Библиографическое описание:

Остапчук Л. В. Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1007-1009.



Без игры нет и не может бытьполноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонекпытливости и любознательности

В. А. Сухомлинский

У обучающихся велико стремление к познанию окружающего мира через игру, поэтому использование игровых технологий я считаю одним из самых эффективных приемов воспитательной работы.

Игровые технологии занимают важное место в воспитательном процессе, так как они не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций:

 правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает обучающимся, выработать речевые умения и навыки;

 игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес;

 игра — один из приёмов преодоления пассивности обучающихся.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. Исходя из значимости игровых технологий для развития познавательных интересов, а также последовательности и системности включения игры и игровых приемов в познавательную деятельность, хочу выделить общие условия применения игры в процессе воспитания обучающихся нашего центра с ограниченными возможностями здоровья:

При использовании игровых технологий на внеклассных занятиях соблюдаю необходимые условия:

 соответствие игры воспитательным целям занятия;

 доступность для обучающихся данного возраста;

 умеренность в использовании игр на занятиях.

Игра отвечает таким педагогическим и общеметодологическим принципам, как системность индивидуального подхода, доступность, гуманизм, и в этом ее преимущество.

Внеклассные занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов обучающихся. Во время игры обучающийся — полноправный участник познавательной деятельности, перед которым стоят определенные цели и задачи, он отдает игре максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Место и характер игры определяю, исходя из работоспособности класса, его возбудимости или заторможенности, из сложности материала, с которым будут работать обучающиеся. В настоящее время в школе в качестве универсального средства получения учащимися новых знаний выступает компьютер. Обучающиеся учатся работать на нем, используют его возможности. Поэтому и для воспитателя овладение компьютерными технологиями становится насущной потребностью. Они предоставляют воспитателю богатый наглядный материал, позволяют разнообразить внеклассные занятия, делая их интересными.

Дидактические игры способствуют формированию у обучающихся психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость.

В основу классификации дидактических игр, положен познавательный интерес детей. В связи с этим выделяются следующие виды игр:

 интеллектуальные (игры-головоломки, словесные игры, игры-загадки, ребусы, шарады, шашки, шахматы, логические игры);

 эмоциональные (игры-развлечения, сюжетные игры обучающего содержания, словесно-подвижные, игры-беседы);

 регулятивные (настольно-печатные, игры-поручения, игры-соревнования,);

 творческие (игры-конкурсы, музыкально-хоровые, игра-труд, театрализованные.);

социальные (игры с предметами, сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, игры-экскурсии, игры-путешествия).

Я стараюсь активизировать познавательную деятельность и повышать интерес обучающихся на каждом внеклассном занятии, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, сканворды, ребусы, шарады, шашки, шахматы, анаграммы, предметные рисунки, занятие-конкурс, занятие-путешествие). На внеклассных занятиях стараюсь применять интерактивные методы в виде ролевой игры, игровых упражнений, проигрывание ситуаций, работа в группах, ассоциации, воспроизведение материала. Применение игровых технологий позволяет формировать положительную мотивацию воспитания. В чем я убедилась на собственном опыте.

При использовании игровых приемов на внеклассных занятиях, каждый обучающийся чувствует себя личностью, ощущает внимание воспитателя лично к нему, чувствует постоянно поддержку и веру в свои силы. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее воспитательное значение.

В своей педагогической деятельности акцентирую внимание на деловых играх, которые создают неформальную обстановку на внеклассных занятиях и способствуют самореализации обучающихся. Деловая игра развивает фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, говорить, рассказывать. Деловая играпредставляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес обучающихся к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Такие деловые игры как «Приобрести профессию», «Престижность профессии», «Кадровый вопрос».

Естественно, каждая игра оказывает комплексное воздействие на ее участников: способствует развитию в умственном, физическом, трудовом, нравственном и эстетическом отношениях. Так, например, в целях экологического воспитания обучающихся с ними была проведена информационно — экологическая игра «Экологическое ассорти». Важнейшими составляющими мировоззрения обучающихся выступают экономические, экологические взгляды и убеждения. Они формируются при использовании таких форм, как игра «Олимпиада в гармонии с природой», Экологический КВН «Знатоки природы», участие в них позволяет реализовать находчивость, помогает развивать ловкость, быстроту, создаёт весёлую непринуждённую обстановку, что позволяет обучающимся чувствовать себя комфортно и безопасно. Для активизации познавательной деятельности помогают такие игры — упражнения «Четвертый лишний». Обучающимся предлагается список объектов, явлений, терминов, которые объединены каким-либо общим признаком. Задача — найти лишний,одно случайно попавшее в этот список.

Проведенная ролевая игра «Будем — добрыми и человечными» оказала положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения друг с другом. Обучающиеся научились находить качества, необходимые в дружбе, узнали о наиболее ценимых человеческих достоинствах, о значении дружбы и о тех качествах, которые необходимо развивать в себе, чтобы быть достойным дружбы. Игра помогла снять психологический барьер, вселила уверенность в собственные силы обучающихся, улучшила общение между одноклассниками.

Игра в семью существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. В игре отражается повседневная жизнь и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение театра, концерта, зоопарка. Обучающиеся испытывают потребность отражать в игре повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые питают к близким людям, и необычные события, которые привлекают их своей новизной. Такие игры как «Бюджет молодой семьи», «Православная семья», «Я и моя семья».

Сюжетно — ролевые игры. Их особенность в том, что обучающиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным воспитателем. Это «Пресс-конференция», Круглый стол «Мои социальные роли», «Экология наука, как сберечь жизнь»,«Профессия, которая мне нравится», «Я и мои права» и др. Обучающиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, эколога, швеи, врача и др. Роли, которые ставят обучающихся в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений обучающихся.

Ролевая игра — предполагает отработку тактики поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Участники попадают в конкретные игровые ситуации, каждый со своей точкой зрения. Для проведения этих игр разрабатывается ситуация, между обучающимися распределяются роли с обязательным содержанием. Задача воспитателя направить обучающихся в продуктивное взаимодействие. Например:Ситуационная игра «Научись говорить нет».

Таким образом, проводить игры воспитательного характера во внеурочное время очень важно, так как с одной стороны обучающийся отдыхает от занятий и ответов у доски, но с другой стороны он не тратит попусту время, просиживая часами за компьютером или бесцельно лежит на диване, а получает новые знания и воспитание в игре, раскрывая при этом свой творческий потенциал, свои таланты, что очень важно для подростка.

Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие обучающихся в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В ходе игры обучающиеся учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля и характер.

Литература:

  1. Азарова Т. В.«практикум по психологическим играм с детьми и подростками» — СПб.: Питер, 2004.
  2. Беляков Е. А. «365 развивающих игр» — М.: Рольф, Айриспресс, 1999.
  3. Герасимова В. А. «Классный час играючи в начальной школе: Выпуск 1.-М.:ТЦ сфера, 2006.
  4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Д. В. Григорьев. — М., 2010.
  5. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Д. В. Менджерицкая. -М., 1992.
  6. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры; М., «Просвещение» 1999.
  7. Целуйко В. М. «Родители и дети»: психология взаимоотношений в семье –Мозырь: Содействие, 2006

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle