Библиографическое описание:

Бочка И. А. Формы и методы деятельности учителя начальных классов по адресной работе с учащимися различных категорий (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 908-911.



Начальная школа — это целый мир! Для ребенка, пришедшего в школу, начинается новая жизнь, полная чудес, открытий, трудностей и проблем.

Как же помочь ребенку освоиться в новом для него мире — начальная школа?

Как учителю удержать интерес к учебе? Как сделать так, чтобы школьные годы остались в памяти светлым периодом жизни? Ответ на эти вопросы очевиден- нужно сделать этот дом- начальная школа радостным, уютным и добрым для жителей разных категорий.

Как и в любом доме жители начальной школы требуют особого внимания, понимания и заботы и каждый учитель начальной школы, являясь непременно заботливым хозяином учится адресно помогать каждому жителю.

Давайте разберемся с какими категориями приходится работать учителю начальной школы:

 Одаренные дети;

 Дети из социально- неблагополучных семей;

 Дети, попавшие в ТЖС;

 Дети из семей мигрантов;

 Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

 Дети с ограниченными возможностями;

 Дети из многодетных семей;

 Дети с девиантным поведением.

Средняя общеобразовательная школа № 12, в которой я работаю существует с 1905 года. Это типичная государственная общеобразовательная средняя школа. В настоящее время в школе обучаются 586 учащихся, в начальной школе 264 ребенка.

Мои педагогические идеи в работе с различными категориями детей, следующие:

  1. Создание модели начальной школы адаптивного, смешанного типа (этому служит типовое разнообразие классов и программ, определенное на принципе разумной достаточности и взаимосвязи).
  2. Обновление содержания образования, введение в массовую общеобразовательную школу элементом гимназического образования (осуществление уровневой и профильной дифференциации, освоение новых педагогических технологий, формирование личности с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры).
  3. Формирование и развитие школьной воспитательной системы гуманистического типа, основанной на общечеловеческих и отечественных ценностях.
  4. Создание и реализация программы педагогического просвещения, развития и профориентации с начальной школы.

В начальной школе создана гуманистическая, демократическая воспитательная система, обеспечивающая целостность всего педагогического процесса.

Наличие не только педагогического, но и психологического образования существенно помогает в работе в качестве не только учителя предметника, но в работе классного руководителя. Работа с различными категориями обучающихся проводится в сотрудничестве с психологической службой, медицинской службой и социальным педагогом школы.

На начальном этапе проводится изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности учащихся и социальной микросреды, условий их жизни. В процессе такого изучения выявляются интересы и потребности детей, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет.

Диагностический инструментарий включает в себя как социологические, так и психологические методики. Проводится работа по составлению отчетов, справок, характеристик, социального паспорта класса.

Данная работа помогает выявить различные категории обучающихся для последующей работы с ними.

Следует отметить, что несмотря на разделение техник и методов работы с различными категориями обучающихся, каждый метод при необходимости применим к любому ребенку.

Перед учителями начальных классов стоит основная задача — способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности — это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

 исследовательский;

 частично-поисковый;

 проблемный;

 проективный;

Формы работы:

 классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;

 консультирование по возникшей проблеме;

 дискуссия;

 игры.

Очень важно участие детей вочных идистанционных олимпиадах различного уровня:

 предметные олимпиады;

 интеллектуальные марафоны;

 различные конкурсы и викторины;

 словесные игры и забавы;

 проекты по различной тематике;

 ролевые игры;

 индивидуальные творческие задания.

Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Учитель уделяет внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

 обогащать учебные программы, т. е. обновлять и расширять содержание образования;

 стимулировать познавательные способности учащихся;

 работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

 принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

 анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

 отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.

Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.

Следующая, на мой взгляд очень важная категория обучающихся, это дети — инвалиды. Как же строить учителю- универсалу, а учитель начальных классов таковым и является работу с детьми этой категории. Если мы заглянем в конвенцию ООН, то прочтем, что «Ребёнок — инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию». И наша главная задача в работе с детьми из этой категории научить маленького человека самостоятельности социальной интеграции.

Социальная адаптация больных детей в условиях массовой школы осуществляется индивидуально. Первостепенной является психолого- педагогическая помощь детям Используя технологию сотрудничества в урочной и внеурочной деятельности педагог нацеливается на преодоление у таких детей трудностей в общении. К формам работы можно отнести:

 Знакомство с ребенком;

 Диагностика;

 Реабилитационная работа;

 Оказание реальной помощи и поддержки;

 Правовая поддержка.

Методы работы:

 беседа с классным руководителем;

 с медицинским работником;

 индивидуальная беседа с ребёнком;

 анкетирование, тестирование, социометрия;

 вовлечение в кружки, секции;

 оказание помощи в учебной деятельности (выработка единых педагогических требований);

 групповая работа в микросоциуме;

 вовлечение детей в общественную жизнь школы, класса, населенного пункта;

 (олимпиады, конкурсы, концерты, семинары, конференции,…).

 ходатайства в различные организации;

 организация каникулярного отдыха, медицинского обследования, санаторно-курортного лечения;

 соблюдение прав ребёнка, социально-правовое консультирование.

При работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, а сюда входят дети- сироты, дети, находящиеся под опекой и дети, проживающие в приемных семьях

Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. Итогом деятельности учителя начальной школы является социально-педагогического сопровождения ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данное сопровождение включает в себя:

 создание и своевременная корректировка Банка данных учащихся оставшихся без попечения родителей;

 патронаж и консультирование родителей по оптимизации воспитательной среды семьи;

 беседы с несовершеннолетними и их родителями по повышению уровня правовой грамотности, пропаганде здорового образа жизни, особенностях подросткового возраста;

 вовлечение несовершеннолетних и их родителей в социально — значимую деятельность;

 содействие включению родителей в учебно — воспитательный процесс и др.

Классным руководителем ведутся карты индивидуального профилактического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей.

Классный руководитель регулярно социального педагога о результатах работы с учащимися, о достижениях учащихся данной категории.

Как я уже говорила, учитель начальных классов сегодня — это учитель-универсал, воплощающий в свей работе функции и педагога-психолога, и социального педагога, и педагога организатора. Сегодня при миграции из зоны вооруженных конфликтов на территорию российских городов переезжает большое количество семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети которых нуждаются в психологической помощи и поддержке. Состояние детей определяется внутренней неуверенностью, растерянностью, депрессией, апатией. Осуществляя работу с детьми из семей мигрантов и вынужденных переселенцев учитель начальных классов задает себе вопрос: «Как организовать учебный процесс?» «Как помочь детям быстро адаптироваться в Российской школе?». Ответ на эти вопросы можно найти в основополагающем принципе гуманистической педагогики, признающей главной ценностью и целью образования личность ребенка, его психологическое благополучие, переживание им чувства защищенности, теплого принятия одноклассниками и безусловного позитивного отношения учителя, независимо от его успеваемости и личностных качеств. Поэтому, принимая ребенка в класс учителю начальных классов, необходимо создать соответствующие условия.

В ходе урочной и внеурочной деятельности необходимо строить взаимоотношения с прибывшими детьми на основе диалога и сотрудничества, одобрения даже незначительных успехов в новой для них среде.

Педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

 создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

 создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

 создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

 организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

 создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т. д.);

 организацию детского досуга.

 информационно-просветительскую работу.

Работа с детьми с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона — от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.

В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации — приспособления к нему. Следовательно, реабилитация — это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую. Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.

Заключение

В «Толковом словаре» В. Даля слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель, т. е. подчеркиваются две его основных функции — руководство приобретением и реализацией социального опыта ученикам и передача накопленных человечеством знаний. Эти функции были для учителя основными на всем протяжении истории человечества.

Учитель в современной школе выполняет ряд функций:

Учитель — организатор учебного процесса в школе. Он — источник знаний для учащихся как во время уроков, дополнительных занятий и консультаций, так и вне рамок учебного процесса. Каждый учитель, выступая с лекциями, беседами перед родителями учащихся и общественностью, является пропагандистом педагогических знаний.

P.S. Как говорил А. А. Пирогов, «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle