Библиографическое описание:

Горбунова И. Л. Проблемы репродуктивного здоровья подростков: опыт здоровьесбережения учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №8.4. — С. 8-10.



В последнее время много внимания уделяется здоровьесберегающим технологиям, реализуемым в рамках учебного процесса. Одним из важнейших параметров, характеризующих состояние здоровья учащихся, является их репродуктивный потенциал. В этой связи необходимо отметить, что своевременное информирование и просвещение подростков является одним из ведущих направлений профилактики нарушений их репродуктивного здоровья. Однако в современном российском обществе нет единого мнения и подхода относительно организации и реализации полового просвещения подрастающего поколения. При этом значительная часть граждан, отрицательно относится к системе государственного полового просвещения, полагая, что дети должны получать эти сведения от родителей. Однако многие считают, что половое просвещение следует осуществлять в школе в форме полового воспитания, гарантируя адекватность и полноту информации о половых различиях и половом поведении.

Вопрос о возрасте начала полового воспитания в школах также неоднозначен и вызывает много дискуссий. Одни авторы предлагают проводить его в старших классах, другие в более раннем возрасте. Результаты исследования В. А. Бехало, О. К. Лосевой, Е. В. Сысолятиной свидетельствуют, что около 80 % школьников и их родителей считают, что школы должны заниматься сексуальным просвещением, начиная с возраста 12–13 лет, некоторые полагают, что и раньше. Однако существуют и противники введения полового воспитания в школе. Они настаивают, что подобные уроки пробуждают нездоровый интерес, повышают сексуальную активность, число половых связей и беременностей.

Все же практически все специалисты сходятся во мнении, что сексуальное образование должно быть частью школьного учебного плана, но при этом следует четко очертить возрастные и психологические рамки для учащихся. Следует отметить, что продвижение безопасного сексуального поведения особенно эффективно у сексуально активных подростков, и может иметь долгосрочные позитивные эффекты. Таким образом, образовательные программы подростков должны опережать их первый сексуальный опыт, который приходится, в среднем, на 14,5 лет. При этом при проведении занятий с подростками особый акцент необходимо делать на предупреждении ранней половой жизни, давая исчерпывающую информацию о ее негативных последствиях. Однако в настоящее время единая система полового воспитания и полового образования подростков в нашей стране отсутствует. Четко изложенных и адаптированных программ обучения вопросам репродуктивного здоровья крайне мало.

Так можно отметить концепцию полового воспитания подростков И. И. Гребешевой, Л. Г. Камсюк, И. Л. Алесиной, которая содержит три основных направления:

  1. Информирование о проблемах, связанных с сексуальной активностью: возможное заражение ЗПППП и ВИЧ, незапланированная беременность, роды, аборт, контрацепция.
  2. Формирование системы ценностей в сфере репродуктивного здоровья: роль семьи, школы, социума, индивидуума.
  3. Развитие коммуникативных навыков и способности принимать решения.

В содержании образовательной программы Ю. В. Коровиной, выделяется шесть направлений обучения:

  1. Формирование уважения и почтительного отношения к моногамному гетеросексуальному браку, установок на создание в дальнейшем полной, состоящей в законном браке, семьи с детьми.
  2. Формирование установок на отказ от ранних сексуальных контактов, от сексуальных отношений до брака и вне брака.
  3. Информирование о возможных эмоциональных и психологических последствиях предподростковых и подростковых сексуальных отношений и последствий нежелательной подростковой беременности.
  4. Информирование об эмоциональных, психологических, гигиенических и социальных аспектах ответственности в семейной жизни и сексуальных отношениях.
  5. Информирование об опасностях безответственных сексуальных отношений и о риске приобретения ВИЧ/СПИД и ЗПППП в результате таких отношений.
  6. Формирование психологических навыков принятия решения, противодействия давлению со стороны членов своего круга и навыков отказа на предложение вступить в сексуальный контакт.

В свою очередь, в зарубежной педагогической практике программы полового воспитания активно внедрялись уже с конца XX в., во многих странах данное направление стало неотъемлемой частью содержания школьных программ. При этом в мире к решению указанной проблемы наметились три ведущих подхода:

1. Демократический подход, который характеризуется открытостью обсуждения проблемы в образовательной системе, включением соответствующего материала в содержание всех школьных ступеней.

2. Либеральный подход отличается сдержанным отношением к половому воспитанию, что выражается в значительном ограничении его содержания.

3. Консервативный подход типичен для государств, культурные традиции которых не позволяют выносить на обсуждение вопросы взаимоотношения полов, поэтому в учебных программах эти темы отсутствуют.

Впервые в мире сексуальное образование было введено в школьные программы в Швеции и Швейцарии (1956 г.). В большинстве европейских стран демократические основы реализации полового воспитания включены в различные предметы, поэтому оно является обязательным. Демократический подход к половому воспитанию учащихся доминирует в Австралии и Новой Зеландии. Австралийские школьные планы содержат предмет «Человеческие взаимоотношения», призванный воспитать чувство ответственности за сексуальное здоровье и поведение. Половое воспитание школьников здесь начинается в 9 лет, а в Новой Зеландии — в 7. В Австралии основные направления полового воспитания в средних школах зафиксированы в официальных документах.

В Латинской Америке в последние годы выпускается новая учебная литература, увеличивается число часов, отводимых на изучение репродуктивной системы и сексуального здоровья человека. В Африке правительства многих государств в течение последнего десятилетия поддерживают программы по борьбе со СПИДом, проводимые ВОЗ. Однако какой-либо системной деятельности по организации полового воспитания школьников там не ведется. На Ближнем Востоке формальные пути получения соответствующей информации имеются лишь в нескольких государствах, так как ислам табуирует этот вопрос, даже семья почти никогда не занимается половым воспитанием детей. В Бангладеш, Мьянме, Индии целенаправленной работы в этом направлении не ведется. В Индонезии, Монголии и Южной Корее сексуальное образование включено в курс биологии в виде основных вопросов. Также ограничено содержание полового воспитания в Китае и на Шри-Ланке. В Таиланде и на Филиппинах либеральный подход позволил расширить содержание сексуального образования информацией о венерических заболеваниях и методах контрацепции.

Большинство образовательных программ, существующих за рубежом и посвященных сексуальности, освещают вопросы ЗПППП, СПИДа, воздержания и профилактики нежелательной беременности. Практика внедрения программ сексуального образования в Европе и США показала их эффективность в отношении роста уровня знаний относительно сексуальных проблем, отсрочки начала сексуальной активности, увеличения использования средств контрацепции, снижения риска виктимного сексуального поведения, самоограничения сексуальной активности, формирования ответственного поведения молодежи. При этом нет данных, свидетельствующих о том, что сексуальное образование увеличивает уровень сексуальной активности подростков. Напротив, исследования, проведенные ВОЗ, выявили, что подростки, своевременно получившие информацию по вопросам взаимоотношений между полами, обычно осмотрительно, разборчиво, осознанно и в более поздние сроки начинают сексуальную жизнь.

Таким образом, в заключении следует отметить, что все вышеизложенное показывает всю сложность, многогранность и неоднозначность обсуждаемой проблемы. Место, содержание и сроки проведения полового воспитания детей и подростков до сих пор вызывают острые дискуссии, как в отечественных, так и зарубежных педагогических кругах. Тем не менее, необходимость реализации подобного рода мероприятий в рамках школьной образовательной практики у специалистов не вызывает сомнений. При этом реализация мероприятий направленных на сохранение и преумножение репродуктивного здоровья учащихся должна осуществляться в рамках современной здоровьесберегающей парадигмы.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270
  2. Благинин А. А. Способы оптимизации функционального состояния и работоспособности человека в экстремальных и субэкстремальных условиях: учебно-методическое пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило // Военно-мед. акад.. Санкт-Петербург, 2009.
  3. Благинин, А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А.А., Благинин, В.В., Торчило // Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2006.
  4. Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9.
  5. Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А. Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3–1 (3). С. 22–24.
  6. Сорокина, Л. А. Влияние сочетанного применения электротранквилизации центральной нервной системы и фармакологического комплекса «БАОК» на психофизиологические показатели человека после выполнения пробы НКУК / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов, Г. В. Бузник, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2015. Т. 13. № S1. С. 156–159.
  7. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 111–114.
  8. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  9. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.
  10. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle