Библиографическое описание:

Золотарев В. С., Власова Н. В. Современные проблемы и перспективы повышения эффективности государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса в России // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 12-14.



Актуальность темы исследования обусловлена тем, что малое предпринимательство играет существенную роль в развитии экономики. Решение многих социальных и экономических проблем в стране: создание дополнительных рабочих мест, рост занятости населения, увеличение объемов выпускаемой продукции, рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, развитие инновационного производства во многом определяется темпами развития малых предприятий.

Переход нашего общества от командно-административной экономической системы к рыночной во многом определяет низкие темпы развития малого бизнеса в российской экономике. В частности отметим, что в начале переходной экономики именно неразвитость рыночной инфраструктуры, а также несовершенство нормативно-правовых актов во многом сдерживали развитие малого бизнеса в нашей стране [4]. В настоящее время низкие темпы развития малого бизнеса на территории Российской Федерации обусловлены институциональными причинами, такими как чрезмерная открытость экономики на фоне отсутствия протекционистской политики РФ, нестабильность курса рубля, высокие цены на энергоносители по сравнению с ценами у зарубежных конкурентов (к примеру, в Китае электроэнергия и ГСМ дешевле, чем в России), большое налоговое бремя, высокая стоимость заемных средств и их недоступность для многих субъектов малого бизнеса. Данные обстоятельства обуславливают актуальность вопросов совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в современных условиях.

Необходимость развития малого бизнеса для нашей страны, обусловлена актуальностью возникновения автономных хозяйствующих субъектов, способных самостоятельно обеспечить себя материально-финансовыми ресурсами, создать новые рабочие места, увеличить налогооблагаемую базу для государства. В этой связи, безусловно, малые предприятия имеют большую социально-экономическую значимость для общества. Не нужно забывать о том, что именно такие компании приносят в государственный бюджет многих развитых стран значительные денежные поступления в государственные бюджеты этих стран.

Ликвидировать проблемы развития и повышения эффективности государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РФ выгодно и большим предприятиям. Во-первых, крупные и средние предприятия могут создавать дочерние малые предприятия, и во-вторых, вместе с этими малыми предприятиями получать большую выгоду, как для себя, так и в целом для экономики всей страны в целом. Нам представляется, что в настоящее время, эта проблема является актуальной и наиболее обсуждаемой, потому что развитие среднего и малого бизнеса, безусловно, влияет на переход России к стабильному развитию экономики, полноценным рыночным отношениям, и гарантированию социально-экономической стабильности в сфере общественного производства.

На наш взгляд, чтобы ликвидировать проблемы развития малого и среднего бизнеса в РФ и привести их к всестороннему развитию, нужно построить систему эффективного взаимоотношения между органами власти (на разных уровнях управления) и субъектами малого бизнеса. Чтобы сформировать некую основу для долгосрочного стабильного развития отечественного малого бизнеса, необходимо провести качественные преобразования в системе форм и инструментов поддержки малого бизнеса, с учетом мнения самих предпринимателей строить взаимовыгодные формы сотрудничества, активно развивать новые формы государственно-частного партнерства [1].

Важно отметить, что в настоящее время существует огромное количество правовых документов, в которых содержатся ссылки на то, как государство должно поддерживать малый и средний бизнес. Вот главные направления данной поддержки:

— кредитно-финансовая поддержка;

— обеспечение институциональных основ;

— обеспечение правовой защиты бизнеса;

— научно-методическая управленческая поддержка (относят: обучение, консультирование, информационное обслуживание, создание пособий и курсов лекций для начинающих предпринимателей и т. д.);

— антимонопольная политика;

— налоговая политика (предоставления налоговых льгот) [2].

Для сравнения, можно отметить, что в подавляющем большинстве продвинутых и развитых стран, одним из наиболее важных инструментом государственной поддержки средних и малых предприятий является государственная система заказов. Отметим, что государственные и муниципальные заказы могут создавать условия неких гарантий того, что малый бизнес будет обеспечен рынком сбыта, а значит и определенным размером доходов, что может способствовать форсированному процессу накопления капитала, укреплению конкурентоспособности субъектов малого бизнеса, расширению производственных возможностей, модернизации оборудования и т. д.

В настоящее время есть разные взгляды на процесс стимулирования малого бизнеса. В частности отметим тот факт, что некоторые экономисты для стимулирования развития малого и среднего бизнеса в кризисный период, предлагают предоставлять малому бизнесу следующие виды государственной поддержки:

—ввести презумпцию невиновности налогоплательщика;

— ввести презумпцию добросовестности производителя;

— ввести презумпцию сохранности и безопасности услуг и товаров;

— ввести презумпцию доминирования предприятий государственных и с государственным капиталом;

— ввести презумпцию излишек государственной функции.

Если предположить, что все эти презумпции будут внесены в экономическую политику России, то это приведет к росту взаимодействия бизнеса и власти, а решение проблем развития бизнеса и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РФ с вводом этих средств, станет более динамичным. Однако рассматриваемые меры весьма емки с позиций их использования, и требуют перестройки, как законодательства, так и всего общества в целом. Эксперты утверждают, что на этот процесс может потребоваться около 10 лет.

Даже с внедрением все новых и улучшенных условий для ведения малого и среднего бизнеса, предприниматели нередко говорят о недостаточном финансировании. Решением данных проблем могут стать уже существующие программы по продвижению и развитию бизнеса за счет субсидирования ссудного процента по кредитам. Участвуя в программах государственно-частного партнерства, малые предприятия могут получить дополнительную материальную помощь со стороны государства.

Важная задача для разрешения проблем развития и государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РФ состоит в том, чтобы создать справедливую систему налогообложения, которая будет работать и благоприятно влиять на темпы развития экономики всей страны. Средства, которые выделяет государство, должны способствовать развитию общественного производства, а налоговое бремя необходимо переносить на процесс потребления. Должна создаваться такая система, которая будет не только снижать налоги, но и способствовать введению дополнительных стимулов для всех, кто совершенствует свое производство и создает новые рабочие места, снижая проблемы безработицы [3].

Малый и средний бизнес в РФ обеспечивает должную мобильность в условиях рынка, влияет на создание кооперации и специализации, позволяет создавать новые рабочие места для населения страны. Малый бизнес способен быстро окупиться, а также занять и образовать нужные ниши в потребительской сфере. В тоже время отметим, что данный сектор экономки нуждается в доступных заемных средствах, в инвестициях.

На создание благоприятного инвестиционного климата для развития частных малых предприятий РФ, мы предлагаем реализовать следующие мероприятия:

— создание базы данных и каталога инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства;

— организация и участие в ярмарке инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства;

— оказание консультационной помощи в подготовке бизнес-планов инвестиционных проектов для участия в конкурсах инвестиционных проектов;

— оказание содействия субъектам малого предпринимательства в поиске инвесторов для реализации.

По нашему мнению, отраженные нами рекомендации помогут повысить эффективность работы органов власти в сфере развития малого предпринимательства, что приведет к увеличению числа малых предпринимателей и индивидуальных предпринимателей, повысит их информированность о действующих нормативно-правовых актов, программах поддержки, привлечет субъектов малого предпринимательства к решению социально-экономических проблем той или иной территории.

Литература:

  1. Проблемы малого и среднего бизнеса в России / Андреев С. Ю., Самсонов В. А. //Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 г. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. — 2014. — С. 014–017.
  2. Государственное субсидирование малого бизнеса в условиях экономического кризиса 2014–2015 годов в России / Андреев С. Ю. // ГЛОБАЛИЗАЦИЯ НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа, 2015. — С. 95–98.
  3. Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.
  4. Агропродовольственный рынок России: проблемы и перспективы / Власова Н. В., Шейко Е. В.// Наука сегодня: реальность и перспективыматериалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». — 2016. — С. 117–119.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle