Библиографическое описание:

Зайцева Н. Г. Социальная адаптация учащегося в свете сахарного диабета // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 15-17.



«Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам»

Джеффри Евгенидис

Современный мир предлагает нашему обществу глобальное ускорение жизни. День проходит за днем, люди строят карьеру, живут активной социальной жизнью, периодически борются с возникающими проблемами и болезнями. В таком ритме нельзя не обратить внимание на тот факт, что подрастающее поколение зачастую остается предоставленными самим себе. Безусловно, родители пытаются дать своим детям максимум от возможного, а мы, как педагоги, заполняем недостающие «детали паззла».

Помимо образования, школьники учатся взаимодействовать друг с другом, принимать своих ровесников с достоинствами и недостатками. А что если один или два или несколько учеников предрасположены к болезням более серьезным, чем сезонные ОРЗ?

Известно, что люди с диабетом есть во всех странах мира. Несмотря на то, что в различных уголках мира риск его развития неодинаков, жители развитых стран более подвержены данному заболеванию. Повышение уровня жизни, пищевое разнообразие, промышленная обработка и доработка продуктов – все это негативно влияет на здоровье людей и диабет может стать настоящей чумой 21 века, более того, я считаю, что уже можно говорить об эпидемии.

Вопреки заболеванию, дети становятся школьниками и вступают в новую степень взросления. Разница теперь состоит в том, что домашнюю заботу родственников теперь должен разделить персонал учебного заведения.

Детские диабетологи всего света единодушно уверены в том, что их подопечные должны обучаться в стандартных учебных заведениях. В специализированных школах, вероятно, усиленный контроль над проблемой, но только в однородном социуме возможно формирование здоровой психики ребенка.

Школьники с сахарным диабетом не должны каким либо образом отделяться от сверстников, более того – необходимо вовлекать их в школьную программу и общественную жизнь. Строго говоря – должна на корню исключаться любая дискриминация.

Конечно, иногда реакция сверстников бывает не вполне адекватной – ребенок с диабетом придерживается диеты, ест по часам, не бегает на перемене за сладостями, но при нем всегда есть конфета, которой он не может поделиться (она на экстренный случай).

Мы, как педагоги, должны убедить ребят, что их больной друг не «белая ворона», а своеобразный пример для них – он умеет сдерживаться в пищевых желаниях, тренирует силу воли, физическая активность – его ежедневный труд.

Считается, что образовательный процесс в нашей стране налажен лучше, чем где-либо ещё. Но, сталкиваясь с реалиями, можно предположить, что «околообразовательная» сфера нуждается в небольшой модернизации.

Во-первых, хочется предложить железное правило: классный руководитель и медицинская сестра школы должны быть заранее предупреждены родителями ребенка, страдающим сахарным диабетом. Это невероятно важно, по целому ряду причин:

  1. Учащиеся начальной школы – могут забывать контролировать свое состояние;
  2. Учащиеся средней школы – могут стесняться делать укол в окружении сверстников, опасаясь насмешек и осуждения;
  3. Больному ребенку иногда может потребоваться перекус в течении урока – это не прихоть, это жизненная необходимость;
  4. Физические нагрузки для диабетиков, по мнению современных врачей, совершенно необходимы, но, естественно без «фанатизма» и под контролем преподавателя.

Во-вторых, важную составляющую составляет адаптация школьника в социальной сфере, представляет работа с его одноклассниками. Что можем мы, как преподаватели?

  1. Проводить «часы здоровья». Вкратце, без физиологических подробностей, объяснять нашим подопечным про те или иные заболевания;
  2. Давать четкие пояснения, что над больным человеком смеются только недалекие люди;
  3. Совместно с медицинской сестрой объяснить начальные, элементарные правила первой помощи (в т.ч. при диабете: как распознать ухудшение состояния, что делать в такой ситуации);
  4. Не лишним будет вспомнить старые, но до сих пор актуальные девизы (например: один за всех и все за одного).

В старших классах увеличивается нагрузка на учащихся – больше предметов, стресс от предстоящих изменений в жизни, грядущие экзамены.

Естественно, что почти 100% школьников собираются сдавать экзамены и продолжать свое обучение в высших образовательных учреждениях.

Одной из форм адаптации ученика старших классов может быть помощь и советы по выбору профессии.

Разумеется, есть ряд профессий, к которым не могут допускать люди с сахарным диабетом (управление авиалайнером, поездом, профессии, где имеет место ответственность за жизни других людей).

При рассмотрении будущих профессиональных возможностей, учителям, школьным психологам и родителям нужно объединиться и выявить у ребенка – к чему он более расположен. Ни в коем случае не стоит применять давление или намекать на неполноценность. Мы несем огромную ответственность за то, какими людьми вырастут наши дети, поэтому лучше пожертвовать временем и помочь с выбором.

Возвращаясь к повседневной жизни, хочу отметить: принято считать, что сахарный диабет 2 типа – «возрастной» (хотя в 21 веке он сильно «помолодел» из-за неправильного, малоподвижного образа жизни, гиперобильного питания), а 1 тип – проявляет себя с ранних лет жизни (т.е. 90% школьников с сахарным диабетом – диабетики 1 типа).

Психологи говорят о том, что дети с сахарным диабетом первого типа должны думать о себе как об участнике большой команды. Т.е. осознавать что они не хуже/не лучше, чем другие, что в случае необходимости им всегда окажут помощь, но самое главное – что они не одни.

Учащиеся с сахарным диабетом сталкиваются с всевозможными трудностями – как физическими, так и психологическими.

Подавляющее большинство подростков знают об осложнениях диабета и их опасностях для здоровья (возможная слепота, почечная недостаточность, кома), но эти знания часто формируют психологические проблемы: неуверенность в себе и своих силах, ощущение безнадежности и безысходности, чувство тревоги о будущем, страх смерти и равнодушие к жизни.

12-16 лет и без дополнительных факторов – очень сложный возраст, когда ребенок «строится» во всех плоскостях: образование, общение, познание себя, а проблема диабета может сотворить перекос в свою сторону - без надлежащего контроля возможна беда.

Дело в том, что большинство родителей, в попытках построить абсолютно безопасное существование своему ребенку, могут забывать о том, что кроме болезни у него есть еще и «просто жизнь», что в школе ребенок не только диабетик, но и учащийся/друг/подруга/староста/лидер/вдохновитель и т.д.

Конечно, мы, как педагоги не можем диктовать родителям – как воспитывать и обращаться с учащимся, но мы просто обязаны хотя бы сделать попытки объяснить, что диабет (как и любое другое заболевание) – не приговор, привести примеры (например, известного футболиста Пеле, который добился в жизни всего, несмотря на болезнь). Объяснить, что не нужно строить преграды между ребенком и социумом, нужно наоборот – как можно больше прикладывать сил с ассимиляции.

Еще одной возможностью повышения контроля и адаптации учеников с сахарным диабетом является наш научно-технический прогресс. Да, именно он может помочь всем сторонам – и школьнику, и учителю и родителями.

Приведу самый простой пример: родители очень боятся (и возможно противятся) обучения их ребенка в общеобразовательной школе. Родители на работе, не знают – как чувствует себя их сын/дочь, не знают в каком они состоянии, измерили ли сахар и т.д.

На помощь может придти обычный телефон. Разумеется, я не считаю, что школьник должен на уроке переписываться с мамой, вести разговоры и тому подобное, но, заранее зная о проблеме, учитель может выработать совместно с родителями своеобразный график.

Например:

Определяются временные промежутки, когда ученик сообщает родителям о своем состоянии (если мы имеем дело с младшими классами, педагог может и должен напомнить, что пришло время «успокоить маму», приветствуется игровая форма, для лучшего запоминания такой обязанности).

Самое главное – не давать ребенку замкнуться в проблеме или, что хуже – стесняться ее (статистика говорит о том, что 30% детей школьного возраста настолько стеснительны и зажаты, что выберут промолчать и довести свое состоянии до критического, чем привлечь к себе внимание и попросить о помощи).

В заключении хочется подвести итоги:

Диабет школьника – не повод отказываться от обучения, посещения кружков и секций.

Дисциплина, ответственность, режим и осознание распределения нагрузки может сделать жизнь интереснее, ярче, увлекательнее, поможет в осознании того, что болезнь – просто особенность его и его организма, практически наравне с цветом глаз или волос, но ни в коем случае не недостаток или проблема.

Мы, как педагоги, со своей стороны должны построить доверительный круг общения между нами и родителями, нами и учащимся. Возможно, на первых порах это будет непросто – ведь до недавнего времени о таких проблемах не принято было говорить, однако результат, который мы можем получить в итоге – стоит того, чтобы начать действовать.

Мы, как учителя, можем очень много: передать свои знания, привить моральные ценности, а самое главное – заложить совместно с родителями прекрасный фундамент здорового, умного и перспективного человека и гражданина нашей страны.

Литература:

  1. Бахтин, Ю.К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю.К. Бахтин, Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267-270.
  2. Благинин А.А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А.А. Благинин, В.В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А.Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А.Е. Бойков, Н.Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5-1 (64). С. 7-9.
  5. Бойков, А.Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А.Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1 (3). С. 22-24.
  6. Буйнов, Л.Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4 (8). С. 91-93.
  7. Соломин В.П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В.П. Соломин, Ю.К. Бахтин, Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование - залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2013. С. 148-156.
  8. Сорокина, Л.А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса "БАОК" на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л.А. Сорокина, Л.Г. Буйнов, Г.В. Бузник, П.Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156-159.
  9. Сорокина, Л.А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л.А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 157-160.
  10. Сухоруков, Д.В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38-42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle