Роль банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, июнь 2014)

Дата публикации: 08.05.2014

Статья просмотрена: 5202 раза

Библиографическое описание:

Халафян, Т. В. Роль банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности / Т. В. Халафян. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 80-84. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5651/ (дата обращения: 25.04.2024).

Статья раскрывает основные направления, задачи и методы банковского регулирования деятельности кредитных организаций с целью обеспечения финансовой стабильности на современном этапе, определяет сущность финансовой устойчивости с позиции Банка России и коммерческого банка, выделяет основные классификационные группы финансового состояния банков, проводит сравнительный анализ двух подходов к повышению эффективности банковского надзора для роста устойчивости деятельности кредитных организаций в современных российских условиях.

Ключевые слова: банковский надзор, регулирование, финансовая стабильность, банковская система, государственный регулятор.

Одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности выступает эффективное государственное управление, важнейшими инструментами которого являются банковское регулирование и банковский надзор.

Органы государственного банковского регулирования и надзора, как правило, несут ответственность за обеспечение устойчивости банковской системы в целом и коммерческих банков в частности, что позволяет сохранять стабильность всей финансовой системы страны.

Банковское регулирование возникло в результате необходимости участия центральных банков в обеспечении финансовой стабильности в государстве. Как правило, центральный банк отвечает за регулирование коммерческих банков, и банковский надзор является обязательным механизмом государственного регулирования деятельности банков. Потребность в институте банковского надзора возникла вследствие особой социальной значимости и ответственности банков перед обществом.

Банковское дело по своей сути основано на доверии к собственникам и менеджерам кредитной организации со стороны клиентов и вкладчиков. Кризис доверия к банковским институтам вследствие их неспособности выполнять взятые на себя обязательства имеет своим следствием «набеги» вкладчиков и, как результат, дезорганизацию денежной сферы и рост социальной напряженности. Именно по этой причине банки традиционно находятся под пристальным присмотром специально созданных для этого органов государственного управления.

Таким образом, банковский надзор — это вид публично-правовой деятельности, основной целью которой является поддержание стабильности и развитие банковской системы страны и защита интересов вкладчиков и кредиторов [7]. В статье 56 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 10.07.2002 г. (далее — Закон о Банке России) вышеназванные цели относятся не только к банковскому надзору, но и к банковскому регулированию. Согласно данной статье, Центральный банк РФ является органом и банковского регулирования, и банковского надзора, при этом из восемнадцати функций, которые возложены на него, одиннадцать напрямую затрагивают регулирование финансовой деятельности банков различными методами и инструментами, поскольку именно она в большей степени формирует финансовую устойчивость всего банковского сектора и экономики страны [1].

На практике надзор и регулирование банковской деятельности выступают одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности в государстве. При этом вне зависимости от выбранной модели реализации надзорных функций, цели и задачи органов регулирования банковской деятельности исторически не претерпевали принципиальных изменений и сводятся, как правило, к обеспечению устойчивости банковской системы. В свою очередь, уровень устойчивости банковской системы и национальных банков как опорной ее составляющей, отражает уровень банковского регулирования и надзора со стороны государственных органов власти.

К числу основных направлений и задач банковского регулирования и надзора можно отнести:

-          разработку и распространение широкого спектра надзорных директив в кредитных организациях;

-          рассмотрение обращений и заявлений, поданных банками, включая обращения относительно лицензирования банковской деятельности;

-          мониторинг и наблюдение за банковской деятельностью — анализ финансового положения, контроль за соблюдением законодательства и выполнением кредитными организациями установленных надзорным органом нормативов и положений;

-          инспекционные проверки;

-          инициирование принудительных мер, требующих от банка введения новых политик, процедур и практических методов для исправления проблем, выявленных в банке.

Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через постоянно действующий орган — Комитет банковского надзора [1], в состав которого входят:

-          Председатель Комитета и его заместители;

-          Департамент банковского       надзора;

-          Департамент банковского       регулирования;

-          Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций;

-          Главная инспекция кредитных организаций;

-          Департамент финансового мониторинга и валютного контроля;

-          Департамент финансовой стабильности;

-          Юридический департамент;

-          Главное управление безопасности и защиты информации;

-          Московское главное территориальное управление Центрального банка Российской Федерации [4].

Значимость банковского надзора также определяется особой ролью банков как социально-экономических институтов, влияющих на перераспределение финансовых ресурсов между различными участниками экономических отношений и вместе с этим оказывающих определяющее воздействие на надежность и стабильность экономической системы страны.

В рыночной экономике банки являются ведущими хозяйственными агентами, и в то же время — важнейшими инструментами воздействия на макроэкономические процессы. В таких условиях целью банковского надзора ставится приведение деятельности кредитных организаций в соответствие с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России, а банковский надзор, по сути, выступает как инструмент обеспечения принципа нормативности банковской деятельности.

Основными направлениями регулирования Банком России финансовой деятельности банков являются:

-          установление требований к созданию банков и лицензированию банковской деятельности;

-          установление правил проведения банковских операций и расчетов в РФ;

-          установление порядка формирования банками фонда обязательных резервов;

-          установление правил бухгалтерского учета, порядка составления и предоставления банками финансовой отчетности;

-          осуществление надзора за финансовой деятельностью банка;

-          определение критериев оценки финансовой устойчивости банка;

-          установление требований к системе риск-менеджмента банка и регулирование уровня банковских рисков;

-          установление требований к созданию резервов на возможные потери по операциям банков;

-          регулирование ликвидности банковской системы;

-          участие в мероприятиях по предупреждению несостоятельности (банкротства) банков;

-          организация системы рефинансирования;

-          организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

-          установление требований к структуре, объему и достаточности собственного капитала банков;

-          регулирование активности банков по операциям на открытом рынке;

-          регулирование эмиссии ценных бумаг банков;

-          участие в функционировании системы страхования вкладов физических лиц.

Все перечисленные выше направления преследуют основную цель регулирования деятельности банка — это поддержание его финансовой устойчивости, которая лежит в основе функционирования его финансового менеджмента и является одной из стратегических целей банка.

Основными методами регулирования Банком России финансовой деятельности коммерческих банков являются:

-          нормотворческая деятельность, регулирующая финансовую деятельность банка;

-          разработка методик оценки финансового состояния банка и рекомендаций по повышению эффективности его функционирования;

-          использование инструментов денежно-кредитного регулирования для воздействия на финансовые операции банков;

-          проведение консультаций, семинаров, круглых столов для финансовых менеджеров всех уровней управления банком;

-          осуществление банковского контроля и надзора за финансовой деятельностью банков.

Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, которая необходима для составления консолидированной отчетности.

В случае выявления нарушений или предоставления кредитными организациями неполной и недостоверной информации, Банк России в зависимости от вида нарушения имеет право [5]:

-          взыскать штраф;

-          ограничить проведение кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией;

-          ограничить открытие кредитной организацией филиалов;

-          потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, замены ее руководителей и осуществления реорганизации банка.

Банковский надзор представляет собой систему мероприятий, проводимых надзорным органом в рамках действующего законодательства с целью реализации функций банковского надзора, который может быть двух видов: прямой (превентивный) и либеральный (защитное регулирование).

В зависимости от используемых инструментов выделяют следующие группы методов: административные и экономические, нормативные и корректирующие, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков (ставка рефинансирования, ставки по операциям Банка России, валютная интервенция, операции на открытом рынке и т. д.).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и положений и организации контроля за их исполнением.

Корректирующие методы реализуются через рекомендации и разъяснительные письма регулятора и позволяют корректно направлять деятельность банков, предлагая наиболее целесообразный вариант их развития.

Регулирующие методы направлены в первую очередь на снижение банковских рисков и предполагают использование как административных, так и экономических методов, и реализуются через установление пруденциальных норм банковской деятельности и норм международного банковского права.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля над выполнением банковского законодательства и нормативных актов Банка России.

В системе надзора выделяют регистрацию и лицензирование кредитных организаций, текущий надзор и отзыв лицензий на банковскую деятельность.

Согласно статье 59 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций и в целях осуществления им надзорных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает действие указанный лицензий и отзывает их [1]. По данным официального отчета Центрального Банка РФ о развитии банковского сектора и банковского надзора на 1 января 2013 г. лицензией на осуществление банковских операций обладало 956 кредитных организаций [3].

Текущий надзор за деятельностью банков может осуществляться в следующих формах:

-          анализ отчетности коммерческих банков, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

-          сплошная или выборочная проверка направлений деятельности банка представителем государственного регулятора;

-          проведение внешнего аудита аудиторской фирмой (сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России).

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять текущий и конечный внутренний аудит и контроль через службу внутреннего контроля банка и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и отчет о прибылях и убытках.

В 2012 году уполномоченными представителями Банка России были проведены 1118 проверок в 692 банках: 757 плановык проверок и 361 проверка на внеплановой основе [3]. При этом согласно отчету, представленному Центральным Банком РФ, были отозваны лицензии на осуществление банковских операций 22 кредитных организаций, причем, половина из них зарегистрированы в Московском регионе.

В настоящее время выделяют два подхода к повышению эффективности банковского надзора для роста устойчивости деятельности кредитных организаций (таблица 1).

Таблица 1

Подходы к повышению эффективности банковского надзора

Формальный надзор

Содержательный надзор

— оценка деятельности коммерческих банков на основе количественных нормативов;

— отказ от мотивированного суждения;

— строго формальное осуществление правоприменительных функций;

— разделение регулирующих и правоприменительных функций

— использование мотивированного суждения;

— оценка качества управления;

— риск-ориентированный надзор;

— внедрение института куратора;

— переход на МСФО;

— внедрение «Базель II»

Основные различия между этими двумя видами надзора заключены в особенностях регулирования деятельности банков: при формальном надзоре они преимущественно строго определяются в законе в виде правил. В отличие от этого при содержательном надзоре регулятивные нормы определяются в виде принципов, прежде всего, которые формулируются в нормативных актах регулятора, но не в законе. Формальный надзор имеет смысл для слабого банковского сектора, в то время как содержательный надзор возможен при достаточно сильном банковском секторе, к которому можно отнести российскую банковскую систему.

Сравнительный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей финансовую деятельность банка, позволил сделать вывод о том, что Банк России и коммерческие банки трактуют финансовую устойчивость в несколько различных аспектах: коммерческие банки рассматривают свою финансовую устойчивость исходя из основных финансовых показателей, ориентированных на рентабельность их работы и максимизацию рыночной стоимости бизнеса, в то время как Банк России — с позиции возможности банка покрывать свои риски собственным капиталом и выполнять пруденциальные нормы деятельности (создание резервов, выполнение экономических нормативов, составление и предоставление финансовой отчетности и т. д.).

В целях организации банковского надзора ежемесячно территориальными учреждениями Банка России осуществляется оценка экономического положения банков путем их отнесения к классификационным группам финансового состояния. Коммерческие банки в соответствии с Указанием № 2005-У [2] могут относится к одной из пяти групп (таблица 2).

Таблица 2

Основные классификационные группы экономического положения банков

Классификационные группы

Характеристика

1 группа

банки в деятельности, которых не выявлены текущие трудности, а именно — банки, по которым капитал, активы, доходность, ликвидность и качество управления оцениваются как «хорошие», а структура собственности признается прозрачной либо достаточно прозрачной.

2 группа

банки, не имеющие текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые в случае их не устранения могут привести к возникновению трудностей в ближайшие 12 месяцев и (или) хотя бы один показатель признается «удовлетворительным»

3 группа

банки, имеющие недостатки в деятельности, не устранение которых может в ближайшие 12 месяцев привести к возникновению ситуации, угрожающей законным интересам их вкладчиков и кредиторов и (или) хотя бы один показатель признается «сомнительным»

4 группа

банки, нарушения в деятельности которых создают реальную угрозу интересам их вкладчиков и кредиторов и устранение которых предполагает осуществление мер со стороны органов управления и акционеров (участников) банка и (или) хотя бы один показатель признается «неудовлетворительным»

5 группа

банки, состояние которых при непринятии мер органами управления и(или) акционерами (участниками) банка приведет к прекращению деятельности этих банков на рынке банковских услуг

В соответствие с полученными данными Банк России публикует сводный отчет «О финансовом состоянии кредитных организаций Российской Федерации».

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что финансовая стабильность является основополагающей целью банковского надзора и играет важную роль в функционировании кредитных организаций в рыночной среде. При этом нельзя не отметить огромную роль Банка России как главного банка страны и основного субъекта надзорного регулирования в части обеспечения устойчивости национальной банковской системы, позволяющей поддерживать ее экономическую стабильность и динамичное развитие. В то же время весьма перспективными направлениями развития и совершенствования системы банковского надзора в Российской Федерации на современном этапе могут оказаться формы координации финансового регулирования, основанные на многостороннем соглашении между регуляторами и другими заинтересованными органами о взаимодействии с целью обсуждения возникающих регулятивных проблем и выработки согласованных мероприятий, направленных на достижение единых приоритетов.

Литература:

1.                 О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 21.11.2011 № 327-ФЗ). М.: Омега-Л, 2012. 40 с.

2.                 Об оценке экономического положения банков: Указание ЦБР от 30.04.2008 № 2005-У // Вестник Банка России. 2008. № 28. С. 32–58.

3.                 Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2012 году / Центральный Банк Российской Федерации, 2013. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.cbr.ru/publ/archive/root_get_blob.aspx?doc_id=9410 (дата обращения: 03.05.2014).

4.                 Положение о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров Банка России от 10.08.2004, протокол № 21) (ред. от 02.04.2013) [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: Научн.библ-ка ДВФУ. — СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 03.05.2014).

5.                 Румянцева Е. В. Органы, осуществляющие контроль за банковской деятельностью / Е. В. Румянцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 7. С. 167–170.

6.                 Семкина Н. Н. О необходимости и путях повышения эффективности контактного надзора за деятельностью коммерческих банков / Н. Н. Семкина, А. В. Чугунов // Финансы и кредит. 2010. № 43. С. 29–33.

7.                 Финансовое право: учебник для бакалавров / под ред. Е. Ю. Грачевой. М.: Проспект, 2013. 576 с.

Основные термины (генерируются автоматически): банковский надзор, Банк России, банк, банковская деятельность, финансовая стабильность, банковское регулирование, банковская система, повышение эффективности, Российская Федерация, установление требований.

Ключевые слова

регулирование, банковская система, финансовая стабильность, банковский надзор, государственный регулятор., государственный регулятор

Похожие статьи

О соотношении банковского контроля и надзора в деятельности...

банковский надзор, Банк России, банковская деятельность, банк, финансовая стабильность, банковское регулирование, банковская система, установление требований, повышение эффективности...

Совершенствование регулирования банковской системы России

Ключевые слова:банковская деятельность, банковская система, финансовая система, регулирование, банковский контроль, устойчивость банковского сектора. Банковская система РФ представляет собой совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи.

Банковский надзор и устойчивость кредитных организаций...

банковский надзор, Банк России, банковская деятельность, банк, финансовая стабильность, банковское регулирование, банковская система, установление требований, повышение эффективности...

Совершенствование Банком России подходов в области...

В статье рассматривается процедура внедрения стандартов Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III) в Российской Федерации. Анализируются основные отличия порядка расчета старых нормативов банковского регулирования от действующих в рамках...

Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России

банк России, ЦБ РФ, Российская Федерация, банковский надзор, банковское регулирование, правовой статус, государственная власть, банковская система, государственная регистрация, кредитная...

Роль контроллинга в развитии банковской системы страны

банковский надзор, Банк России, банковская деятельность, банк, финансовая стабильность, банковское регулирование, банковская система, установление требований, повышение эффективности...

Правовое регулирование банковской деятельности...

банковский надзор, Банк России, Российская Федерация, Центральный банк, кредитная организация, банковский контроль, банковская деятельность, банковская система, банковское законодательство...

К вопросу о финансово-правовом регулировании банковской...

Банк России, банковская система, страхование вкладов, РФ, Центральный банк, Российская Федерация, банк, банковское регулирование, банковский надзор, государственная корпорация.

Новые регулятивные требования банка России, влияющие на...

Центральный Банк, банковский капитал, банковская система, Банк России, требование, банк, управляющая компания, регулятивный капитал, монетарная политика, Базельский комитет.

Похожие статьи

О соотношении банковского контроля и надзора в деятельности...

банковский надзор, Банк России, банковская деятельность, банк, финансовая стабильность, банковское регулирование, банковская система, установление требований, повышение эффективности...

Совершенствование регулирования банковской системы России

Ключевые слова:банковская деятельность, банковская система, финансовая система, регулирование, банковский контроль, устойчивость банковского сектора. Банковская система РФ представляет собой совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи.

Банковский надзор и устойчивость кредитных организаций...

банковский надзор, Банк России, банковская деятельность, банк, финансовая стабильность, банковское регулирование, банковская система, установление требований, повышение эффективности...

Совершенствование Банком России подходов в области...

В статье рассматривается процедура внедрения стандартов Базельского комитета по банковскому надзору (Базель III) в Российской Федерации. Анализируются основные отличия порядка расчета старых нормативов банковского регулирования от действующих в рамках...

Банковский контроль и надзор в деятельности Банка России

банк России, ЦБ РФ, Российская Федерация, банковский надзор, банковское регулирование, правовой статус, государственная власть, банковская система, государственная регистрация, кредитная...

Роль контроллинга в развитии банковской системы страны

банковский надзор, Банк России, банковская деятельность, банк, финансовая стабильность, банковское регулирование, банковская система, установление требований, повышение эффективности...

Правовое регулирование банковской деятельности...

банковский надзор, Банк России, Российская Федерация, Центральный банк, кредитная организация, банковский контроль, банковская деятельность, банковская система, банковское законодательство...

К вопросу о финансово-правовом регулировании банковской...

Банк России, банковская система, страхование вкладов, РФ, Центральный банк, Российская Федерация, банк, банковское регулирование, банковский надзор, государственная корпорация.

Новые регулятивные требования банка России, влияющие на...

Центральный Банк, банковский капитал, банковская система, Банк России, требование, банк, управляющая компания, регулятивный капитал, монетарная политика, Базельский комитет.