Библиографическое описание:

Назаренко В. А., Бочкова Е. В., Авдеева Е. А. Зоны льготного налогообложения и проблемы оттока капитала в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 624-626.



Необходимость оптимизировать собственные издержки давно вынуждает отечественных предпринимателей создавать организации в оффшорных зонах как за рубежом, так и у себя на родине. Сегодня в условиях нестабильного экономического положения отечественных компаний на международной арене, не стоит упускать возможности, чтобы сократить расходы, учитывая, что в России существуют юрисдикции со льготным налогообложением.

Идея о развитии оффшорных зон внутри государства появилась давно. Существуют определенные территории, например штаты Вайоминг, Делавэр, Невада в США, районы в Великобритании и Швейцарии, которые уже давно живут по такому принципу [4]. Несмотря на известную во всем мире жесткую фискальную политику, проводимую в этих странах, оффшорные компании получают здесь достаточно высокие налоговые льготы, так как это выгодно для регионов.

С развитием рыночных отношений и в РФ появилась необходимость развития территорий с льготным налоговым режимом. Следует уточнить, что в классическом понимании российские оффшорные зоны как таковыми оффшорами не являются, так как компании, открытые в них, остаются в пределах данной страны. Тем не менее, это низконалоговые территории, регистрация в которых позволяет бизнесменам уменьшить свои затратами. Такие льготные зоны действовали в РФ до 2001 г. Основными льготными зонами в стране были — Алтай, Калмыкия, Бурятия и Ингушетия. Есть и другие регионы, предоставляющие компаниям льготные программы налогообложения, например особые экономические зоны (ОЭЗ).

Рассмотрим схему сокращения налогов на примере зоны экономического благоприятствования Республики Алтай, именуемой Эколого-экономический регион Алтай. Эколого-экономический регион «Алтай» был создан в ноябре 1991 г. и представлял собой, по сути, территорию со льготным налогообложением. По идее разработчиков проекта, экономическая выгода от этого режима должна была стать инструментом развития депрессивного субъекта страны. Льготами, в частности по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, пользовались предприятия, зарегистрированные на территории Республики Алтай, либо зарегистрированные на территории республики филиалы юридических лиц, ранее созданных в других регионах страны, и осуществляющие определенные виды деятельности на территории Горного Алтая.

Всего за десять лет существования алтайского оффшора здесь было зарегистрировано 7 116 тыс. участников, на них приходилось до 70 % поступлений налогов и сборов. По состоянию на 2002 г. было зарегистрировано 2745 участников, и только в первом квартале от них в бюджетную систему республики поступило 535,2 млн р. То есть Республика Алтай отказалась от всех налогов, собираемых в ее бюджет, и заменила всю совокупность налогов, взимаемых в ее бюджет как субъекта федерации, вступительным регистрационным сбором в размере 800 дол. и ежеквартальными сборами в размере 750 дол. Такая система налогообложения в Республике Алтай была установлена Законом Республики Алтай «О совершенствовании правовой и экономической основ функционирования Эколого-экономического региона Алтай» от 10 апреля 1997 г. Данная система позволяла получать налоги (за счет регистрационного сбора) в твердых, заранее известных размерах, не зависящих от экономической ситуации, общая сумма которых зависела от количества зарегистрированных предприятий, что было очень выгодно для субъекта федерации. По подсчетам экономистов агентства REGNUM, за годы, прошедшие с закрытия ЭЭР, республика потеряла более 154 млрд р. в качестве упущенной выгоды. Сегодня действующий губернатор алтайского края Карлин А. Б. принял решение о воссоздании ЭЭР. Предполагается, что законопроект в качестве законодательной инициативы в Госдуму внесет Госсобрание Республики Алтай. Сейчас документ проходит формальные процедуры и, возможно, будет рассмотрен уже на следующей сессии Государственного Собрания — Эл Курултая Республики Алтай.

Если же говорить об особых экономических зонах, то в настоящее время на территории России создано 25 ОЭЗ, 4 из которых специализируются на развитии промышленного производства, еще 4 на технологических инновациях, 14 — на развитии туристическо-рекреационного бизнеса и 3 — на развитии портово-логистических и транспортных узлов. Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется по законодательству РФ о налогах и сборах. Другими словами, резиденты особых экономических зон на общем режиме имеют особые льготы на исчисляемые налоги, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, основными из которых являются НДС, налог на прибыль, налог на имущество и др.

Внимательное изучение законов, регламентирующих деятельность фирм на территории России, разработка финансово-налоговой схемы деятельности совокупности предприятий позволяет минимизировать уплату налогов. Однако необходимо четко представлять, для какого конкретного вида бизнеса создается данная компания, так как при выборе зоны налогового благоприятствования, безусловно, необходима помощь опытных юристов.

Проблемы «отмывания» теневых доходов на международной арене приобрели особую актуальность в течение последних десятилетий. Понимая угрозу национальным интересам и чувствуя сложность определения «отмытых» в международной финансовой системе денежных средств, развитые страны пришли к выводу, что необходимо выработать как коллективные меры борьбы с оффшорами, так и на законодательном уровне уменьшить перемещение капитала за рубеж.

Согласно исследованиям Бостонской консалтинговой группы (BCG), в 2012 г. в оффшорах хранилось около 7 трлн дол., а к 2014 г., по данным независимой организации Tax Justice Network, в оффшорах хранились уже около 25 трлн дол. [3].

Что же касается Российской Федерации, то согласно этим же исследованиям, за последние 20 лет из страны в льготные налоговые юрисдикции «утекли» 798 млрд дол. Кроме того, согласно докладу американского исследовательского института Global Financial Integrity в 2015 г., теневая экономика России за последние 18 лет составляла в среднем 46 % ВВП [2]. Если рассматривать большой размер оттока денежных средств из РФ в совокупности с размахом теневой̆ экономики государства, то сложно удивиться тому, что многие источники твердят о замедлении экономического роста.

Приток капитала наблюдался в 2006–2007 г, это было связано с тем, что с 2006 г., в расчете на приток иностранных инвестиций, в России были сняты последние ограничения на движение капитала, произошла полная либерализация валютного регулирования, характерная для стран с развитой экономикой в не кризисные периоды. Однако, в 2008 г. отток капитала из страны возобновился из-за мирового финансового кризиса и составил 133 млрд дол. за 2014 г. вывоз капитала превысил прогнозы и составил 151,5 млрд дол. Такое ухудшение было вызвано введением санкций против России фактически и ограничением доступа на внешние рынки капитала.

Тема деоффшоризации экономики России в современных условиях становится все более актуальной, по причине того, что сегодня, общегосударственным приоритетом становится остановка и дальнейшее предотвращение оттока капитала из страны. Потребность в проведении антиоффшорной политики в России вызвана тем, что значительная часть частного капитала в России контролируется холдинговыми центрами, инкорпорированными в юрисдикциях, входящих в оффшорные финансовые сети. Так, из 50 крупнейших российских компаний рейтинга «Эксперт-400» с совокупной выручкой 16 трлн. р., принадлежащих частному капиталу и не являющихся дочерними структурами иностранных корпораций, 46 % (т. е. 23 компании) либо зарегистрированы в офшорных или спарринг-офшорных юрисдикциях, откуда контролируется от 40 % до 90 % акций таких компаний, либо там находится центр прибыли или центр принятия решений [1].

Стремление развернуть антиоффшорную кампанию в масштабах всей страны сформировалось в силу внешних и внутренних причин. Среди внешних причин стоит выделить:

– активизация антиоффшорной политики в глобальном масштабе, т. е. сегодня мировое сообщество признает проблему оффшоров, как одну из главных экономических проблем современности;

– общее стремление подавляющего большинства государств мира установить принцип «справедливого налогообложения» и предотвратить повышение криминализации мировой экономики.

Среди внутренних причин выделяют:

– угроза финансовой, экономической и общей национальной безопасности России при дальнейшем развитии национальной экономики в условиях негативного влияния оффшорной зависимости

– повышение финансовой дефицитности бюджетов всей бюджетной системы РФ, в виду снижения бюджетных доходов по причине чрезмерной оффшоризации экономики;

– общественное порицание оффшорных олигархов и прочих бизнес-структур, которые оптимизируют свою деятельность, тем самым причиняя вред национальной экономике.

Что касается оффшорной зависимости, то если же говорить об оффшорных компаниях в России, то можно выделить следующие примеры оффшоризации государства.

  1. Промышленная группа «Базовый элемент», которую возглавляет О. Дерипаски, принадлежит компании BASICELEMENTLtd., которая зарегистрирована на о. Джерси. Кроме того, эта организация является дочкой компании A-Finance, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, владельцем которой так же выступает О. Дерипаска. Более того, он же владеет компанией EN+, зарегистрированная на о. Джерси и имеющая более 56 % акций компании UCRusal, которая сегодня является фактическим владельцем всех алюминиевых заводов в РФ.
  2. ОАО «Мечел» является одной из ведущих российских компаний в металлургической и горнодобывающей отраслях. Её владельцами являются кипрская компания Calridge Ltdи Bellasis Holdings Ltd.
  3. ОАО Холдинговая компания «Металлинвест» принадлежит кипрским компаниям Gallagher Holdings Ltd. (Алишер Усманов), Seropaem Holdings Ltd. (А. Скоч) и Coalco Metals Ltd. (В. Анисимов)» и многие другие.

Совокупность вышеперечисленных причин является достаточным основанием для немедленного начала проведения жесткой антиоффшорной политики. Однако при этом важно понять, что именно мы будем подразумевать под оффшором, и против чего именно будет строиться антиоффшорная политика. Оффшор — государство (юрисдикция), которая в силу внутреннего законодательства может обеспечивать комплекс преимуществ при ведении бизнеса:

– «комфортная правовая среда обитания бизнеса», выражающаяся в создании условий для организации и дальнейшего ведения бизнеса на упрощенной основе, т. е. упрощенные условия финансового, налогового и административного надзора, понижение прозрачности проводимых операций и возможность обеспечивать анонимность бенефициаров;

– возможность значительно снизить налоговые и другие платежи, обеспечив сверхприбыль оффшорной компании.

Таким образом, подводя итог, можно утверждать, что степень оффшоризации российской экономики чрезмерно велика, что ведет к значительным экономическим издержкам для страны в настоящем и будущем. Оффшоризация национальной экономики — одна из основных угроз национальной (экономической) безопасности государства, решением которой нужно заниматься незамедлительно.

Литература:

  1. Андрианов В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. — М.: Экономика, 2013.
  2. Обухова Е., Огородников Е.. Пора возвращаться с островов // Эксперт. — 2013. — № 4. — С. 35–41.
  3. Тетерин Ю. А. Деоффшоризация российской экономики // Молодой ученый. — 2015. — № 14. — С. 280–282.
  4. Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором // Банк России. — Режим доступа: http://www.gradient-alpha.ru/analitika/2013/06/20/offshoryi-novyie-pravila-igryi-v-rossii-i-v-mire/.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle