Автор: Неводова Дарья Павловна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 07.11.2016

Библиографическое описание:

Неводова Д. П. Работа учителя начальных классов с младшими школьниками по формированию толерантного отношения к детям мигрантов [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 189-192.



Abstract: The article describes a pedagogical experiment on formation of tolerance at younger schoolboys to the children of migrants.

Keywords: tolerance, elementary school, junior school age.

Россия – это поистине многонациональное государство. Количество мигрантов не уменьшается, а только растет. Именно поэтому установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию терпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в нашей стране особую значимость [2, С.43].

Младшие школьники должны понять, что мы живем в многонациональной стране. Значит, уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа – обязательное условие бесконфликтного общения [1, С.42].

Изучение проблемы формирования у учащихся начальных классов толерантного отношения к детям мигрантов стало целью нашего исследования. Перед нами встали задачи: изучитьпсихолого-педагогическую литературу по проблеме формирования толерантного отношения младших школьников; подобрать опросник и провести анкетирование с целью выявления отношения детей коренного населения к детям мигрантов; разработать цикл мероприятий для младших школьников, направленные на гармонизацию межнациональных отношений; проанализировать результаты опытническо-экспериментальной работы.

В своем исследовании мы руководствовались следующей рабочей гипотезой: систематически проводимая учителем работа по формированию толерантного отношения представителей коренной национальности по отношению к мигрантам будет способствовать укреплению единства российской нации.

С целью проверки выдвинутого предположения мы провели опытническо-экспериментальную работу, состоящую из 3 этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. Базовой школой была выбрана Перевозская СОШ №1 Нижегородской области, в которой, кроме русских детей, обучаются дети других национальностей (езиды, украинцы).

На констатирующем этапе работы было проведено анкетирование учащихся 4 класса в Перевозской средней общеобразовательной школе №1, результаты которого представлены в таблице №1. Всего было опрошено 25 детей.

Таблица №1

Результаты анкетирования на констатирующем этапе работы

Вопрос

Ответы

Количество людей в %

У тебя есть друг (подруга)? Как его (ее) зовут?

а) да (1 друг)

64%

б) да (2 друга)

32%

в) да (3 друга)

4%

г) нет

0%

Хотел бы ты дружить с мальчиком (девочкой) другой национальности?

а) да

20%

б) нет

80%

Помог ли ты найти незнакомое место иностранцу в городе?

а) да

80%

б) нет

20%

Перечисли национальности, проживающие в Нижегородской области (России)?

а) русские, украинцы, белорусы, башкиры, узбеки, киргизы

4%

б) узбеки, татары, украинцы

4%

в) белорусы

12%

г) таджики

8%

д) татары, белорусы

16%

е) узбеки, татары

16%

ё) украинцы, белорусы, таджики, татары, чуваши

4%

ж) татары, башкиры

16%

з) украинцы, белорусы, татары

4%

и) татары, украинцы

4%

й) китайцы, белорусы, украинцы

4%

к) русские, татары, чуваши, украинцы

4%

л) чуваши, киргизы, украинцы

4%

Что ты понимаешь под словом «толерантность»?

а) терпимое отношение к людям

92%

б) нетерпимое отношение к людям

8%

Из таблицы видно, что дети имеют слабое представление о национальностях, проживающих в Нижегородской области, а 80% учащихся не готовы подружиться с детьми других культур. Это говорит о необходимости проведения систематической работы учителя по формированию толерантного отношения младших школьников.

На формирующем этапе опытническо-экспериментальной работы учитель начальных классов проводил тренинги и классные часы по формированию толерантности (тренинги «Мы похожи», «Комплименты», «Толерантность в общении», внеклассные мероприятия «Я, ты, он, она», «Что посеешь, то пожнешь», «Разделяем радость», классные часы «Учимся доброте», «Что такое толерантность», «Дорога толерантности», «Давайте жить дружно» и другие). Внеурочная деятельность служит эффективным средством формирования толерантности учащихся.

Полезно проводить экскурсии, на которых ученики знакомятся с образом жизни, традициями и ценностями других народов. В музее ученики могут познакомиться с этнографией, элементами становления природоведения, а также постигают образность искусства других стран через предметы декоративно-прикладного искусства [3, С.25].

В качестве примера воспитательного мероприятия предложим фрагмент классного часа «Урок толерантности».

Классный час «Урок толерантности».

Тема: Урок толерантности.

Цель: формирование толерантности.

Задачи:

- знакомство с понятием «толерантность», его толкованием;

- формирование коммуникативных умений;

- развитие устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса;

- формирование культуры воспитанного человека, а также положительных качеств личности.

Работа с определением.

-Ребята, а вы знаете, что такое толерантность? (Дети отвечают на вопрос)

- Толерантность – это уважение, принятие людей, какими бы отличными от нас они не были [4]. Так звучит определение слова «толерантность» в словаре.

-Дети, что значит быть толерантным? Как вы это понимаете? (Дети отвечают).

Китайская притча «Ладная семья».

- Дети, внимательно послушайте притчу.

Жила-была на свете семья. Она была необычная. В этой семье насчитывалось более 100 человек. И она занимала целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы, должно быть, скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но семья эта была особая – мир и лад царили в той семье и на селе. Не было ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Он прибыл в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям и спокойно старикам. Очень удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал листок владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. На бумаге были начертаны всего три слова: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И это все?

- Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Итак, дети, зачем нужно быть толерантными?

- Ребята, какие качества необходимы толерантному человеку? (Ответы детей)

Игра «Волшебная лавка».

-Если вам нужны качества, купите их у меня в волшебной лавке. Выберите то качество, которого вам не хватает. Наша лавка необычна тем, что взамен вы даёте не деньги, а те человеческие качества, которые вам больше не нужны.

Продаются: терпение, чувство юмора, сопереживание, доброжелательность, чуткость, доверие,…

- Зачем вам данное качество?

- В каких ситуациях вы будете им использоваться (хотите быть…)?

- Покупайте…, какое качество отдадите взамен?

Составление правил толерантного человека.

- Для того чтобы воспитать себя толерантным, необходимо самим относиться к окружающим людям толерантно. Давайте подумаем и попробуем вместе составить список правил толерантного человека.

1. Никого не обижать.

2. Выслушивать мнения других людей.

3. Не унижать достоинство другого человека.

4. Уметь договариваться без ссор и конфликтов.

5. Прощать обиды и просить прощения.

6. Не заставлять человека делать то, что хочется вам.

-Дети, как вы думаете, могут ли данные правила пригодиться в нашем классе?

-Давайте повесим их в классном уголке и постараемся их придерживаться для того, чтобы всегда оставаться толерантными.

Работа по формированию толерантного отношения младших школьников проводилась в течение 3 месяцевс марта по май 2016 года. По ее завершению было проведено контрольное анкетирование школьников, результаты которого представлены в таблице №2.

Таблица №2

Результаты анкетирования на контрольном этапе работы

Вопрос

Ответы

Количество людей в %

У тебя есть друг (подруга)?

а) да (1 друг)

52%

б) да (2 друга)

36%

в) да (4 друга)

12%

г) нет

0%

Хотел бы ты дружить с мальчиком (девочкой) другой национальности?

а) да

92%

б) нет

8%

Помог ли ты найти незнакомое место иностранцу в городе?

а) да

96%

б) нет

4%

Перечисли национальности, проживающие в Нижегородской области (России)?

а) татары, украинцы, коми, ненцы, чуваши, чукчи

8%

б) украинцы, башкиры, белорусы

12%

в) татары, украинцы, якуты, ненцы

8%

г) украинцы, якуты

8%

д) украинцы, якуты, казахи, белорусы

4%

е) татары, украинцы, коряки, чукчи

4%

ё) якуты, чуваши, ненцы

8%

ж) татары, башкиры, украинцы, коми, якуты

4%

з) украинцы, татары, таджики, якуты

4%

и) татары, украинцы, башкиры, белорусы

20%

й) татары, чуваши, украинцы, ненцы

4%

к) татары, украинцы, казахи

4%

л) татары, украинцы, коряки

8%

м) коми, якуты, буряты

4%

Что ты понимаешь под словом «толерантность»?

а) терпимое отношение к людям

100%

б) нетерпимое отношение к людям

0%

Результаты контрольного анкетирования показали более высокий уровень знаний учащихся национальностей, проживающих в Нижегородской области, а также готовность детей коренного населенияк дружбе с детьми мигрантов. Данные, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что систематически проводимая работа по формированию толерантного отношения представителей коренной национальности по отношению к мигрантам будет способствовать укреплению единства российской нации.

Таким образом, проведенные мероприятия, уроки, внеклассные часы благотворно повлияли на формирование толерантного отношения к другим национальностям. Дети осознали, что конфликты можно решать без применения физической силы и оскорблений и, что все люди равны.

Литература:

  1. Артюхова И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы // Начальная школа - 2008-№9 - С.41-44.
  2. Моисеева В.С. Воспитание у школьников Санкт-Петербурга толерантного отношения к детям других национальностей Журнал: Общество. Среда. Развитие. - 2012. Выпуск № 3 – С.42-46.
  3. Неводова Д.П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности // Журнал «Молодой ученый». Спецвыпуск №8 (112). - 2016 - С.25-27.
  4. Советский энциклопедический словарь/главный редактор А.М.Прохорова. - М.- 1982.
Основные термины (генерируются автоматически): толерантного отношения, формированию толерантного отношения, толерантного отношения младших, младших школьников, отношения младших школьников, толерантного отношения представителей, детям мигрантов, толерантного человека, формированию толерантного сознания, отношения представителей коренной, формирования толерантного отношения, классов толерантного отношения, начальных классов, формирование толерантного отношения, Санкт-Петербурга толерантного отношения, представителей коренной национальности, укреплению единства российской, единства российской нации, Нижегородской области, формированию толерантности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос