Как улучшить навыки письма учеников 9 класса через диалогическое обучение? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Каскрова А. А. Как улучшить навыки письма учеников 9 класса через диалогическое обучение? // Молодой ученый. — 2017. — №18.1. — С. 34-36. — URL https://moluch.ru/archive/152/43272/ (дата обращения: 20.06.2018).



В статье описывается исследование влияния диалогического обучения на развитие навыков письма.

Вопрос исследования

«Как улучшить навыки письма через диалогическое обучение?»

Почему ярешила заняться исследованием вдействии?

Проанализировав письменные работы учеников 9 класса, мною была выявлена проблема, которая отображала слабые стороны письменных работ: во-первых, несоблюдение структуры письма и, во-вторых — неполное раскрытие темы.

После того, как проблема была выявлена, мною было принято решение провести опрос среди учеников и выяснить в чем они испытывают трудности. В ходе опроса основная часть учеников отметила:

— отсутствие разнообразия идей;

— сложность в развитии той или иной мысли.

Рис.1. Работы учащихся до начала исследования

Изучив различные методы преподавания и обучения, а также предварительно побеседовав с психологом, который отметил, что ученики данного класса хорошо работают в сотрудничестве друг с другом, я решила планировать занятия на основе диалогового обучения, так как это один из действующих методов решения данной проблемы.

План исследования

После того как проблема была выявлена, мною был разработан следующий план исследования:

1. Сбор и анализ литературы, изучение стратегий диалогического обучения.

2. Проведение контрольных срезов (письменные работы учащихся).

3. Анализ работ учащихся. Предоставление обратной связи.

4. Обсуждение сильных и слабых сторон, трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся при написании эссе.

5. Применение стратегий диалогического обучения на уроках.

6. Взаимооценивание в парах, анализ работ учащихся учителем совместно с учеником. Предоставление обратной связи.

7. Рефлексия учащихся об эффективности диалогического обучения.

8. Результаты исследования

Обзор ианализ литературы

Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение, как с взрослыми, так и совместная работа со сверстниками, способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя [2, c. 171].

Применение различных видов диалогов истратегий диалогового обучения на уроках

На своих уроках я старалась применять различные виды и технологии диалогового обучения, таких как диалог — беседа, диалог — спор, диалог — разговор, проблемно — поисковые диалоги, дискуссии, беседы, совместный анализ конкретных ситуаций, jigsaw и think-pair-share.

Рис. 2. Виды взаимодействий

Хотелось бы также выделить различные виды взаимодействий, которые также менялись из урока в урок для того, чтобы учащиеся могли обмениваться идеями и мнениями с разными партнерами. Данные взаимодействия вы можете увидеть на Рис.2: ученик — учитель, ученики — учитель, ученик — ученики, ученики — ученики. Это позволило ученикам раскрыть себя и с каждым разом более уверенно выражать свои мысли.

Результаты

Раз в две недели проводился нулевой и контрольный срез письменных работ по темам с целью определения прогресса учащихся.

Рис. 3. Качественный анализ контрольных срезов письменных работ учащихся

Рис. 4. Работы учащихся после применения техник диалогического обучения

Вывод: результаты проведенных исследований показали положительную динамику в развитии навыков составления письменных текстов через диалогическое обучение. По работам учеников можно увидеть улучшение структуры письма, разнообразие идей, использование различных языковых клише и сложной грамматики (пассивный залог). В своей рефлексии ученики также отмечают атмосферу доброжелательности, сотрудничества и взаимной поддержки.

Литература:

  1. Педагогическая психология. Л. Регуш, А. Орлова, StudFiles, http://www.studfiles.ru/preview/5178489/.
  2. Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан, учебное пособие.
Основные термины (генерируются автоматически): диалогическое обучение, ученик, диалоговое обучение, анализ работ учащихся, диалог, обратная связь, письменная работа учащихся, работа учащихся, урок.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос