Автор: Салимьянова Алися Равильевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 20.11.2016

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Салимьянова А. Р. Развитие познавательной активности воспитанников в ходе проведения самоподготовки (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 508-509.



Ребёнок не сосуд, который нужнонаполнить, а факел, который нужно зажечь

Франсуа Рабле

Развитие познавательной активности и поддержка у детей стойкого интереса к учебной деятельности — один из многих вопросов, которые решает воспитатель класса. Роль воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку облегчить процесс овладения знаниями, рационально организовать свой учебный труд и ускорить процесс познания.

Чем выше познавательная активность обучающихся, тем богаче, осмысленнее, полнее и прочнее усваиваются знания. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладении знаниями можно добиться улучшения успеваемости.

Подготовка домашних заданий в условиях нашего центра один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих у воспитателя ряд сложностей и вопросов. Контингент воспитанников, с которыми я работаю — дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной деятельности, свойственные этой категории детей являются причиной снижения или отсутствия активности к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность?

Дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод — преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой. Как это реализовать? Самоподготовка должна носить организационную форму учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя в ходе, которой необходимо целенаправленно формировать навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самоподготовки. Поэтому провожу самоподготовку так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а с опорой на сознательное применение воспитанниками знаний в процессе решения познавательных задач. Не допускаю подачи материала в готовых решениях, не ориентируюсь на многократное повторение, что приводит к запоминанию материала, но не даёт развитие мышления. Дети в таком случае оказываются ведомыми нами, что исключает инициативу, и развитие познавательной активности. Кроме этого, для успеха воспитания познавательных интересов воспитатель должен знать уровни развития познавательных процессов детей, с которыми он работает.

В моём классе есть воспитанница с достаточно средним уровнем развития. Познавательная активность недостаточно высокая, девочке мешает тревожность. Снятие переживаний, обеспечение положительного настроя, подбадривание, вовлечение в познавательную деятельность при создании ситуации успеха — такова программа действий с этим ребенком.

Для развития познавательной активности, нужен постоянный контроль и подкрепление веры в свои силы. То есть при планировании работы по развитию познавательной активности детей необходимо выбирать стопроцентное посильное задание, гарантирующее ситуацию успеха. Большая роль здесь отводится индивидуальным формам работы с детьми по развитию личностных качеств: пониманию чувства долга и ответственности, наличие волевых качеств: усидчивости, настойчивости. Так, например, что бы активизировать познавательный интерес необходимо создать соответствующие условия: повышенное внимание, моральное поощрение, научить самостоятельной работе, не отвлекаться, концентрировать внимание. Эти проблемы решаются при правильной организации работы детей по самоподготовке.

Особого внимания требуют воспитанники из группы с низким уровнем развития познавательных процессов. В работе с ними подключаю все внутренние стимулы формирования познавательной активности. Работаю над развитием учебного интереса, формирую потребность к учению, выясняю для этого мотивы учения, степень влияния морального фактора. Например, при наблюдении и изучении особенностей ещё одного воспитанника моего класса, выяснилось, что у него произошла замена учебных интересов на внеучебную деятельность. Отсутствие волевых качеств характера, стойких мотивов к учению Поэтому индивидуально подбирались характерные задания: организация демонстрации косметических средств из растительных компонентов на внеклассном мероприятии. Очень значим и моральный фактор: эмоционально положительный настрой, создание обстановки подбадривания.

Интересные результаты показала работа с ребёнком, где уровень развития познавательных способностей ниже нормы. Мощный моральный фактор — поддержка педагогов, обеспечение положительного эмоционально благополучного климата, научение ребенка основным приемам учебного труда на уроках и их развитие на самоподготовке, позволяют говорить о относительно стойкой мотивации к учению и интереса к учебе.

Особенность моей работы состоит в том, что она не строится на обязательном выполнении учениками определенных заданий. На развитие любого новшества воздействует вся система воспитательной работы, поэтому для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные методы, приёмы, средства обучения.

Структура самоподготовки едина, в ходе её проведения применение разнообразных средств и методов просто необходимо на всех этапах, чтобы самоподготовка не шла по шаблону, а была более разнообразной по форме проведения и вызывала интерес к деятельности. Так как наши воспитанники инертны, часто отвлекаемы, у них отсутствует интерес к мыслительной деятельности, то для успешного обучения и воспитания необходимо пробуждать у них интерес к учебным занятиям, сконцентрировать их внимание, активизировать их деятельность. На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса, которую условно выстраиваю в виде схемы:

  1. Развитие познавательного интереса.
  2. Стимуляция познавательной активности, на всех этапах подготовки.
  3. Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие, — потеря интереса к деятельности (физкультминутки, релаксационные паузы).
  4. Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).
  5. Дифференцированный подход к каждому ребёнку.

Данные методы, приёмы позволяют способствовать развитию познавательной активности, её сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности.

Литература:

  1. Макаренко А. С. О воспитании молодежи. Игра. Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г. С. Макаренко. Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва 1951.
  2. Карлигина Р. П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение. М.: Учитель, 2013.
  3. Матвеева Е. М. Справочник воспитателя. М.: Учитель, 2013.
  4. Агафонова О. Г. Организация и проведение самоподготовки. Методические рекомендации для воспитателей. М.: Учитель, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательной активности, учебной деятельности, Развитие познавательной активности, развитию познавательной активности, познавательной активности воспитанников, познавательного интереса, развития познавательных, развитие познавательной активности, познавательной активности детей, развития познавательной активности, развития познавательных процессов, формирования познавательной активности, Стимуляция познавательной активности, Нарушения познавательной деятельности, детей стойкого интереса, развитие познавательного интереса, познавательную деятельность, Развитие познавательного интереса, воспитательной работы, активизации познавательного интереса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос