Библиографическое описание:

Турлакова Н. М. Опыт здоровьесбережения участников образовательного процесса на примере профилактики сахарного диабета второго типа // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 41-43.



Мировые тенденции глобализации, обуславливающие интенсификацию образования, позиционируют необходимость создания новых образовательных парадигм, основанных на интеграции естественнонаучного и гуманитарного знаний. Новая для России образовательная парадигма требует не только значительных ресурсных затрат, но и затрат со стороны так называемого «человеческого потенциала», что в свою очередь обуславливает тенденции снижения его эффективности. Данный факт обусловлен тем, что при пролонгированной интенсификации любого вида деятельности исчерпываются функциональные ресурсы организма, следствием чего является срыв адаптационных механизмов организма человека и в итоге болезнь.

Сахарный диабет, на сегодняшний день является одним из тех заболеваний, которое стремительно увеличивается, приобретая характер пандемии. Международная федерация диабета прогнозирует, что к 2030 году количество человек в мире с установленным диагнозом сахарный диабет достигнет 500 млн., тогда как сейчас эта цифра равна 230 млн.

Сегодня в России на учете у эндокринологов с диагнозом сахарный диабет стоят около 3 млн. 200 тыс. человек, а к 2030 году эта цифра, по прогнозам, достигнет 7 млн.

Учитывая тот факт, что для сахарного диабета 2 типа характерно длительное течение со слабо выраженной симптоматикой подавляющее число населения нашей страны, находящееся в группе риска вовремя не успевает диагностировать у себя данное заболевания, что приводит к большому количеству осложнений.

Сотрудники образовательных учреждений различного уровня входят в группу риска по развитию сахарного диабета 2 типа по ряду причин, характеризующих специфику их работы, а именно:

  1. Нерегулярное и нерациональное питание.
  2. Преимущественно сидячий или стоячий образ жизни.
  3. Интенсивная и пролонгированная деятельность.

В связи с обозначенными причинами огромное значение принимает регулярный скрининг уровня глюкозы в крови участников образовательного процесса, что становится возможным благодаря современной ориентации образовательной политики на здоровьесберегающую деятельность. В образовательных учреждениях разных уровней, в том числе и в школах создаются «Центры здоровья», опытно-экспериментальные площадки здоровьесберегающей деятельности, модернизируются медицинские кабинеты и профилактории, проводятся различные акции здоровьеориентрованой направленности государственными и коммерческими организациями.

Контроль уровня глюкозы в крови у участников образовательного процесса должен достигаться за счет ряда организационных условий, способствующих грамотной реализации государственной политики в рамках профилактики сахарного диабета 2 типа, а именно:

  1. Информирование об этиологии и патогенезе сахарного диабета 2 типа с использованием различных форм, таких как: урок, лекция, круглый стол, презентация, тренинг и т. д.
  2. Исследование участников образовательного процесса на наличие факторов риска развития сахарного диабета 2 типа: индекс массы тела, возраст, генетическая предрасположенность, прием различных препаратов, уровень стрессированности.
  3. Выделение из общей массы участников образовательного процесса групп риска и дальнейший мониторинг их состояния.
  4. Регулярный контроль уровня глюкозы в крови у всех участников образовательного процесса для групп риска не реже 1 раза в три месяца, у людей не входящих в группу риска не реже 1 раза в 6 месяцев.
  5. Создание условий для рационального и регулярного питания в обеденное время.
  6. Создание условий для регулярных занятий спортом в перерывах между учебной деятельностью.
  7. Создание условий для эмоциональной разрядки (релаксации) в перерывах между учебной деятельностью.
  8. Организация или участие в мероприятиях, посвященных Всемирному дню борьбы с диабетом.

Иными словами, организацию контроля уровня глюкозы в крови участников образовательного процесса можно объединить в систему, состоящую из 4 компонентов: информирования, мониторинга, условий и участия.

Современные медицинские кабинеты должны оснащаться необходимым лабораторным оборудованием по диагностике функционального состояния участников образовательного процесса, что позволяет организовать систему контроля и профилактики сахарного диабета 2 типа. Достигается данный факт за счет возможности комплексного обследования участников образовательного процесса с использованием следующих методов приборной диагностики:

  1. Антропометрия (рост, вес, калипометрия, динамометрия) с автоматическим определением индекса массы тела, типа телосложения и рекомендуемого весом.
  2. Биоимедансный анализ (компонентный состав тела: вода, клеточная масса, мышечная масса, костная масса) рекомендуемые значения для существующих физиологических параметров.
  3. Измерение внутриглазного давления (риск развития глаукомы).
  4. Измерение уровня глюкозы в крови.

Также необходимо проводить необходимые мероприятия в рамках профилактики развития сахарного диабета 2 типа путем взаимодействия, как с группами риска, так и с общей массой участников образовательного процесса, по средствам проведения ряда теоретических и практических занятий.

В заключении хочется подчеркнуть, что стремительные темпы увеличения числа человек, страдающих сахарным диабетом 2 типа, и дальнейшая динамика роста заболеваемости в геометрической прогрессии связна в первую очередь с несвоевременными профилактическими мерами. Государственная образовательная политика позволяет реализовывать различные программы стратегического развития, в том числе и в области профилактики сахарного диабета 2 типа, отводя значительно место здоровсберегающему компоненту в своей структуре. Нам остается только грамотно использовать предоставленные возможности.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Благинин, А. А. Ортостатическая проба как метод оценки стрессового воздействия / А. А. Благинин, Филатов В. Н. // Функциональная диагностика. 2005. № 2. С. 23.
  3. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  4. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  5. Новиков, В. С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В. С. Новиков, А. А. Благинин, Е. Б. Шустов, В. Ю. Чепрасов, М. Ю. Бахтин, В. О. Гуменюк // Физиология человека. 1995. № 2. С. 37.
  6. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  7. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  8. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  9. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  10. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
Основные термины (генерируются автоматически): участников образовательного процесса, сахарного диабета, профилактики сахарного диабета, уровня глюкозы, развития сахарного диабета, крови участников образовательного, сахарного диабета второго, Молодой ученый, диагнозом сахарный диабет, патогенезе сахарного диабета, развитию сахарного диабета, здоровьесбережения участников образовательного, образовательного процесса должен, образовательного процесса групп, Создание условий, Исследование участников образовательного, состояния участников образовательного, массой участников образовательного, обследования участников образовательного, риска развития сахарного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос