Библиографическое описание:

Мерзлякова Н. С., Неверова И. А. Экомаркировка продукции как средство повышения экологической безопасности // Молодой ученый. — 2016. — №9.1. — С. 46-49.



В настоящее время быстрые темпы научно-технического прогресса способствуют резкому усилению антропогенного давления на окружающую среду. Сложившаяся ситуация выдвигает экологические проблемы на одно из первых мест среди глобальных проблем современности. Поэтому общество должно перейти к экологически ориентированному развитию.

В условиях развития мирового рынка одним из инструментов экологической политики предприятий, организаций и фирм выступает экологическая маркировка продукции.

Экологическая маркировка продукции — графическое отображение комплекса сведений экологического характера о товаре или услуге, означающее, что продукция оказывает меньшее воздействие на окружающую среду, чем аналогичные товары, и/или произведена с применением экологически оптимальных технологий [3; 10].

Выделяют следующие цели экомаркировки:

1. Защита окружающей среды.

Органы власти оказывают влияние на предпочтения потребителей и поощряют производство экологичных товаров и услуг посредством использования различных программ маркировки.

2. Поощрение экологичных инноваций.

Через продвижение продукции, уменьшающей антропогенную нагрузку на окружающую среду, компании могут создать или укрепить свои позиции в рыночной нише и сформировать позитивное отношение потребителей.

3. Информирование потребителей об экологических аспектах.

Использование экологической маркировки позволяет направить выбор потребителей на экологичную продукцию [5].

Однако следует отметить, что экологическая маркировка должна быть обоснованной. С одной стороны, экомаркировка является действенным средством продвижения «зелёной продукции», отличающейся более низким воздействием на окружающую среду, но с другой стороны — подобная маркировка применяется некоторыми производителями без надежных оснований. Обоснованная экомаркировка продукции должна нести полезную информацию о качестве товара, об экологических аспектах производства [2; 23].

Исследователи подчеркивают, что под «экологически чистыми» следует понимать не только те товары, которые безопасны для здоровья, но и товары, производство, потребление и утилизация которых не сопряжены со значительным экологическим влиянием. В качестве важного фактора рассматривается экологическая безопасность продукции, которая применительно к товарам подразумевает:

— отсутствие в готовом продукте вредных, ненатуральных и других веществ, отрицательно влияющих на человеческий организм;

— безопасность изъятия/использования сырьевых ресурсов для человека и окружающей среды;

— минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции;

— безвредная утилизация или переработка отходов и упаковки [1; 149].

Отметим, что экомаркировка представляет для потребителя критерий для выбора экологически безопасной и качественной продукции, а для производителя — средство продвижения «зелёной» продукции и средство повышения конкурентоспособности на рынке.

В настоящий момент мы наблюдаем положительную тенденцию к повышению качества потребительской продукции. Усиливается государственный контроль и корректируется нормативно-правовая база, производитель акцентирует внимание на качестве и безопасности выпускаемых товаров.

Разработка и корректировка нормативно-правовой базы осуществляется с целью:

— снизить неопределенность в отношениях потребитель — поставщик, поскольку широкое распространение различных экологических знаков вызывает недоверие потребителя ко всем знакам;

— способствовать улучшению экологических показателей и снижению нагрузки на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла, включая производство, использование, утилизацию продукции и упаковки;

— содействовать развитию международной торговли, так как экологический знак — один из объектов внимания при экспорте и импорте продукции;

— позволить потребителю делать осознанный выбор [2; 23].

Согласно информации, которую несут экомаркировки, их можно разделить на следующие основные группы:

— информация об экологичности продукции в целом, учитывающая весь жизненный цикл ее производства;

— информация об экологичности отдельных свойств продукции. Сюда также относятся знаки, отражающие отсутствие веществ, приводящих к уменьшению озонового слоя вокруг Земли; знаки на предметах потребления, отражающие возможность их утилизации с наименьшим вредом для окружающей среды, и многие другие;

— информация для идентификации натуральных продуктов питания (органическое производство) [1; 150].

Исследователи отмечают, что в соответствии с международными стандартами разработаны три типа программ экологической маркировки.

Программа маркировки типа I проводится третьей стороной в отношении отдельных видов продукции (ISO 14024). При этом критерии учитывают показатели воздействия на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла продукции: они должны измеряться с определенной достоверностью и точностью и быть реально достижимы. Критерии действуют в течение определенного срока; их пересмотр осуществляется в связи с появлением новых технологий, технических решений, новой продукции, новой информации о состоянии окружающей среды, с изменением рыночных условий. Доверие к программе определяется доверием к осуществляющей ее организации, открытостью информации о критериях оценки и их ясностью.

Программа экологической маркировки типа II — экологическая самодекларация. Именно появлением необоснованных, неясных или недостоверных заявлений была вызвана разработка стандарта ISO 14021, определяющего требования к самостоятельно декларируемым свойствам продукции, которые могли бы обеспечить уверенность сегодняшних или потенциальных потребителей в достоверности заявления. Стандарт описывает подходы к составлению таких заявлений, использованию определенных терминов, а также требования в отношении верификации этих заявлений третьей стороной. Впрочем, при соблюдении определенных требований в отношении содержания, обоснованности и достоверности публикуемой информации самодекларация может вызывать доверие потребителя и без оценки ее третьей стороной.

Экологическое декларирование III типа (ISO 14025) основано на данных оценки жизненного цикла продукции. Основным назначением экологического декларирования третьего типа является сравнение продуктов различных категорий (возможно, обеспечивающих одни и те же потребности). В связи с высокой сложностью анализа, неоднозначностью итоговых данных, а также многими другими препятствиями программы этого типа широкого распространения в мире пока не получили [2; 24].

Сейчас в мире существует большое количество экологических знаков. Экологические знаки как символика должны быть просты и понятны. Иногда экологические знаки создаются в какой-то отдельно взятой стране, но чаще всего они все же общепонятны, и экологические организации, разработавшие экологические знаки, так же дополнительно тратят средства на то, чтобы их узнавали в разных странах. Экомаркировку могут получить очень многие товары и услуги. Главное требование — стремление к снижению нагрузки на окружающую среду и качественный продукт или услуга. Экомаркировкой могут быть отмечены:

— непищевые товары (компьютеры, бумага, канцелярские товары, одежда, строительные и отделочные материалы, моющие и чистящие средства, напольные покрытия, бытовая и оргтехника, мебель, транспортные средства, топливо и др.);

— пищевые продукты (питьевая вода, хлебобулочные изделия, бакалея, продукция сельского хозяйства и др.);

— услуги (рестораны, магазины, гостиницы, производство различных видов энергии, туризм и др.);

— работы (строительные и отделочные работы и др.).

Самая первая из европейских систем экологической маркировки «Голубой ангел» (Blue Angel) появилась в Германии в 1977 году. В следующем году был выдан первый экологический знак. С 1992 года существует экологический знак Европейского союза, выполненный в виде цветка (The Euro flower Label). При этом в странах Евросоюза наряду с общей для всех Схемой экологической маркировки ЕС по-прежнему действуют национальные системы экомаркировки. В настоящее время маркировкой преимущественно непродовольственной продукции занимается Глобальная сеть экологической маркировки (GlobalEcolabellingNetwork, GEN), объединяющая более 30 стран мира, в том числе все страны ЕС. Маркировку продовольственных товаров осуществляет Международная федерация органического земледелия (InternationalFederationofOrganicAgriculturalMovements, IFOAM), насчитывающая более 750 организаций-членов из 108 стран мира [2; 24–25].

В России существует обязательное государственное сертифицирование и контроль за качеством выпускаемой продукции с помощью государственных организаций. Помимо Госстандарта в нашей стране обязательна проверка любого продовольственного товара экспертами санитарного надзора. Результатом такой экспертизы является гигиенический сертификат.

Обратимся к экомаркировке в России.

Экомаркировка «Листок жизни», основанная в 2001 году некоммерческим партнерством «Санкт-Петербургский Экологический союз», — первая и единственная в России система добровольной экологической сертификации международного уровня.

Программа экомаркировки «Листок жизни» представляет собой анализ полного жизненного цикла продукции, услуг и работ (экомаркировка I типа), соответствует международному стандарту ISO 14024.

С 2007 года Программа входит во Всемирную Ассоциацию Экомаркировок (GEN), с 2011 года — аккредитована в Международной программе взаимного доверия и признания 20 ведущих экомаркировок мира (GENICES).

Преимущества экомаркировки «Листок жизни»:

— Независимая, некоммерческая, открытая для всех потенциальных участников.

— Подтверждает качество товара и его экологическую безопасность для здоровья людей и окружающей среды.

— Процедура сертификации соответствует международным требованиям и стандарту ISO 14024.

— Включает оценку всего жизненного цикла для определенной группы однородной продукции.

— Официально зарегистрирована в Росстандарте (РОСС RU. И1082.04ЧГ01).

— Информирует потребителей о экологической безопасности продукции для здоровья человека и окружающей среды.

Экосертификацию по программе «Листок жизни» могут пройти производители строительных и отделочных материалов, детергентов, косметики и парфюмерии, электроники, продуктов питания, гостиницы, офисы, магазины и другие экологически ответственные компании, представляющие активно развивающиеся сегменты рынка. В рамках системы «Листок жизни» также разработан специальный стандарт для сертификации органической продукции — «Листок жизни. Органик». Сегодня «Листком жизни» отмечены уже более 160 наименований товаров и услуг известных иностранных и российских компаний. Миссия экомаркировки «Листок жизни» — содействовать развитию зеленой экономики, чтобы обеспечить высокое качество жизни людей и сохранить для будущих поколений здоровую окружающую среду [4].

Московская система добровольной сертификации «Экологичные продукты». Экологичный продукт — это продукт животного или растительного происхождения, произведенный из натурального продовольственного сырья, выращенного с соблюдением всех установленных санитарных и ветеринарных норм и правил, а также вода питьевая, расфасованная в емкости, отвечающие (соответствующие) по показателям безопасности уровням, установленным к продуктам для питания детей раннего возраста.

При изобилии товаров в магазинах и супермаркетах экологическая маркировка позволяет потребителю осуществлять осознанный выбор продукции безопасной для здоровья и окружающей среды. Население проявляет интерес к поддержанию экологической безопасности, но недостаток знаний приводит к недооценке роли экомаркировки на товарах. Повышение информированности граждан об экологической маркировке сориентирует потребителя на приобретение экологически чистой продукции, что в свою очередь мотивирует производителя внедрять новые технологии, повышающие уровень экологической безопасности.

Литература:

  1. Гришанова, С.В., Татаринова, М. Н. Проблемы экологизации потребления и экологическая маркировка продукции // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2013. — № 9(107). — С. 147–152.
  2. Молчанова, Я.П., Гусева, Т. В. Международный опыт экологической маркировки: перспективы применения в России // Компетентность. — 2008. — № 5(56). — С. 23–30.
  3. Смирнова, Е. В. Экологическая маркировка. Руководство для бизнесменов и вдумчивых покупателей. — М: Зеленая книга, 2012. — 128 с.
  4. Экосертификация «Листок жизни» // Экологический союз Санкт-Петербург. URL: http://ecounion.ru/листок-жизни/о-программе/программа-листок-жизни/. (датаобращения 3.03.2016).
  5. Full introduction to ecolabelling / Global Ecolabelling Network. URL: http://www.globalecolabelling.net /docs/documents/intro_to_ecolabelling.pdf. (датаобращения 3.03.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle