о детском учреждении и особенностях воспитания ребенка.

Таким образом,система дошкольного образования в Венесуэле на протяжении многих лет развивалась менее интенсивно, чем система образования в целом. Это объясняется многими причинами: отношением государства и общества к воспитанию дошкольников, социально-экономической ситуацией в обществе, традициями и культурой Боливарианской Республики, климатом и т. д. [3]. Однако на сегодняшний день основная задача дошкольного образования четко определена — социально организованная поддержка роста каждой личности, ее социокультурного становления.

Литература:

  1. Алферов Ю. С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. — 2002. — № 7.
  2. Беляев В. П. Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития. — М., Наука, 197I. — 228 с.
  3. Венесуэла: тенденция экономического и социально-политического развития / под ред. Ю. А. Зубрицкого. — М., 1984. — 328 с.
  4. Галаган А. И. Финансирование образования в развитых зарубежных странах. — М., 2003.
  5. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. — М., 1999.
  6. История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия. Сост. Н. Б. Мчедлидзе, А. А. Лебеденке, Е. А. Гребенщикова. — М., Просвещение, 1974. — 464 с.
  7. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. — М., 2001.
  8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т. И. Ерофеевой. — М., 2000.
  9. Constitución de la República Bolivariana de Venezuela. Gaceta Oficial N° 5.453 Extraordinaria del 24 de Marzo del 2.000. Caracas. Venezuela.
  10. León, C. (1997) Factores protectores y desarrollo infantil integral. La ruta del papagayo. Año VI, Nº 25. Marzo 1997 pág. 4–5. CECODAP. Caracas. Venezuela.
  11. Gassó, A. (2004). La educación infantil. Ediciones Ceac: Barcelona.
  12. Preescolar Integral de Calidad (PIC) Línea Estratégica de la Educación Preescolar en Venezuela. Ministerio de Educación — Fundación Bernard van Leer. Caracas. 1997.
  13. Законодательство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.loc.gov/law/help/guide/nations/venezuela.php.
  14. Минвуз [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.cnu.gov.ve.
  15. Politicas, programas y estrategias de la education Venezolana. — URL: http://www.oei.es/quipu/venezuela/Pol_Estrategias_Educ.pdfhttp://www.oei.es/quipu/venezuela/Pol_Estrategias_Educ.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle