Библиографическое описание:

Швачко К. С. О соотношении банковского контроля и надзора в деятельности Банка России // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 790-793.



В статье анализируется деятельность Банка России как органа банковского надзора. Автор приходит к выводу о том, что банковский надзор шире банковского контроля. Надзорная деятельность ЦБ РФ, в отличие от контрольной, имеет стратегический характер, поскольку направлена на обеспечение стабильного функционирования и развития банковской системы Российской Федерации.

Ключевые слова: банковская система, банковский надзор, банковский контроль, кредитные организации.

С 2013 года финансово-правовой статус Банка России существенно изменился, он стал мегарегулятором [1]. Сегодня к компетенции главного банка страны отнесены вопросы правового регулирования финансового рынка, контроля и надзора кредитных и некредитных финансовых организаций.

Контрольно-надзорная деятельность Банка России представляет собой его активные и пассивные действия, направленные на обеспечение режима законности во всех сферах финансового рынка. Для ее осуществления Банк России наделен широким кругом государственно-властных полномочий.

Контрольно-надзорная деятельность Банка России относится к числу его основных функций. При этом в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ЦБ РФ осуществляет надзор работы кредитных и некредитных финансовых организаций [2].

Надзорные полномочия Банка России в отношении кредитных организаций выполняет Комитет банковского надзора [3]. Возглавляет данное подразделение ЦБ РФ председатель Комитета, который назначается Председателем Центрального банка Российской Федерации из числа членов Совета директоров Банка России.

В Комитет банковского надзора входят руководители структурных подразделений ЦБ РФ, к функциям которых отнесено банковское регулирование и банковский надзор. Персональный состав утверждается Приказом Банка России.

К компетенции Комитета банковского надзора отнесены вопросы совершенствования методологии банковского надзора, мониторинга кредитных организаций. Именно Комитет банковского надзора принимает решения о государственной регистрации кредитных организаций; выдаче генеральных лицензий; аннулировании и отзыве банковских лицензий; применении мер воздействия в случае выявления нарушений банковского законодательства, нормативных актов Банка России.

На заседании Комитета банковского надзора, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, обсуждаются проекты нормативных актов Банка России, принятие которых может повлиять на механизм правового обеспечения банковской деятельности и банковского надзора. Решения принимаются большинством голосов. При этом член Комитета, который не согласен с принятым решением, имеет право изложить особое мнение в письменном виде, в дальнейшем оно приобщается к принятому решению. По общему правилу решения Комитета банковского надзора должны быть выполнены в течение одного месяца.

Банковский надзор осуществляется в трех формах: предварительной, текущей и последующей, что позволяет обеспечить непрерывность и эффективность контрольно-надзорной деятельности Банка России.

Предварительный банковский надзор осуществляется ЦБ РФ на этапе государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций. На данном этапе основной задачей банковского надзора является правовая оценка финансового и репутационного положения учредителей банка, а также представленных документов.

Банк России проверяет финансовое положение учредителей кредитной организации (оно должно быть признано удовлетворительным) [4] и соответствие их требованиям деловой репутации [5]; анализирует представленные сведения и документы, перечень которых определен Федеральным законом от 02.12.1990 № 395–1 (ред. от 29.12.2015) «О банках и банковской деятельности», в том числе выполнение требований, предъявляемых к органам управления кредитной организации [6].

Если учредители кредитной организации имеют удовлетворительное финансовое положение, деловую репутацию; представленные документы, соответствуют нормативным положениям, Банк России, принимает решение, на основании которого налоговые органы вносят запись в единый государственный реестр юридических лиц и сообщают об этом в Центральный банк Российской Федерации.

Контрольная деятельность Банка России на этапе предварительного банковского надзора завершается после 100 % оплаты учредителями уставного капитала и выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Текущий банковский надзор осуществляется в процессе функционирования кредитной организации. Его основными направлениями можно признать:

– проведение контроля соблюдения кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России (Центральный банк Российской Федерации проверяет соблюдение кредитными организациями банковского и антимонопольного законодательства; законодательства о защите прав потребителей банковских услуг; законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; нормативных актов Банка России);

– пруденциальный контроль, в процессе которого Банк России анализирует работу кредитной организации через призму выполнения ею устанавливаемых ЦБ РФ экономических нормативов деятельности; своевременности, полноты и достоверности предоставления отчетной информации и ее опубликования в средствах массовой информации в случаях, предусмотренных действующим законодательством; своевременности предоставления аудиторского заключения по итогам работы за год.

Последующий банковский надзор проводится в отношении финансово неустойчивых кредитных организаций, а также субъектов, у которых были отозваны Банком России лицензии на осуществление банковских операций. Кроме того, последующий банковский надзор выражается также в анализе и обобщении Центральным банком Российской Федерации отчетности кредитных организаций [7].

При рассмотрении вопроса о соотношении банковского надзора и контроля мы опираемся на учение о соотношении финансового контроля и надзора, разработанное в работах С. В. Мирошник [8]. По ее мнению, которое мы разделяем, финансовый надзор шире финансового контроля. Центральный банк Российской Федерации является особым субъектом финансового права, выполняющим функции государственной власти, но не имеющим статуса органа государственной власти. Банковский надзор как функция Банка России включает в себя банковский контроль и собственно банковский надзор.

Объектом банковского контроля выступает финансовая деятельность кредитных организаций в части соблюдения ими банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Контрольная деятельность ЦБ РФ нацелена на установление законности и достоверности осуществляемых кредитными организациями банковских операций, иных сделок. Она является первым объективно необходимым этапом банковского надзора, поскольку позволяет обеспечить получение объективной информации о работе каждой кредитной организации. Анализ полученных сведения дает возможность составить целостное представление о состоянии банковской системы Российской Федерации, тенденциях развития банковских отношений.

Поэтому цель надзорной деятельности Банка России — обеспечение стабильного поступательного развития всей банковской системы путем анализа сведений, полученных в результате проведения контрольных мероприятий, и разработки на этой основе предложений по совершенствованию государственного регулирования банковской деятельности. Банковский надзор характеризуется системным подходом, он имеет стратегический характер. В то время как банковский контроль — тактический, он нацелен на проверку соблюдения банковского законодательства, выявления финансовых нарушений и своевременное привлечение кредитных организаций к ответственности [9].

Банковский контроль и надзор объективно необходимы, поскольку специфика банковской деятельности, особенности взаимоотношений физических, юридических лиц с кредитными организациями порождают необходимость значительного публичного вмешательства в деятельность кредитных организаций.

Зарубежный и отечественный опыт государственного регулирования банковской деятельности убедительно свидетельствует о том, что единственным способом поддержания стабильности на денежно-кредитном рынке страны является активная позиция Центрального банка как представителя государственной власти [10].Поэтому в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банковский надзор нацелен на поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации, защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

Надзор Банка России выполняет две основные функции:

– превентивную, заключающуюся в том, чтобы не допустить банкротства кредитных организаций;

– защитную, выражающуюся в своевременном принятии мер по нейтрализации негативных последствий принудительной ликвидации кредитной организации; оказании помощи вкладчикам и кредиторам при помощи создании различных гарантийных институтов.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»// Собрание законодательства РФ. 2013. № 30 (Часть I). Ст. 4084.
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»// СПС «Гарант».
  3. Положение о Комитете банковского надзора Банка России: утв. Советом директоров Банка России от 24.01.2014, протокол № 2 (ред. от 13.07.2015)// Вестник Банка России. 2014. № 18.
  4. Положение о порядке и критериях оценки финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитной организации и физических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации: утв. Банком России 18.02.2014 № 416-П// Вестник Банка России. 2014. № 56; Положение о порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитной организации и юридических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации: утв. Банком России 18.02.2014 N 415-П// Вестник Банка России. 2014. № 56.
  5. Положение о порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): утв. Банком России 25.10.2013 № 408-П// Вестник Банка России. 2014. № 5–6.
  6. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 (ред. от 29.12.2015) «О банках и банковской деятельности»// СПС «Консультант Плюс».
  7. Указание Банка России от 12.11.2009 № 2332-У (ред. от 03.12.2015) «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2009 № 15615)// Вестник Банка России. 2009. № 75–76.
  8. Мирошник С. В. О соотношении контроля и надзора в деятельности федеральных органов исполнительной власти// Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 4.
  9. Мирошник С. В. О соотношении контроля и надзора в деятельности федеральных органов исполнительной власти// Северо-Кавказский юридический вестник. 2012. № 4.
  10. Мирошник С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности// Банковское право. 2015. № 3.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle