Библиографическое описание:

Давыдова Е. Ю. Реализация ФГОС через организацию проектно-исследовательской деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №8.5. — С. 11-13.



Я, как дитя, который нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным.

Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.

И. Ньютон

На сегодняшний день очевидным стал тот факт, что без личного осознания учеником необходимости самостоятельной учебной деятельности, без выстраивания им индивидуальных траекторий обучения невозможна реализация новых ФГОС ООО.

В учебном процессе, выстроенном по-новому, необходимо видеть ученика, как полноценного субъекта деятельности. Каждый ребенок должен иметь возможность постепенно уподобиться ученому, занимающемуся научной работой в разнообразных областях знания. То есть очень важно научить учащихся выделять объект и предмет своего ежеурочного мини-исследования, выдвигать гипотезы по изучаемому материалу, расставлять задачи и приоритеты своей деятельности, делать выводы, умозаключения на основании добытой им же информации, обогащая, таким образом, свою систему личностных компетенций, а не только систему знаний и умений.

Одним из важных инструментов реализации указанной стратегии обучения и воспитания в училище стала внеурочная проектно-исследовательская деятельность.

Современный ребенок нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовом стабильно и компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные задачи.

Уже самые первые занятия по внеурочке показали, что они фактически выталкивают нас преподавателей из их предметных и классных «футляров», побуждают к срочному взаимодействию с коллегами, заставляют преобразовывать себя в эрудита, ориентирующегося во всех смежных дисциплинах.

Стало ясно:

− Хочешь, чтобы ученики были заинтересованы, стряхни оцепенение и сам воодушевлен вашим совместным взаимодействием;

− Хочешь, чтобы они ставили проблемы, научись при подготовке к занятию перепробовать несколько вариантов разных проблем на одном предметном материале;

− Хочешь, чтобы ученики искали личностный смысл, сам ищи его вместе с ними;

− Хочешь, чтобы ученики приняли от тебя важные ценности как руководство в жизни, сам верь в них;

− Хочешь, чтобы ученики получали удовольствие от познания нового, научись заново радоваться всему этому так, как будто только что впервые пришел в 1 класс.

Рассмотрим наиболее интересные моменты работы поисково-исследовательской деятельности объединения «Математика и человек» на 3 ее этапах.

1 этап. Мотивационный.

Задача — заинтересовать ученика настолько, чтобы ему захотелось побывать в роли ученого-исследователя, найти интересующий его момент в науке или просто в окружающей действительности, изучить его на своем уровне и сделать важные для себя выводы. Главный принцип состоит в том, что привлечение учащихся к исследовательской деятельности никоим образом не связано с тем, чтобы настраивать их на обязательное открытие чего-то совершенно нового в области человеческих знаний.

Работу по формированию устойчивой мотивации в работе над исследовательскими проектами я начинаю с обсуждения нескольких видеофрагментов. Например, «Неразрешимые проблемы современной науки», «Эксперимент с молоком» и «Что произошло бы в том случае, если теннисный шарик полетел со скоростью, большей скорости света».

В ходе круглого стола помогаем осознать друг другу, что не только ученый организует и проводит научные исследования в той или иной области, но и любой из нас способен реализовать свое творческое начало в работе такого рода.

Обсуждаем с ребятами их увлечения, хобби, разделы математики, которые представляют для них интерес или особенно трудны. Очень важно дать высказаться каждому, подумать, что называется вслух. Особенно это важно для тех, кто никак не определиться с темой. По опыту работы, ребята помогают друг другу, дают идеи, и иногда даже меняются темами. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. Обязательно предлагается домашнее задание дать небольшую рецензию проектных работ, выполненных товарищами ранее или попросту взятой в интернете. Примерные вопросы для мини- рецензии:

− Является ли работа исследовательской?

− Чем она вас заинтересовала? Чем понравилась?

− Что изменили бы в ней?

2 этап. Постановка целей изадач исследования.

Ребята знакомятся базовыми понятиями исследования такими, как объект и предмет исследования, гипотеза, цели и задачи исследования. На мой взгляд, чтобы обсуждение этих понятий осуществлялось после выбора темы каждым обучающимся, тогда ребята помогают друг другу с формулировками, подкидывают друг другу интересные идеи.

В организации этой работы очень помогают тетради юного исследователя на печатной основе, созданные каждым преподавателем в период подготовки к ведению курса.

3 этап. Непосредственная реализация.

Процесс обобщения информации важен потому, что каждый «пропускает через себя» полученные знания, умения, навыки.

Варианты вопросов:

− Какие данные и выводы целесообразно обобщить и вынести на презентацию?

− Кому, по-вашему, будет интересна проблема, над которой шла работа?

− В какой форме вы хотели бы представить итоги вашей работы? Составьте план.

− В чем будет состоять «изюминка» презентации?

− Какие формы презентации вы считаете наиболее приемлемыми, и учитывая содержание, цель проекта, возраст и уровень знаний предполагаемой аудитории, а также ваши способности и интересы?

− Какие затраты предполагает выбранная форма презентации?

− Сколько времени потребуется на подготовку выбранной вами формы презентации?

− Чем необходимо заняться в первую очередь? В каком порядке будет выполняться работа?

Итак, работа завершена, с каждым учеником проведена не одна консультация по его исследованию. Назначается дата защиты проектов.

По ходу защиты, неукоснительно соблюдаются правила:

  1. Обсуждение представленных проектов начинаем с ребятами со слов: «Мне очень понравилось в работе»;
  2. Устной оценке товарищей и присутствующих преподавателей подлежит только умение презентовать свою работу, выигрышно представить информацию и ответить на несложные вопросы по итогам доклада;
  3. Основные отметки за поиск, отбор и адекватное использование информации, постановку проблемы, личную заинтересованность автора, творческийподход к работе и другие аспекты деятельности выставляет преподаватель, обсуждая их индивидуально с каждым.

Подводя итоги проведенного с суворовцами курса проектно-исследовательской деятельности в объединении «Математика и человек», можно отметить значительный рост готовности и способности обучающихся к саморазвитию, улучшение регулятивных универсальных учебных действий, таких как целеполагание, планирование, прогнозирование и способность к волевому усилию. Ребята более непринужденно вступают в организованную преподавателем коммуникацию различного вида, а так же с удовольствием организуют ее сами. Информационный поиск, знаково-символические действия (моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель), рефлексия способов и условий действия, без которых невозможна в принципе работа над проектом, выводит на качественно новый уровень и познавательные учебные действия обучающихся.

Таким образом, реализуемый в училище курс по технологии учебного исследования, разработанный заведующим методическим кабинетом И. Д. Чумаковой, явился серьезным инструментарием развития метапредметных и личностных универсальных учебных действий суворовцев 1 учебного курса.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle