Психологические особенности подростков с сахарным диабетом I типа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Рахматуллина, Э. Н. Психологические особенности подростков с сахарным диабетом I типа / Э. Н. Рахматуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 211-214. — URL: https://moluch.ru/archive/7/512/ (дата обращения: 23.04.2024).

Диабетом страдает около 3–4% населения, и заболеваемость неуклонно увеличивается. Исследования последних десятилетий свидетельствуют, что сахарный диабет развивается в результате взаимодействия разнообразных генетических механизмов и неспецифических факторов внешней среды. У каждого человека болезнь развивается под воздействием совокупности причин. Имеется ряд работ, указывающих на роль психосоциальных факторов в возникновении и течении сахарного диабета.

Сахарный диабет (СД) – хроническое полиэтиологичное заболевание, характеризующееся гипергликемией натощак, в течение дня и глубокими нарушениями углеводного, жирового, белкового и минерального обменов. Независимо от причин, эти нарушения, в конечном итоге, являются следствием недостатка инсулина, абсолютного или относительного. Абсолютный недостаток инсулина характеризуется резким снижением его синтеза инсулинсекретирующими бета-клетками островков поджелудочной железы и его секреции в кровь, и поэтому уровень инсулина в сыворотке крови очень низкий. При относительном недостатке инсулина синтез его бета-клетками не нарушен, уровень инсулина в сыворотке крови нормальный или часто повышенный, но снижена чувствительность к нему периферических тканей. [2]

В целом можно сказать, что несмотря на большой прогресс в изучении причин и механизмов развития сахарного диабета, он остается хроническим заболеванием, при котором полное излечение пока не возможно.

Существуют две формы сахарного диабета – диабет I типа (инсулинзависимый) и диабет II типа (инсулиннезависимый). Если II тип диабета развивается у лиц пожилого возраста и лиц с избыточной массой тела, то сахарный диабет I типа развивается в большинстве случаев в детском и подростковом возрасте.

            Из-за резких и всеобъемлющих изменений личности подростковый возраст всегда считался критическим периодом. Переоценка своих возросших возможностей определяет стремление подростков к независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность. [3]  А на фоне заболевания сахарным диабетом возможно обострение всех возрастных особенностей, что,  в конечном счёте, может привести к декомпенсации болезни и нарушению социальной адаптации подростка.

            В нашем исследовании приняло участие 40 подростков  в возрасте от 13 до 16 лет с диагнозом «сахарный диабет I типа». Стаж заболевания от 1 месяца до 13 лет. В работе применялись такие методики как Фрайбургский личностный опросник и шкала измерения уровня личностной тревожности Тейлор.

Исходя из полученных нами данных по шкале личностной тревожности Тейлор, можно сделать выводы, что для подростков, больных сахарным диабетом I типа характерен средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности (средний балл по выборке 18.07), что может объясняться повышенной тревогой за своё здоровье, потребностью в посторонней помощи. В таких случаях возможна тенденция к трансформации структуры переживаний – от тревожной реакции на болезнь к конкретизации тревоги, перерастанию ее в предметный страх за свое здоровье и жизнь по мере увеличения продолжительности заболевания.

Больные обычно знают о возможности таких тяжёлых осложнений, как слепота, поражение почек с необходимостью диализа, ампутация ног. Скорее всего, страх перед такими поздними осложнениями – наиболее сильное и частое психическое отягощение больных и причина повышенной тревожности.

На рисунке 1 в процентном соотношении  представлены результаты исследования личностной тревожности  подростков с сахарным диабетом I типа.

 

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы:

• наибольшую группу представляют подростки, имеющие средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности – 52 % (21 человек).

• вторую по величине группу представляют подростки, имеющие средний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности – 35 % (14 человек).

• наименьшую группу представляют больные подростки, имеющие высокий уровень личностной тревожности – 13 % (5 человек). При таком уровне тревоги могут нарушаться различные функции организма, который реагирует, например, нарушениями сна, снижением аппетита, либо, напротив, его повышением (у некоторых больных в состоянии тревоги возникает булимия).

            Таким образом, результаты показывают нам наличие тенденции к тревоге у 65 % исследованных подростков с сахарным диабетом. Что может объясняться тем, что наряду с самой болезнью и её осложнениями ещё одним источником эмоциональных перегрузок является осознание необходимости перестройки всей жизни, подчинённой требованиям самостоятельного лечения.

Рассмотрим подробнее некоторые  данные, полученные нами по результатам исследования психологических особенностей подростков с сахарным диабетом с помощью Фрайбургского личностного опросника.

По шкале невротичности, которая характеризует уровень невротизации личности, высокие баллы были получены у 9 исследованных подростков, что составляет 22.5 % выборки. Низкие – 9 (22.5 %) , средние – 22 человека (55 %).

Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. Такого человека можно охарактеризовать как нервного, болезненного, не умеющего найти выход из затруднительного положения, большое внимание уделяющего собственным чувствам и переживаниям, эмоционально неустойчивого. Низкий показатель по этой шкале может свидетельствовать о низкой тревожности, высоком уровне самоуважения, эмоциональной устойчивости. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что для подростков с сахарным диабетом характерен средний уровень невротичности.

Как мы видим, более 50 % выборки имеет тенденцию к среднему показателю и чуть более 20 % имеют тенденцию к высокому показателю. Не исключено, что у каждого четвёртого больного наблюдается высокая невротизация и, как следствие, психосоматические нарушения.

По результатам исследования  раздражительности  высокие баллы набрали 19 подростков, что составляет 47.5 % выборки подростков с сахарным диабетом, средние – 18 (45 %), низкие – 3 (7.5 %).

 Данная шкала позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию. Раздражительность чаще всего проявляется в виде эмоций агрессии и гнева, человеку сложно контролировать себя, меняется интонация и громкость речи, меняются формы поведения, даже движения становятся резче, движения глазных яблок быстрее. Низкие оценки по шкале могут свидетельствовать об устойчивом эмоциональном состоянии, терпимости, не склонности к импульсивному реагированию. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у 92.5 % выборки подростков с сахарным диабетом отмечается тенденция к эмоциональной неустойчивости.

По литературным данным такие результаты могут быть связаны с резкими и частыми перепадами сахара крови, что приводит с раздражительности, нервозности, слабости. [4, 5]

По баллам, набранным по  шкале реактивной агрессивности  можно судить о наличии признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию. По данной шкале высокие оценки показали 19 подростков (47.5 %), что не противоречит литературным данным [1], средний балл получили 16 подростков, что составляет 40 % выборки; низкий – 5 человек (12.5 %). Высокие баллы по этой шкале могут свидетельствовать о повышенной реактивной агрессивности, стремлении к доминированию, эгоцентричности, авторитарности, недоверчивости. Вывод: тенденция к реактивной агрессивности наблюдается у 87.5 % выборки.

По результатам исследования застенчивости  высокие оценки получили 15 подростков, что составляет 37.5 % выборки; средние – 13 (32.5 %), низкие – 12 (30 %) подростков. Человека, который показал высокие оценки по этой шкале можно охарактеризовать как сдержанного, со сниженной способностью к контакту, часто теряющегося, застенчивого. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что 2/3 выборки подростков с сахарным диабетом показали тенденцию к застенчивости.

            Мы не исключаем возможности того, что данные результаты связаны с необходимостью подростку постоянно носить с собой инсулиновые ручки и глюкометры. Необходимость прилюдно делать себе инъекции инсулина, измерять сахар может привести к скованности и застенчивости, так как не все окружающие люди адекватно реагируют на шприцы и уколы.

Шкала открытости позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.            По данной шкале высокие баллы набрали 14 подростков, что составляет 35 % выборки; средние – 20 (50 %), низкие – 6 (15 %). Подростка, который набрал высокие баллы по этой шкале можно охарактеризовать как самокритичного, открытого, признающего собственные недостатки и ошибки. Вывод: у 85 % выборки наблюдается тенденция к открытости, самокритичности, стремлении к доверительному отношению с окружающими.

            Мы предполагаем, что данные результаты могли быть вызваны тем, что больного диабетом обучают тому, что в критических ситуациях ему придётся попросить помощи у окружающих людей и люди, больные диабетом, подсознательно ждут помощи от окружающих и открыты для контакта с ними.

По результатам исследования эмоциональной лабильности  высокие оценки показали 17 подростков, что соответствует 42.5 % выборки; средние – 18 (45 %), низкие – 5 (12.5 %).

            Высокие оценки по этой шкале  указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой. Следовательно, мы можем сделать вывод, что у 87.5 % выборки наблюдается тенденция к неустойчивому эмоциональному состоянию.

            Таким образом, у 65 % подростков, больных сахарным диабетом I типа наблюдается тенденция к тревожности,  у 77.5 % - тенденция к невротичности, у 92.5 – к эмоциональной неустойчивости, у 87.5 – к реактивной агрессивности и эмоциональной лабильности, у 70 % подростков наблюдается тенденция к застенчивости, у 85 % - к открытости и самокритичности.

Литература:

1. Бутома Б. Г.  Варианты проявления агрессивного поведения при некоторых соматических и психических заболеваниях. //Журнал невропатологии и психиатрии С.С. Корсакова. - 1992.  -  N 2.  с. 122

2. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология. М.: Медицина, 2000. – с.423.

3. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – с. 206.

4. Клиническая эндокринология. Под редакцией Старковой Н.Т. М.: Медицина, 2004. – с. 234

5. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология. М.: МЕДпресс-информ, 2007. с. 287

Основные термины (генерируются автоматически): сахарный диабет, подросток, тенденция, личностная тревожность, оценка, шкала, больной, выборка подростков, реактивная агрессивность, уровень тревожности.


Похожие статьи

Особенности формирования и коррекции тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.

Тревожность в данный момент (реактивная или ситуативная тревожность как состояние) характеризуется

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

эмоциональный интеллект, личностная тревожность, уровень тревожности, тревожность, показатель, подросток, объективный тест, мальчик, девочка, высокий уровень.

Диагностика агрессивного поведения подростков...

У 20 % обследуемых выявлен средний уровень тревожности допустимого уровня.

По шкале физической агрессии высокие результаты отмечены у 30 % учащихся, средние показатели у 45 %, низкие у 25 % подростков.

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

Ключевые слова: подростки, старшие школьники, личностная тревожность, реактивная тревожность, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, совладающее поведение, копинг-стратегии.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Основу современного контингента вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы составляют подростки, которые по каким-либо

Для исследования уровня тревожности использовалась методика Кондаша “Шкала тревожности” (Приложение 1) включающая в себя...

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Шкала личностной и ситуативной тревожности показала, что, в целом, подростки имеют средний уровень и личностной и ситуативной тревожности, хотя балл по шкале «личностная тревожность», в среднем, выше, чем балл по шкале «ситуативная тревожность».

Психологическая диагностика личностных и эмоциональных...

Для оценки состояния реактивного беспокойства подростка Э. Г. Газиев

Головная часть — в соответствии с тенденцией деятельности, является «человеком

Основные термины (генерируются автоматически): уровень беспокойства, подросток, проблема личности...

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

Высокий уровень тревожности (55 %) по методике измерения уровня тревожности (шкала Дж.

Тейлора) прослеживается средний уровень тревожноститенденцией к высокому) — 80 %.

Похожие статьи

Особенности формирования и коррекции тревожности...

личностная тревожность, подросток, контрольная группа, ситуативная тревожность, тревожность, группа, уровень тревожности, высокий уровень, подростковый возраст, тревожный подросток.

Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических...

Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности.

Тревожность в данный момент (реактивная или ситуативная тревожность как состояние) характеризуется

Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков...

Феномен подростковой тревожности и его взаимосвязь...

эмоциональный интеллект, личностная тревожность, уровень тревожности, тревожность, показатель, подросток, объективный тест, мальчик, девочка, высокий уровень.

Диагностика агрессивного поведения подростков...

У 20 % обследуемых выявлен средний уровень тревожности допустимого уровня.

По шкале физической агрессии высокие результаты отмечены у 30 % учащихся, средние показатели у 45 %, низкие у 25 % подростков.

Взаимосвязь уровня тревожности, мотивации достижения...

Ключевые слова: подростки, старшие школьники, личностная тревожность, реактивная тревожность, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудачи, совладающее поведение, копинг-стратегии.

Тревожность учащегося, как показатель реадаптации к учебной...

Основу современного контингента вечерней – открытой (сменной) общеобразовательной школы составляют подростки, которые по каким-либо

Для исследования уровня тревожности использовалась методика Кондаша “Шкала тревожности” (Приложение 1) включающая в себя...

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

Шкала личностной и ситуативной тревожности показала, что, в целом, подростки имеют средний уровень и личностной и ситуативной тревожности, хотя балл по шкале «личностная тревожность», в среднем, выше, чем балл по шкале «ситуативная тревожность».

Психологическая диагностика личностных и эмоциональных...

Для оценки состояния реактивного беспокойства подростка Э. Г. Газиев

Головная часть — в соответствии с тенденцией деятельности, является «человеком

Основные термины (генерируются автоматически): уровень беспокойства, подросток, проблема личности...

Проблема детской тревожности в условиях семейного...

Высокий уровень тревожности (55 %) по методике измерения уровня тревожности (шкала Дж.

Тейлора) прослеживается средний уровень тревожноститенденцией к высокому) — 80 %.

Задать вопрос