Автор: Бурмистрова Дарья Владимировна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (126) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 128 раз

Библиографическое описание:

Бурмистрова Д. В. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в контексте развития налогообложения хозяйствующих субъектов // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 153-156.



Без малого и среднего бизнеса у нашей страны нет будущего [1]

Понятие бизнеса (от англ. business — дело, антерпренерство).

«Бизнес» — это в первую очередь «деятельность», «занятость».

По мнению англоговорящего, квалифицированный рабочий на заводе занимается бизнесом, а продавец на рынке — нет. Настоящий бизнес предполагает, прежде всего, производство — качественное изготовление, изобретение нового. Бизнес предполагает умение досконально разбираться в предмете своей деятельности и выкладываться в нём «на полную катушку», особенно не заботясь, «что вам есть и что пить» (как сказано в «Евангелие»).

Бизнесом называют самостоятельную экономическую деятельность, осуществляемую на свой страх и риск и направленную на постоянное получение прибыли вследствие пользования нематериальными активами и/или имуществом, а также выполнения работ, продажи товаров или предоставления каких-либо других услуг, не запрещенных законодательством.

Бизнес является самым важным атрибутом рыночной экономики, который взаимодействует со всеми ее институтами.

Малые предприятия — по законодательству РФ «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

‒ в промышленности — 100 человек;

‒ в строительстве — 100 человек;

‒ на транспорте — 100 человек;

‒ в сельском хозяйстве — 60 человек;

‒ в научно- технической сфере- 60 человек;

‒ в оптовой торговле — 50 человек;

‒ в розничной торговле и бытовом обслуживании — 30 человек;

‒ в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица» [2].

Из истории видно, что именно в бурные, переломные времена возродились предпринимательские кланы. В буйное время реформ Петра Великого, усилились уральские промышленники Демидовы. Новое поколение крупных российских предпринимателей появилось на сцене после отмены крепостного права в 1868–1872 гг. В 1990-х решению проблем товарного дефицита способствовали «челноки» — предприниматели индивидуалы, закупавшие товары за рубежом (в Китае, Южной Корее, Турции) и перепродававшие их на территории СССР. Так или иначе, в развитии бизнеса играют значительную роль, увеличивая число собственников, формированию среднего класса, росту доли экономически активного населения и созданию новых рабочих мест. Научно — технический потенциал бизнеса влияет на создание предпосылок развития научно-технического прогресса, культуры и образования, что в целом развивает интеллектуальный потенциал нации.

Тема, на мой взгляд, очень актуальная в наше время, и требует детального изучения бизнеса в целом.

Возможности бизнеса в России не только не исчерпаны, но даже не задействованы сколько-нибудь серьезно. Путь к рынку оказался тернистым. Со всей очевидностью проявились две разнонаправленные тенденции.

С одной стороны, формируются, пусть тяжело и медленно, механизмы рыночных преобразований: совершенствуются методы государственного регулирования экономики, внедряются новые формы собственности, складывается средний класс.

С другой стороны, Россия пока не достигла ощутимого успеха в экономических преобразованиях. Стагнирует внутренний валовой продукт, слабо набирает обороты промышленный и аграрный потенциал. Дают еще себя знать политические катаклизмы переходного периода, отставание создания законодательной базы построения цивилизованного рынка влечет за собой нарушение баланса в экономике: спад производства и инвестиционной активности, отток капитала за рубеж и, как итог, недовольство большей части россиян нынешним уровнем жизни и перспективами и, на этом фоне, предпринимателями, добившимися своей деятельностью успеха. Ныне российский рынок представляет собой еще не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство бизнеса как раз и состоит в умении извлечь пользу из любой ситуации, превратить поражение в победу. Экономическая нестабильность увеличивает риск, она же повышает шансы того, кто умеет правильно оценить ситуацию, прогнозировать потери и прибыли. Таким образом, можно определить предпринимательский риск как деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которого имеется возможность оценить вероятность достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащихся в выбираемых альтернативах [3, 4].

Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проведен опрос 18–19 мая 2013 года. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Выборка репрезентирует население России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 %. Исследование проводилось совместно с Агентством «Социальные сети». Мониторинг публикаций в социальных сетях на тему состояния науки в России проведен 13–26 мая 2013 года с помощью открытых поисковых систем и собственного поискового механизма. Всего обнаружено 486 релевантных публикаций.

Как показали результаты опроса, за последние четыре года россияне стали более негативно оценивать условия для развития частного бизнеса: так, если в 2009 году плохими их считали 44 %, то сегодня — уже 55 %. Отрицательно оценивают ситуацию, прежде всего, жители малых городов и сел (62 %), а также 35–44-летние граждане (63 %). Только четверть опрошенных считают, что условия для развития частного бизнеса в месте их проживания — хорошие (25 %). В основном это жители крупных мегаполисов (36 %), крупных городов (34 %) и 18–24-летние граждане (31 %).

Большинство россиян (72 %), не имеющих собственного бизнеса, сообщают, что не планируют заниматься им и в будущем (в 2011 году таких было 65 %). Планируют заняться предпринимательской деятельностью 16 % опрошенных (два года назад — 20 %) — в основном это 18–24-летние граждане (38 %) и жители мегаполисов (24 %). Еще 7 % опрошенных в прошлом пытались заниматься бизнесом, но неудачно, и еще у 1 % есть свое дело в данный момент.

Относительное большинство тех, кто имеет опыт предпринимательской деятельности, оценивает его как удовлетворительный (47 %). Более трети называют свои попытки организовать бизнес неудачными (35 %) — прежде всего граждане старше 45 лет (41–46 %). Довольны своим опытом предпринимательской деятельности 15 % (в 2009 году — 10 %) — в основном это 25–44-летние граждане (17 %).

Малый и средний бизнес в нашей стране производит пятую часть валового внутреннего продукта (торговый бизнес). Вклад малого и среднего бизнеса в развитие экономики России определяется его гибкостью и мобильностью реагирования на изменение рыночной спроса.

Согласно данным Министерства экономического развития, две из пяти российских компаний — малые. Каждый шестой, а с учетом индивидуальных предпринимателей, каждый пятый, занятый в экономике — это работник малого или среднего предприятия. Отраслевое распределение малых и средних предприятий характеризуется следующими показателями: предприятия оптовой и розничной торговли составляют более 40 % от всех малых и средних предприятий. 18 % предприятий заняты в сфере услуг, 12 % — строительные компании, 11 % предприятий составляют обрабатывающие производства. Индивидуальные предприниматели работают в основном в сфере торговли и бытовых услуг. 96 % предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств.

Малый бизнес быстрее апробирует инновации. Именно с его развитием связаны надежды на увеличение в социальной структуре нашей страны среднего класса — фундамента социальной стабильности и модернизации. Малый бизнес помогает гражданам, оставшимся без работы, найти новое рабочее место и сохранить уровень доходов.

Стратегическая задача России в развитии малого и среднего бизнеса до 2020 года, которую ставит правительство, состоит в том, чтобы приблизиться по основным показателям к экономическим развитым странам мира. Доля малых и средних компаний в ВВП должна составлять не менее 40 % (вместо 20 % сейчас). Доля занятых на малых и средних компаниях должна приблизиться к 50 % всего занятого в экономике населения (вместо 20 % сейчас) [5]. Россия должна приблизиться к общемировому показателю по доле граждан, желающих начать собственное дело. Этот показатель составляет 10 % от всех граждан страны. Поэтому одна из основных задач в ближайшее время — это увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса и их вклада в развитие экономики.

На основе Карты проекта «Развитие малого и среднего бизнеса», разработанной Министерством экономического развития выделим ключевые направления реализации государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса.

1) Повышение спроса через доступность государственного и муниципального заказа;

2) Механизм участия малых и средних предприятий в госзакупках;

3) Повышение конкурентоспособности малых и средних компаний за счет субсидий предприятиям- экспортерам;

4) Доступность офисной и производственной недвижимости;

5) Доступность технологической инфраструктуры;

6) Грантовая поддержка предпринимателей;

7) Финансовая поддержка;

8) Сокращение административной нагрузки на бизнес;

9) Формирование института «обратной связи» с предпринимателями через предпринимательские объединения;

10) Пропаганда бизнеса.

В заключении хотелось бы отметить следующее:

Правительством нашей страны проводится ряд мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса. По данным top.rbc.ru на поддержку малого и среднего бизнеса в РФ выделено 1,8 млрд. руб., в т. ч. для Москвы 2,2 млрд. руб., в 2015 году для Москвы выделено 1,4 млрд. руб. Акцентировать внимание необходимо на развитие промышленности и сельского хозяйства. РФ недостаточно используется имеющиеся потенциал производства необходимых товаров и услуг. Малый бизнес должен быть рентабельным, но не за счет нереальных наценок на продаваемый товар, оказываемую услугу, выполненную работу. В наценку не должны входить «бешеные» проценты по кредитам, налоги и прочее. А для этого необходимо государству совсем немного помочь малому бизнесу:

‒ предоставлять субсидии без бюрократизма,

‒ снижать (существенно снижать) процентные ставки по кредитам,

‒ предоставлять реальные налоговые льготы (первый шаг сделан снизился налог на прибыль с 24 до 20 %).

‒ взаимодействовать с крупным бизнесом.

Банкиры скажут, что снижать процентные ставки по кредитам невыгодно, в связи с тем, что ключевая ставка и ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня — 10 %. Но у банка имеются денежные средства, привлеченные по вкладам «до востребования» от населения, где ставка по вкладу составляет менее 1 % в год, за счет этих денежных средств возможно кредитование малого бизнеса по приемлемой для бизнеса % ставке и без ущерба для банков.

Потом же наше государство также будет пожинать хорошие плоды от маленького шага к малому бизнесу, а именно:

‒ новые рабочие места;

‒ обеспечение благосостояния основной массы населения {люди будут иметь достойную жизнь и свободное развитие человека} [6];

‒ будет развиваться производство;

‒ малый бизнес будет выходить из «тени» и приносить доход государству в виде налоговых платежей, а не банкам в виде процентов за кредит.

Бизнесу не важно, кто придет покупать товар — инвалид, студент, олигарх, бизнесу важно получить прибыль, а значит, он должен быть, в первую очередь социально-ориентированным.

Маленький шаг навстречу может вылиться в большое прекрасное будущее. Чтобы достичь великого, нужно начинать с малого, в том числе с малого бизнеса.

Имея собственное производство, способное обеспечить внутренние потребности страны, занятое население и как следствие низкий уровень безработицы, либо ее отсутствие, наша страна выдержит любые «сюрпризы» экономики, которые носят циклический характер.

Мы видим, что в целом, действующая система хотя и позволяет рассматривать и достаточно оперативно решать основные вопросы, связанные с развитием малого и среднего бизнеса, но требует большой гибкости и нацеленности на конечный результат, перенесения центра тяжести на развитие и самофинансирование малого и среднего бизнеса.

Литература:

  1. Стенографический отчёт о совещании по вопросам снижения административных барьеров для субъектов малого и среднего бизнеса 5 августа 2009 года в Звенигороде // Президент России. URL: http:// www.president.kremlin.ru/transcripts/ 5119 (дата обращения: 31.10.2016);
  2. cт. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СЗ РФ 30.07.2007, № 31, ст. 4006;
  3. Рук. авт. коллектива чл.-корр. РАН А. А. Дынкин, Ю. В. Куренков. Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве. — М.: ИМЭМО РАН, 2001. — 12 п.л.;
  4. Портер М.. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. В. Д. Щетинина.. — М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.;
  5. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП России недостаточна — Путин В. В. // Финмаркет. URL: http://www.finmarket.ru/news/3129845/ (дата обращения: 31.10.2016);
  6. ст. 7 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
Основные термины (генерируются автоматически): среднего бизнеса, малого бизнеса, субъектами малого предпринимательства, развития частного бизнеса, развития малого бизнеса, субъектов малого, развитии малого, Малый бизнес, среднего класса, кредитование малого бизнеса, средних предприятий, технический потенциал бизнеса, числа субъектов малого, детального изучения бизнеса, предпринимательской деятельностью, «О развитии малого, формированию среднего класса, проекта «Развитие малого, 18–24-летние граждане, страны среднего класса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос