Библиографическое описание:

Гудилина Е. В. Коррекционно-развивающие игры на самоподготовке // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1094-1096.



Самоподготовка — одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых обучающиеся самостоятельно выполняют учебные задания в специально отведенное время под руководством воспитателя.

Обучающиеся с ограниченными возможностями нуждаются в особом подходе. Важен личностный подход в работе с каждым конкретным ребенком, у каждого их них свои проблемы и свои особенности, обусловленные ограниченными возможностями жизнедеятельности.

По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий обучающихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной их активности в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.

Активно-самостоятельное.

Не требует вмешательства воспитателя, так как обучающиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя.

Зависимо-самостоятельное

Возникает тогда, когда обучающийся действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением.

Принудительно-исполнительское

Появляется у той категории обучающихся, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Обучающиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, стараются привлечь его внимание. Лишившись внимания педагога, они не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне, либо при постоянном контроле воспитателя.

Бесконтрольно-исполнительское.

Наблюдается у тех обучающихся, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают уверенность обучающихся, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Нельзя допускать, чтобы это состояние длительное время существовало. Иначе в отношении обучающихся к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении.

Самопроизвольное

Проявляется в учебной деятельности некоторых обучающихся следующим образом: «нравится — работаю, не нравится — не работаю»; «легко — сделаю, трудно — не буду». Эта группа обучающихся доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности обучающихся заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.

Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих воспитанников во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности обучающихся.

Коррекция — это исправление тех или иных расстройств, дефектов, нарушений. Учитывая, что обучающиеся имеют определенные отклонения познавательной и эмоциональной сферах личности, на самоподготовке одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих как на познавательную деятельность обучающихся, так и на их эмоциональную сферу, является коррекционно-развивающая игра. Игра способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Игра развивает мыслительные действия, которые необходимы при работе с понятиями (обобщение, абстрагирование, анализ, определение понятий), обучает важным мыслительным умениям, таким как понимание смысловой стороны языка, значений отдельных слов и текстов, развивает активную речь обучающихся. Коррекционно-развивающие игры несут в себе две функции: они могут быть развивающего и коррекционного характера.

В ходе самоподготовки проводятся коррекционно-развивающие игры в случаях, когда обучающиеся испытывают затруднения в выполнении задания. Например, игры на развитие внимания: «Найди 4-е лишнее», «Зачеркни букву», «Пойми меня», «Расположи по порядку», «Летает, не летает», «Чего не хватает?», «Предметы, которые нас окружают»; на развитие зрительно-моторной координации: «Прочти слово», «Рисуем узоры», «Графический диктант»; на развитие памяти: «Жил-был кот», «Что изменилось?»; на развитие мышления: «Закончи слово», «Скажи наоборот», игры-предложения, требующие рассуждения, осмысления последующего действия — «Что было, если бы», игры-загадки, логические загадки на формирование умения рассуждать, делать выводы — «Закончи предложение», «Какие плоды растут на каком дереве?» и другие не только повышают интерес к выполнению заданий, но и стимулируют активную умственную деятельность обучающихся.

Такие игры вводятся в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев, логически связанных друг с другом, так как последующий мыслительный приём строится с опорой на предыдущий. Задание отбираю так, чтобы обучающийся объективно мог выполнить хорошо. Это повышает его самооценку, улучшает настроение, поднимает готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к обучению. Задания при этом не должны быть слишком лёгкими, требующими от обучающегося определённых мыслей по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку. Игры должны иметь элементы новой информации. В то же время содержание объясняемого должно опираться на прошлые знания. Перед каждой новой игрой провожу, объясняю, помогаю выполнять, контролирую выполнение, словом поощряю малейший его успех. При завершении игры провожу анализ, подчёркивая все положительные моменты и причины имеющихся недостатков.

Коррекционно-развивающие игры проводятся в разных формах: фронтальная, индивидуальная, иногда сочетая друг с другом. Форма игры может меняться в зависимости от содержания того или иного задания. Игры могут проводиться также в форме дискуссии: задается вопрос, вызывается обучающийся, желающий ответить и, выслушав ответ, задаются вопросы к обучающимся: «Кто согласен?», «Кто не согласен?». Сопоставляются предложенные ответы, выбираются ответы, являющиеся правильными, выясняется, почему. На каждой последующей подготовке игры повторяются введённые ранее и предлагаются 2–3 новых упражнения, вовлекаются в работу те, кто ещё не проявил достаточной активности. В проведение занятия могут включаться элементы игры, соревнования.

Коррекция, осуществляемая индивидуально, оказывается очень эффективной, т. к. позволяет сохранить возможности диалога с каждым обучающимся, т. к. темп работы каждого может быть различным в зависимости от уровня его мышления, подготовки и других индивидуальных особенностей. В начале каждого нового занятия даю обучающемуся возможность вспомнить, какие упражнения он делал в прошлый раз. С некоторыми обучающимися необходимо повторять пройденный материал несколько раз. Стараюсь добиться, чтобы задание целиком выполнялось самостоятельно и без ошибок. В такой ситуации стремлюсь оказать обучающемуся психологическую поддержку: стараюсь выделять успешные действия, демонстрировать веру в него, в его силы и способности и всячески, словами или действиями, сообщать ему об этом.

При выполнении заданий эффективно использование коррекционно-развивающих упражнений, использующих малые фольклорные жанры: загадки, пословицы и поговорки. У обучающихся активизируется интерес к учению, пропадают «неработающие паузы», возникает потребность внимательно слушать объяснения воспитателя, появляется спортивный азарт в выполнении заданий.

Главное внимание уделяется обучению таким важным мыслительным операциям, как обобщение и ограничение, анализ и сравнение, выделение существенных признаков и определение понятий, а также на развитие мыслительно-речевой деятельности обучающихся, а именно таких интеллектуальных умений, как понимание общего и переносного смысла текста, выделение главных мыслей, развитие активного и пассивного словаря.

Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок, нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т. к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, если воспитатель не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.

Даже, если у обучающегося были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Если они с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы в дальнейшем.

Чтобы обучающиеся получали удовлетворение от проделанной работы, при подведении итога, применяю метод устного поощрения, предлагаю оценить деятельность самим обучающимся:

— Быстро?

— Аккуратно?

— Старался?

— Без ошибок?

— Доволен работой?

— Оценка.

Коррекционно-развивающие игры в ходе самоподготовки способствуют развитию познавательного интереса, его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности, позволяют разнообразить ход самоподготовки, способствовать развитию познавательного интереса, служат средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности. Если обучающиеся с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы в дальнейшем.

Литература:

  1. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. / Сост. Ф. Ф. Водоватов и др. — М., 2000.
  2. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. М., 2002.
  3. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М., 2001.
  4. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М., 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle