Репродуктивный и контрацептивный настрой студентов медицинского университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Дмитрян Ю. Э., Бекова Б. Р. Репродуктивный и контрацептивный настрой студентов медицинского университета // Молодой ученый. — 2017. — №3.3. — С. 28-31. — URL https://moluch.ru/archive/137/38873/ (дата обращения: 18.06.2018).



Изучены специфические особенности репродуктивного и контрацептивного поведения студентов Ростовского государственного медицинского университета. По результатам анонимного анкетирования проведен анализ уровня осведомленности студентов-медиков в вопросах охраны репродуктивного здоровья и полового воспитания. В ходе исследования выявлена достаточно высокая частота встречаемости гинекологических заболеваний среди студенток. Отмечается низкий уровень знаний в вопросах контрацепции.

Ключевые слова: репродуктивное поведение, репродуктивное здоровье, контрацептивное поведение, контрацепция, студенты-медики.

Проблемы охраны здоровья подростков и молодежи относятся к числу первостепенных медицинских и социальных проблем [6, 10]. Данный возрастной контингент чаще всего обучается в высших или средних учебных заведениях, что определяет структуру предрасполагающих факторов (интеллектуально-информационная перегрузка, психоэмоциональной напряжение, гиподинамия, отсутствие рационального питания) [4], и характеризуется негативным влиянием на состояние общесоматического здоровья студентов, в том числе и формирование патологических изменений в репродуктивной системе, и прежде всего воспалительных процессов, приводящих в дальнейшем к репродуктивным потерям [7, 8, 9]. По данным ряда исследований [5] особенности обучения в медицинских ВУЗах обладают своей спецификой и могут привести к нарушениям репродуктивного здоровья, поэтому студенты-медики должны не только повышать свой уровень осведомленности в вопросах охраны репродуктивного здоровья, но и применять полученные знания для сохранения и укрепления, как своего репродуктивного здоровья, так и всей молодёжи в целом. Исходя из этого, представляется крайне важным распространение сведений о контрацепции (видах, принципах выбора, достоинствах и недостатках различных методов), профилактики инфекций, передающихся половым путем (клинических проявлениях, последствиях и осложнениях), а также медико-гигиенических правил, соблюдение которых обеспечит высокий уровень физического здоровья [1, 2, 3].

Целью работы являлась оценка специфических особенностей репродуктивного и контрацептивного поведения студентов, определение уровня осведомленности в вопросах охраны репродуктивного здоровья и полового воспитания. Исследование проводилось на базе Ростовского государственного медицинского университета в 2015 году. Было проведено анонимное анкетирование 300 студентов (230 девушек и 70 юношей) по лично разработанному алгоритму. Возраст респондентов исследуемой выборки составил от 16 до 26 лет (в среднем 19,82±1,8 года). Условиями включения в исследование было добровольное согласие респондентов на участие в опросе. Специально разработанная анкета состояла из 2-х блоков, содержащих вопросы по репродуктивному поведению респондентов, гинекологическому анамнезу (для девушек), оценке знаний студентов об инфекциях, передающихся половым путем (ИППП) и методах контрацепции. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью Statsoft Statistica.

Результаты иобсуждение. Было установлено, что средний возраст начала половой жизни у юношей составил 16,47±1,6 года, при этом 14,3 % опрошенных еще не имели опыта половых отношений. Средний возраст начала половой активности у девушек — 17,56±1,5, на отсутствие половых контактов указали 47,5 %. Количество половых партнеров у юношей и у девушек имеет прямо противоположную тенденцию: у 45,7 % парней было более 3 половых партнерш, и только 11,4 % отметили, что у них есть одна постоянная партнерша. У девушек наоборот процент, имеющих одного постоянного полового партнера составил 46,7 %, а более 3 — у 11,7 %. Анализ гинекологического анамнеза среди респонденток показал, что 12,1 % девушек имеют нарушения в репродуктивной системе. Самой распространенной патологией оказалась эрозия шейки матки — у 5,2 % опрошенных студенток. Далее по частоте встречаемости были синдром поликистозных яичников — у 4,3 %, сальпингоофорит — у 1,7 %, а сочетанная патология в виде аднексита и эрозии шейки матки наблюдалась у 0,9 % респонденток. На вопрос регулярности использования контрацепции 30 % парней и 45 % девушек ответили, что используют всегда, иногда к контрацептивам прибегает 56,7 % юношей и 38,3 % девушек, и вообще не используют средства предохранения 13,3 % парней и 16,7 % девушек. 82,9 % юношей и 87 % девушек считают, что за соблюдением контрацепции должны следить оба партнера, 14,3 % парней и 7 % девушек думают, что это обязанность противоположного пола, и наоборот 2,8 % парней и 6 % девушек уверены, что следить за использованием контрацептивов должны лично они. В случае наступления незапланированной беременности 57,2 % парней и 48,7 % девушек указали, что исходом данной беременности будет рождение ребенка. 8,7 % девушек ответили, что будут рожать, только при согласии партнера на отцовство. По 37 % респондентов обоих полов затруднились ответить на данный вопрос. Для 5,7 % юношей и 6,1 % девушек решением в сложившейся ситуации станет аборт, причем 1,7 % уже имели опыт прерывания беременности.

Впервые необходимые сведения о способах контрацепции от родителей получили 22,6 % девушек и 9,6 % юношей, от друзей – 16,5 % девушек и 21,8 % парней, от врача – 8,7 % девушек и 5,7 % парней, самый большой процент в обеих исследуемых группах приходится на средства массовой информации, в том числе Internet (парни – 48,6 %, девушки — 34 %), 14,3 % юношей и 18,2 % девушек отметили как источник получения информации санитарно-просветительские материалы по контрацепции. При оценке уровня знаний инфекций, передающихся половым путем, наиболее часто упоминаемым заболеванием в обеих группах был СПИД (по 31,5 %), на втором и третьем местах также в обеих группах студенты указывали сифилис (парни – 28,9 %, девушки — 18,7 %) и гонорею (парни – 27,7 %, девушки — 14,4 %). О знании хламидийной и герпетической инфекции сообщили среди девушек 10,1 % и 2,9 %, среди парней 2,4 % и 3,6 % соответственно. Также среди ответов фигурировали гепатит «B» и уреаплазмоз (юноши – 4,8 % и 1,2 %; девушки — 7,8 % и 6,7 %). Самыми малоизвестными заболеваниями для студентов оказались генитальный папилломатоз (4,3 %), трихомониаз (2,2 %) и венерическая лимфогранулёма (1,4 %), причем эти заболевания знали исключительно респонденты женского пола.

Также студентам предлагалось отметить те средства контрацепции, которые им известны. Ответы юношей и девушек распределились следующим образом: мужской презерватив (по 100 %), женский презерватив (14 % и 37 %), вагинальные диафрагмы и цервикальные колпачки (29 % и 47 %), химические контрацептивы (60 % и 52 %), гормональные контрацептивы (86 % и 82 %), механические контрацептивы (37 % и 51 %), внутриматочные спирали (49 % и 78 %), хирургическая стерилизация (54 % и 59 %), прерванный половой акт (83 % и 71 %), календарный метод (51,5 % и 64 %), температурный метод (20 % и 44 %), экстренная (посткоитальная) контрацепция (77 % и 59 %). Что касается используемых методов контрацепции, то наиболее популярным методом у респондентов мужского пола, также как и у девушек являлся мужской презерватив — им пользовались 86 % и 52 % соответственно. На втором месте по частоте применения в обеих исследуемых группах находится малоэффективный метод контрацепции — прерванный половой акт (юноши — 46 %, девушки — 22 %). Применяют оральные гормональные контрацептивы 23 % девушек. Спермицидные средства использовали по 3 % опрошенных обеих групп, и этот же процент респондентов выбирают данный метод контрацепции как наиболее приемлемый, причем 54 % девушек считают, что химическая контрацепция является высокоэффективной, напротив 77 % юношей сказали, что этот метод малоэффективен. На момент исследования внутриматочную спираль использовали 1 % студенток, но 5 % указали на то, что хотели бы после рождения детей применять внутриматочную спираль как единственный и надежный метод контрацепции [10]. Однако, только 58 % опрошенных студенток уверены в высокой эффективности данного противозачаточного средства. На календарный метод контрацепции полагалось 7 % девушек и 14 % парней. 9 % девушек сообщили, что им приходилось прибегать к экстренной контрацепции, но больше половины опрошенных обеих групп считают данный метод малоэффективным (юноши — 58 %, девушки — 61 %).

На вопрос приемлемости и удовлетворенности различными методами контрацепции и девушки, и юноши считают самым приемлемым мужской презерватив (67 % и 77 % соответственно), обосновывая свой выбор не только возможностью предохранения от нежелательной беременности, но и защиты от ИППП. По 32 % респондентов обеих исследуемых групп отмечают заинтересованность в использовании в ближайшем будущем оральных гормональных контрацептивах, так как считают, что к этому времени они будут иметь постоянных половых партнеров и способность контрацептива защищать от ИППП не будет иметь первостепенной роли при выборе метода контрацепции. Достаточно большой процент юношей (19 %) и девушек (14 %) удовлетворены таким методом контрацепции, как прерванный половой акт, даже не смотря на то, что 72 % парней и 58 % девушек считают данный метод малоэффективным.

Несмотря на имеющуюся информацию о методах контрацепции и ИППП 51,4 % респондентов мужского пола и 35,7 % женского пола хотели бы иметь дополнительную информацию по вопросам охраны репродуктивного здоровья в виде тематических лекций или занятий на 1–2 курсах. Наиболее предпочтительную форму получения необходимых знаний по вопросам контрацепции и ИППП 25,7 % юношей и 44,3 % девушек назвали распространение санитарно-просветительских материалов. 42,9 % опрошенных в обеих группах считают, что имеющейся информации достаточно.

Таким образом, анализ специфики репродуктивного и контрацептивного поведения студентов медицинского ВУЗа свидетельствует о том, имеет место достаточно высокая частота встречаемости гинекологических заболеваний среди девушек, при этом студенты-медики недостаточно осведомлены в вопросах современной и эффективной контрацепции. Данное исследование показало необходимость усиления работы по повышению уровня медико-гигиенических знаний среди студентов медицинского ВУЗа в вопросах охраны репродуктивного здоровья и полового воспитания.

Литература:

  1. Егорова ЕИ. Пути совершенствования охраны репродуктивного здоровья студентов высших учебных заведений. Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2010; 1:80–84.
  2. Захаров МА, Маликова НН, Александров СА. Информационная поддержка репродуктивного здоровья студентов-подростков. Вопросы современной педиатрии. 2006;5(1):211.
  3. Кузнецова ИВ. Гормональная контрацепция у подростков и молодежи. Трудный пациент. 2010;8(8):14–19.
  4. Носенко МА. Особенности дезадаптации студентов. Электронный научно-образовательный вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2013;15(2): 3–4
  5. Паренкова ИА, Паренков СИ, Соколова МИ, Белова МО, Жеребченко АВ. Репродуктивное здоровье и качество жизни современных студентов. Профилактическая и клиническая медицина. 2009; 3:27–30.
  6. Петров Ю. А. Информированность студентов медицинского вуза в вопросах контрацепции //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2016. -№ 5–5. — С.751–753.
  7. Петров Ю. А. Роль микробного фактора в генезе хронического эндометрита //Кубанский научный медицинский вестник. — 2016. -№ 3. –С.113–118.
  8. Петров Ю. А. Аспекты микробиологической и иммунной диагностики хронического эндометрита //Современные проблемы науки и образования. -2016. -№ 4. –С.9.
  9. Петров ЮА. Микробиологические детерминанты хронического эндометрита //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. — 2011. -№ 6. –С. 110–113.
  10. Петров Ю. А. Внутриматочная контрацепция /Петров Ю. А., Рымашевский Н. В., Ковалева Э. А. –Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1990. — с.176.
Основные термины (генерируются автоматически): девушка, репродуктивное здоровье, юноша, парень, метод контрацепции, мужской презерватив, половое воспитание, прерванный половой акт, контрацептивное поведение студентов, группа.


Ключевые слова

репродуктивное здоровье, репродуктивное поведение, контрацепция, контрацептивное поведение, студенты-медики

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос