Реализация ФГОС через организацию проектно-исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 23.04.2016

Статья просмотрена: 148 раз

Библиографическое описание:

Давыдова, Е. Ю. Реализация ФГОС через организацию проектно-исследовательской деятельности / Е. Ю. Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.5 (112.5). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28624/ (дата обращения: 27.04.2024).



Я, как дитя, который нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным.

Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.

И. Ньютон

На сегодняшний день очевидным стал тот факт, что без личного осознания учеником необходимости самостоятельной учебной деятельности, без выстраивания им индивидуальных траекторий обучения невозможна реализация новых ФГОС ООО.

В учебном процессе, выстроенном по-новому, необходимо видеть ученика, как полноценного субъекта деятельности. Каждый ребенок должен иметь возможность постепенно уподобиться ученому, занимающемуся научной работой в разнообразных областях знания. То есть очень важно научить учащихся выделять объект и предмет своего ежеурочного мини-исследования, выдвигать гипотезы по изучаемому материалу, расставлять задачи и приоритеты своей деятельности, делать выводы, умозаключения на основании добытой им же информации, обогащая, таким образом, свою систему личностных компетенций, а не только систему знаний и умений.

Одним из важных инструментов реализации указанной стратегии обучения и воспитания в училище стала внеурочная проектно-исследовательская деятельность.

Современный ребенок нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовом стабильно и компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные задачи.

Уже самые первые занятия по внеурочке показали, что они фактически выталкивают нас преподавателей из их предметных и классных «футляров», побуждают к срочному взаимодействию с коллегами, заставляют преобразовывать себя в эрудита, ориентирующегося во всех смежных дисциплинах.

Стало ясно:

− Хочешь, чтобы ученики были заинтересованы, стряхни оцепенение и сам воодушевлен вашим совместным взаимодействием;

− Хочешь, чтобы они ставили проблемы, научись при подготовке к занятию перепробовать несколько вариантов разных проблем на одном предметном материале;

− Хочешь, чтобы ученики искали личностный смысл, сам ищи его вместе с ними;

− Хочешь, чтобы ученики приняли от тебя важные ценности как руководство в жизни, сам верь в них;

− Хочешь, чтобы ученики получали удовольствие от познания нового, научись заново радоваться всему этому так, как будто только что впервые пришел в 1 класс.

Рассмотрим наиболее интересные моменты работы поисково-исследовательской деятельности объединения «Математика и человек» на 3 ее этапах.

1 этап. Мотивационный.

Задача — заинтересовать ученика настолько, чтобы ему захотелось побывать в роли ученого-исследователя, найти интересующий его момент в науке или просто в окружающей действительности, изучить его на своем уровне и сделать важные для себя выводы. Главный принцип состоит в том, что привлечение учащихся к исследовательской деятельности никоим образом не связано с тем, чтобы настраивать их на обязательное открытие чего-то совершенно нового в области человеческих знаний.

Работу по формированию устойчивой мотивации в работе над исследовательскими проектами я начинаю с обсуждения нескольких видеофрагментов. Например, «Неразрешимые проблемы современной науки», «Эксперимент с молоком» и «Что произошло бы в том случае, если теннисный шарик полетел со скоростью, большей скорости света».

В ходе круглого стола помогаем осознать друг другу, что не только ученый организует и проводит научные исследования в той или иной области, но и любой из нас способен реализовать свое творческое начало в работе такого рода.

Обсуждаем с ребятами их увлечения, хобби, разделы математики, которые представляют для них интерес или особенно трудны. Очень важно дать высказаться каждому, подумать, что называется вслух. Особенно это важно для тех, кто никак не определиться с темой. По опыту работы, ребята помогают друг другу, дают идеи, и иногда даже меняются темами. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. Обязательно предлагается домашнее задание дать небольшую рецензию проектных работ, выполненных товарищами ранее или попросту взятой в интернете. Примерные вопросы для мини- рецензии:

− Является ли работа исследовательской?

− Чем она вас заинтересовала? Чем понравилась?

− Что изменили бы в ней?

2 этап. Постановка целей изадач исследования.

Ребята знакомятся базовыми понятиями исследования такими, как объект и предмет исследования, гипотеза, цели и задачи исследования. На мой взгляд, чтобы обсуждение этих понятий осуществлялось после выбора темы каждым обучающимся, тогда ребята помогают друг другу с формулировками, подкидывают друг другу интересные идеи.

В организации этой работы очень помогают тетради юного исследователя на печатной основе, созданные каждым преподавателем в период подготовки к ведению курса.

3 этап. Непосредственная реализация.

Процесс обобщения информации важен потому, что каждый «пропускает через себя» полученные знания, умения, навыки.

Варианты вопросов:

− Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию?

− Кому, по-вашему, будет интересна проблема, над которой шла работа?

− В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план.

− В чем будет состоять «изюминка» презентации?

− Какие формы презентации вы считаете наиболее приемлемыми, и учитывая содержание, цель проекта, возраст и уровень знаний предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы?

− Какие затраты предполагает выбранная форма презентации?

− Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?

− Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа?

Итак, работа завершена, с каждым учеником проведена не одна консультация по его исследованию. Назначается дата защиты проектов.

По ходу защиты, неукоснительно соблюдаются правила:

  1. Обсуждение представленных проектов начинаем с ребятами со слов: «Мне очень понравилось в работе»;
  2. Устной оценке товарищей и присутствующих преподавателей подлежит только умение презентовать свою работу, выигрышно представить информацию и ответить на несложные вопросы по итогам доклада;
  3. Основные отметки за поиск, отбор и адекватное использование информации, постановку проблемы, личную заинтересованность автора, творческийподход к работе и другие аспекты деятельности выставляет преподаватель, обсуждая их индивидуально с каждым.

Подводя итоги проведенного с суворовцами курса проектно-исследовательской деятельности в объединении «Математика и человек», можно отметить значительный рост готовности и способности обучающихся к саморазвитию, улучшение регулятивных универсальных учебных действий, таких как целеполагание, планирование, прогнозирование и способность к волевому усилию. Ребята более непринужденно вступают в организованную преподавателем коммуникацию различного вида, а так же с удовольствием организуют ее сами. Информационный поиск, знаково-символические действия (моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель), рефлексия способов и условий действия, без которых невозможна в принципе работа над проектом, выводит на качественно новый уровень и познавательные учебные действия обучающихся.

Таким образом, реализуемый в училище курс по технологии учебного исследования, разработанный заведующим методическим кабинетом И. Д. Чумаковой, явился серьезным инструментарием развития метапредметных и личностных универсальных учебных действий суворовцев 1 учебного курса.

Основные термины (генерируются автоматически): работа, друг, преподаватель, ребята, ученик.


Похожие статьи

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

Плохо учащиеся ребята, конечно же

Основные термины (генерируются автоматически): конфликтная ситуация, конфликт, ребенок, ученик, школа, ситуация, друг, друг друга, класс, одноклассник.

Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками.

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Ребята часто получают на дом задания творческого характера (написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку).

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, урок, работа, учитель, учащийся, сосед, интерактивная форма работы, друг друга...

Учебное сотрудничество как средство формирования...

Для того, чтобы эффективно взаимодействовать друг с другом в таком обществе, необходимо развитие у подрастающего поколения

Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов. Как организовать взаимодействие учителя и ученика, учеников между собой?

Работа учителя начальных классов с младшими школьниками по...

У тебя есть друг (подруга)? Как его (ее) зовут?

Работа с определением. -Ребята, а вы знаете, что такое толерантность?

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников.

Интеграция совместного участия учителей, учеников и родителей...

На страницах, соответствующих работе с учениками разных параллелей («Учащимся 7-х классов», «Учащимся 8-х классов» и т. п.) есть раздел «Домашнее задание», в котором размещается домашнее задание по каждому уроку за неделю. Это удобно и для тех ребят, кто...

Как улучшить навыки письма учеников 9 класса через...

Рис.1. Работы учащихся до начала исследования. Изучив различные методы преподавания и обучения, а также предварительно побеседовав с психологом, который отметил, что ученики данного класса хорошо работают в сотрудничестве друг с другом...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

Ребята узнают друг друга с новой стороны, проявляют инициативу, настойчивость, целеустремленность, ищут

Игры-соревнования — незаменимая работа, потому что видишь работу всего класса и можешь безошибочно определить ученика, который допустил ошибку.

Организация совместной работы учащихся в парах и в группах на...

Ребята, выполняя свою часть работы, чувствовали ответственность не только за себя, но и за своего соседа.

3. 1998 Лагунова Людмила Ивановна «Обучаем друг друга на уроке. Организация работы учащихся в постоянных и переменных парах при обучении химии в школе.

Приёмы формирования учебной мотивации (из опыта работы)

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, учащийся, ребята, диагональная черта, ученик, учебный процесс, урок, страна Знаний

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы).

Похожие статьи

Конфликт между учениками в классе... | Статья в журнале...

Плохо учащиеся ребята, конечно же

Основные термины (генерируются автоматически): конфликтная ситуация, конфликт, ребенок, ученик, школа, ситуация, друг, друг друга, класс, одноклассник.

Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками.

Влияние интерактивных форм работы на развитие...

Ребята часто получают на дом задания творческого характера (написать сочинение, сочинение-миниатюру, лингвистическую сказку).

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, урок, работа, учитель, учащийся, сосед, интерактивная форма работы, друг друга...

Учебное сотрудничество как средство формирования...

Для того, чтобы эффективно взаимодействовать друг с другом в таком обществе, необходимо развитие у подрастающего поколения

Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов. Как организовать взаимодействие учителя и ученика, учеников между собой?

Работа учителя начальных классов с младшими школьниками по...

У тебя есть друг (подруга)? Как его (ее) зовут?

Работа с определением. -Ребята, а вы знаете, что такое толерантность?

Работа учителя начальных классов по формированию коммуникативной культуры младших школьников.

Интеграция совместного участия учителей, учеников и родителей...

На страницах, соответствующих работе с учениками разных параллелей («Учащимся 7-х классов», «Учащимся 8-х классов» и т. п.) есть раздел «Домашнее задание», в котором размещается домашнее задание по каждому уроку за неделю. Это удобно и для тех ребят, кто...

Как улучшить навыки письма учеников 9 класса через...

Рис.1. Работы учащихся до начала исследования. Изучив различные методы преподавания и обучения, а также предварительно побеседовав с психологом, который отметил, что ученики данного класса хорошо работают в сотрудничестве друг с другом...

Игровые технологии на уроках русского языка в средней школе

Ребята узнают друг друга с новой стороны, проявляют инициативу, настойчивость, целеустремленность, ищут

Игры-соревнования — незаменимая работа, потому что видишь работу всего класса и можешь безошибочно определить ученика, который допустил ошибку.

Организация совместной работы учащихся в парах и в группах на...

Ребята, выполняя свою часть работы, чувствовали ответственность не только за себя, но и за своего соседа.

3. 1998 Лагунова Людмила Ивановна «Обучаем друг друга на уроке. Организация работы учащихся в постоянных и переменных парах при обучении химии в школе.

Приёмы формирования учебной мотивации (из опыта работы)

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, учащийся, ребята, диагональная черта, ученик, учебный процесс, урок, страна Знаний

Эффективные методы и приемы работы с учащимися начальной школы на уроках русского и английского языка (из опыта работы).

Задать вопрос