Библиографическое описание:

Марченко М. Н., Яроменко А. В. Особенности проектирования визуальных коммуникаций в телевизионной среде // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1276-1278.



Проведено исследование основных особенностей проектирования телевизионной среды. Выявлены психологические особенности зрительской аудитории, входящие в основу разработки дизайн-проекта. Составлен примерный план и методологические рекомендации для дизайнеров, занимающихся телевизионным дизайном.

Ключевые слова: теледизайн, телевидение, визуальные коммуникации, профессиональное образование дизайнеров, методология проектирования.

Постоянное развитие науки и информационных технологий, приводит к неминуемым изменениям в образовании, культуре, обществе. Одним из важнейших факторов подобного влияния стало появление телевидения. Та система передачи информации, берущая своё начало в конце ХIХ века, актуальна и сегодня, и даже распространение Интернета не заменило телевидение, а перевело его в другую плоскость, оставив все присущие ему константы и дополнив их. Под константами подразумевается главная особенность телевидения — связь зритель-экран, и не имеет значения широкоэкранный ли это телевизор или маленький дисплей телефона. Не стоит забывать, что первые приёмники имели совсем небольшую экранную поверхность, немногим отличающуюся от современных средств связи.

Одно из самых популярных определений телевидения гласит: «…это комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние» [5]. За этой скупой формулировкой скрывается огромный пласт культуры, давший начало новой профессии — теледизайнер. Однако в нашей стране до сих пор нет специально разработанной методологии, помогающей специалисту и объясняющей студенту, с чего начать и как вести работу над телевизионным проектом.

Если рассматривать телевизионный дизайн как развитие оформления телепередач в докомпьютерную эпоху, то можно утверждать, что появление компьютерных технологий фактически создало новую профессию со своим инструментарием, выразительными возможностями, различными стилевыми направлениями, определяемыми, с одной стороны, технологиями, с другой — пристрастиями авторов и зрителей. Притом художественно-выразительные возможности профессии столь велики, что говорить просто об оформлении эфира или, как иногда выражаются, «упаковке», — значит заведомо занижать художественную планку передачи и канала [5].

Постепенное развитие теледизайна перевело его в категорию коммуникативного дизайна, так как он обладает наиболее полным перечнем свойств, присущих данному виду. При помощи средств графического дизайна, необходимо грамотно и эффективно структурировать информационные потоки, донести их до сознания и подсознания потребителя визуальной продукции [1; 2; 4]. Ведь восприятие экранного изображения включает в себя как образные, так и информационные процессы, т. е. понимание и усвоение информации, переданной с экрана, а также эмоциональное «переживание» увиденного.

Таким образом, перед дизайнером ставится определённый набор задач, приступая к которым необходимо соблюдать некоторые методологические алгоритмы и учитывать психологические особенности объекта конечного потребителя — зрительской аудитории.

Для работы над проектом дизайнер чётко должен понимать, для кого он делает графическое оформление, какие люди будут смотреть канал, какую аудиторию надо привлечь [3]. С их помощью дизайнер может осуществить самые смелые замыслы, с высокой степенью достоверности отразить и существующие, и несуществующие в реальном мире объекты в фантастической среде и таким образом заглянуть в будущее.

Важно ознакомиться с основными задачами, целями компании, понять, какой посыл должен исходить от телеэкрана, чтобы правильно донести его до зрителя.

Одной из особенностей в проектировании телепродукта, формировании бренда и налаживании необходимой коммуникации со зрителем, является максимальная концентрация на содержимом телеканала, на его программном наполнении. В большинстве случаев есть центральная программа, определяющая его наполнение. Например, в информационных каналах это новости: Россия 24 — «Вести», Пятый канал — «Сейчас», РБК — «Главные новости». Упаковка новостей синонимична общей стилистике канала. Даже то, какие новости и как они преподносятся, может указать на направленность канала. Это хорошо заметно на двух самых популярных телеканалах — Первый и НТВ. Оба телеканала несут развлекательную функцию и оба используют новости в качестве основы вещания. В первом случае новости имеют максимально оптимистичную, семейную окраску, во втором, те же самые новости преподносятся агрессивно. Эта же эмоциональная окраска отражается и на контенте, и на оформлении телеканалов.

Время, потраченное на фирменные промо-ролики, не должно быть потрачено впустую. Всегда нужно помнить, что своё рекламное пространство всегда чётко сфокусировано на потребителе, оно имеет максимально близкий контакт (возможность обращаться к зрителю напрямую, в рамках своего собственного продукта). Также это максимальная близость к моменту совершения выбора — переключения на другой канал [6].

Проведя вышеизложенное исследование, можно составить примерный план работы над телепроектом:

Во-первых, необходимо поставить задачу: какие элементы проектирования будут разработаны. Теледизайн делится на 2 направления: дизайн телеканала и дизайн контента. Дизайн телеканала это знакомый многим — фирменный стиль. Сюда входит корпоративный набор и элементы, напрямую связанные с телевизионной деятельностью и лицом телеканала:

– логотип;

– заставки.

Дизайн контента — это дизайн наполнения телеканала, информационного или программного. Оформление программ давно отмежевалось от оформления канала в целом. Можно четко выделить на любом канале одну или две флагманских программы (обычно новости и что-то из аналитики на каналах, где есть такие программы, и ключевые хиты на развлекательных), которые несут на себе нагрузку общего брэндинга. Всё остальное выглядит как самостоятельный продукт (которым чаще всего и является), и работает исключительно на себя, а не на канал-носитель.

Затем необходимо провести предпроектный анализ, нацеленный пока не на графическую составляющую, а на смысловые и идейные аспекты, включающий в себя анализ контента и подбор аналогов. В зависимости от задачи рассматривается набор тематических констант, составляющих опорные точки, на которых выстраивается телепродукт. Для канала это тематика, целевая аудитория, цели, задачи и миссия. Те же компоненты важны и для передачи, однако это направление не так общо, а более точечно и концентрировано, поэтому необходимо более конкретно разбираться с наполнением. Здесь важны такие компоненты как: проблемы, обсуждаемые в передаче, люди, принимающие там участие, ведущие и многое другое. Анализ аналогов проводится на базе подобранных примеров конкурентов, того же тематического или социального направления. Необходимо выявить сильные и слабые стороны, вычленить главное и найти свою смысловую особенность, в дальнейшем отражённую в графике.

После предпроектного анализа дизайнер может приступать к формированию фирменного стиля. Фирменный стиль канала или передачи, должен отражать верность философии и программному наполнению объекта. Необходимо чётко понимать, зачем формируется продукт, какие цели и задачи ставятся перед дизайнером. Все задачи делятся на: художественные и конструктивно-коммуникативные.

Художественные:

– эстетические;

– рекламные;

– социальные.

Конструктивно-коммуникативные:

– информативные;

– соподчинение и преемственность между элементами.

Также одним из важных вопросов является позиционирование канала, т. е. определение эмоционального, психологического и возрастного состояния. Достигнуть нужного состояния и выполнить поставленные задачи можно разработав творческую концепцию и продумав и создав чёткую систему визуальных коммуникаций.

Определившись с задачами и позиционированием, дизайнер может приступать непосредственно к работе. Графическая «упаковка» телепродукта должна быть разработана с учётом следующих действий.

1) Необходимо определить, каким продукт должен увидеть зритель. Т. е. атмосферу и стиль — это одни из важнейших критериев оценки зрителями канала. Важно отношение к каждому разрабатываемому элементу как к части телеканала — он должен нести черты и смысловые нагрузки общего стиля. Также необходимо вызывать у зрителя определённый набор эмоций, и конечно же положительных. Если зрителю не комфортно на канале, он переключит на другой и никогда больше не вернётся.

2) Следует помнить о движении и об ограничении по времени. Теледизайну не нужно много текстового сопровождения или нагромождения визуального ряда, ведь главным отличием телевизионного дизайна от графического является движение в пространстве и времени.

3) Целесообразно работать одновременно с аудио-сопровождением. Телевидение — это мультимедийное явление, которое не может существовать без звука.

4) Необходимо поставить себя на место зрителя, найти причину, по которой зритель будет смотреть канал. Важно показать пользу и выгоду просмотра именно этого продукта.

5) Нужно определить преимущества продукта. Если в конце передачи, ролика, в заставке можно заменить логотип на другой, и ничего не поменяется — канал не обрёл своё уникальное «лицо».

6) Следует всегда помнить, что телевидение — это развлечение. Это правило обязательно должен помнить каждый телевизионный дизайнер. Теледизайн — это часть индустрии развлечений, даже если нужно проинформировать зрителя о каких-либо цифровых значениях.

Пройдя все перечисленные этапы, необходимо провести проверку разработанного продукта:

– проверить на соответствие позиционированию канала и философии компании;

– определить, уникален и дифференцирован ли полученный образ;

– установить, понятен ли посыл зрителю.

Знание и использование представленных принципов значительно ускорят и упростят предпроектный и проектный процесс работы над телевизионным проектом. Данное исследование и его результаты могут быть использованы в профессиональном образовании дизайнеров высшей школы. Методологические рекомендации систематизированы и четко ориентированы на реальный практический результат, что необходимо в процессе обучения будущих специалистов в этой области.

Литература:

  1. Ажгихин С. Создание проектного образа в процессе разработки рекламных изображений // Преподаватель XXI век. М., 2009, № 3–1.
  2. Ажгихин С. Г. Инновации в дизайне и дизайн-образовании. Искусство и образование. 2010. № 4. С. 94–100.
  3. Марченко М. Графическая деятельность и компьютерные технологии в профессиональной подготовке будущих дизайнеров // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5 (21).
  4. Мирошников В. В., Мирошникова В. М. Социокультурные аспекты современного формообразования в дизайне / Путь науки. 2014. № 10 (10). С. 113–114.
  5. Монетов В. Теледизайн и компьютерная технология (URL: http://reklama.rin.ru/html/u1-i0_5_7-d-t-s-p-a-r-m.html) (дата обращения 10.11.2014).
  6. Хант Л. Основы телевизионного брендинга и эфирного промоушн. Москва. Галерия, 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle