Библиографическое описание:

Кулешова И. И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 150-155.



В последние годы во всем мире наблюдается тенденция к росту численности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В связи с этим актуальным является вопрос об использовании инновационных технологий в коррекции аутизма.

Целью нашего исследования являлось теоретическое обоснование, экспериментальная апробация и внедрение технологий поведенческой терапии в процесс психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с РАС.

Исследование проводилось в 2013–2014 годах на базе Центра раннего развития для детей с аутизмом «Белая Ворона» в Москве. В данном исследовании приняли участие 10 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Констатирующий эксперимент проводился в течение 12 месяцев.

Для достижения поставленных задач в качестве основных методов исследования использовались: анкетирование родителей, форма анкеты разработана специалистами центра «Белая Ворона»; беседа с родителями; первичное наблюдение во время очной встречи с ребенком; тестирование по Программе оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития Марка Сандберга «VB-MAPP — VerbalBehaviorMilestonesAssessmentandPlacementProgram»; количественный и качественный анализ полученных данных; графическая обработка полученных данных.

Анализ данных анкет, заполненных родителями, а также результатов собеседования с родителями показал, что у всех детей экспериментальной группы отмечалось нетипичное развитие в возрасте до 3-х лет в сферах социального взаимодействия, навыков игры, рецептивной и экспрессивной речи, а также качественные нарушения социального взаимодействия и общения, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и активность.

Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития «VB-MAPP — VerbalBehaviorMilestonesAssessmentandPlacementProgram» имеет почти 30-ти летнюю историю исследований и разработок. Первая версия программы появилась в 70-х годах прошлого века, автором программы является Марк Сандберг. Теоретической базой для создания этого диагностического инструмента послужил труд Б. Ф. Скиннера «Вербальное поведение» (1957) [2].

В зарубежной научной литературе под расстройствами аутистического спектра понимаются нарушения взаимодействия, коммуникации и социального поведения — триада Лорны Уинг (Lorna Wing).

Согласно определению Майи Ивановны Лисиной, общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Большая психологическая энциклопедия определяет взаимодействие как процесс непосредственного или опосредованного влияния объектов и субъектов друг на друга [1].

Коммуникация, в теории принятой в отечественной педагогике и психологии, подразделяется на вербальную (посредством языка) и невербальную (посредством жестов, мимики). В науке о поведении вместе терминов «коммуникация» и «общение» используется термин «вербальное поведение».

Б. Ф. Скиннер определял вербальное поведение как поведение, которое усиливается посредством другого человека. В основе теории Скиннера лежит утверждение, что речь является обученным поведением, которое находится под контролем факторов в окружающей среде [3].

VB-MAPP является оценочным диагностическим инструментарием, определяет текущий уровень речевых и связанных с речью навыков у детей с РАС или другими особенностями, и может быть использован для взрослых людей с речевыми нарушениями.

В отличие от большинства диагностических методик VB-MAPP проводит не основанную на топографии (форме реакции), а функциональную оценку навыков человека, в частности речевых навыков. Кроме этого в VB-MAPP удобно отслеживать динамику в развитии ребенка, а также она содержит инструменты для построения программы коррекционной работы.

С помощью VB-MAPP можно определить базовый (текущий) уровень навыков ребенка, соответственно обозначить с какой точки должна будет начинаться программа коррекционной работы, с какими трудностями может столкнуться ребенок при обучении, какие навыки необходимо освоить ребенку в первую очередь для включения в работу в детском саду или школе и какой вид обучения будет наиболее подходящим для ребенка [2].

VB-MAPP состоит из следующих компонентов:оценка этапов развитияпредназначена для оценки текущего уровня предречевых, речевых, социальных и когнитивных навыков ребенка. Содержит 170 параметров, которые распределены по трем возрастным группам. Первый этап соответствует уровню развития нормотипичного ребенка в возрасте от 0 до 18 месяцев, вторая от 18 до 30 месяцев и третья от 30 до 48 месяцев. Состоит из следующих параметров,основанных на элементарных вербальных операциях, выделенных Скиннером: сформированность навыка просьбы (манд, mand — от англ. “command” — командовать; “demand” — требовать; “countermand” — отменять приказ); сформированность навыка спонтанного наименования объектов (Tact, от англ. “contact”); сформированность навыков восприятия речи (навыки слушателя); способность к имитации движений (моторная имитация); особенности слуховой перцепции и звукового подражания (эхо-реакции); игровые навыки; социальные навыки; зрительное восприятие (визуальное восприятие); особенности речевого развития (лингвистическая структура речи); способность к обобщению и дифференциации(навык различения по функциям, характеристикам и категориям); способность вступать в речевой контакт(интравербальные навыки); навыки социального поведения (навыки поведения в группе). Также в раздел «Оценка уровней развития» входят различные академические навыки (чтение, математика, письмо). В настоящем исследовании данные навыки не оценивались, исходя из уровня развития детей экспериментальной группы [2].

Оценка трудностей при обучениипозволяет определить, с какими из 24-х наиболее распространенных сложностей, препятствующих обучению, столкнулся ребенок, например: проблематичное поведение, степень руководящего контроля (избегание требований), нарушение сформированности навыка просьбы, нарушение способности к имитации движений, нарушения звукоподражания, нарушение зрительного восприятия, нарушения восприятия речи и другие [2].

Оценка переходовсодержит 18 областей, с помощью данной оценки можно определить готовность ребенка к включению в педагогический коллектив сверстников и составить индивидуальную программу обучения, а также оценить возможность обучения ребенка в более естественной образовательной среде [2].

Кроме того, в тестирование VB-MAPP входят компоненты, которые не были использованы в данном исследовании: анализ заданий и рекомендации по построению индивидуальной программы.

Так как тестирование VB-MAPP является оценочным диагностическим инструментом, у каждого из участников эксперимента определяется собственный базовый уровень речевого развития по каждому из навыков отдельно.

Разделение детей на группы в соответствии с возрастом и набранным количеством баллов в оценке уровней развития без указания конкретного навыка является не верным, т. к. детям с расстройством аутистического спектра присуще неравномерное развитие, и в одном из навыков ребенок может соответствовать возрастной норме (или даже опережать ее), но сильно отставать в других, за счет этого просто подсчет общего количества баллов в тестировании не показателен.

Преимуществом данного тестирования явилось то, что каждый из параметров оценки этапов развития рассматривался отдельно, что позволило определить базовый уровень каждого из участников эксперимента и определить конкретные цели для дальнейшей программы вмешательства. В качестве основного неудобства данного метода оценки выступило то, что проведение этого тестирования занимает большое количество времени (до нескольких дней).

К примеру, оценка сформированности навыка просьбы показала, что 10 % участников эксперимента не владели навыком выражения просьбы. 30 % детей могли продемонстрировать 2 различные просьбы с помощью слов, жестов либо альтернативной коммуникации, при этом могут нуждаться в подсказках. 20 % участников продемонстрировали 4 различные просьбы без подсказок с помощью слов, жестов либо альтернативной коммуникации. 40 % участников эксперимента могли продемонстрировать 6 различных просьб с помощью слов, жестов либо альтернативной коммуникации с 2 различными людьми в 2 разных ситуациях.

Рис. 1. Сформированность навыка просьбы

У всех участников эксперимента высокие баллы в рубрике оценки трудностей при обучении, что говорит о наличии большого количества сложностей, с которыми дети столкнуться при обучении, и, следовательно, о необходимости написания программы коррекционной работы, направленной на преодоление указанных трудностей.

У всех участников эксперимента низкие баллы в оценке переходов, что говорит о наличии большого количества сложностей, с которыми дети столкнуться при обучении в условиях группы (класса), из этого следует, что первоначальная программа предпочтительно должна осуществляться в более структурированной среде.

У всех детей, участвовавших в эксперименте, наблюдается недостаточность по всем группам навыков, исследованным посредством программы оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития (VB-MAPP), а также поведенческие и прочие трудности, препятствующие обучению в условиях группы.

Посредством программы оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития (VB-MAPP) удалось подробно изучить базовый уровень навыков всех участников эксперимента, определить цели для дальнейшей работы и программы.

Анализ полученных данных показал, что все участники эксперимента нуждаются в интенсивной программе коррекционной работы, включающей работу над развитие навыков коммуникации, понимание речи, навыков моторной и звуковой имитации и прочих речевых навыков, а также работу над навыками самопомощи, коррекции поведенческих проблем, обучение сотрудничеству, социальным и игровым навыкам.

Целью формирующего эксперимента являлась разработка программы, направленной на преодоление указанных выше проблем в развитии и выявление эффективности данной программы.

Успех формирования навыков у ребенка с РАС зависит от организации педагогического процесса. Содержание обучающего эксперимента осуществлялось в рамках системы занятий, игровых и повседневных ситуаций. Основной формой формирующего эксперимента стали индивидуальные занятия.

Для реализации программы использовались следующие приемы и методы: обучение методом дискретных проб, подсказки и метод безошибочного обучения, формирование нового поведения, усиление, ослабление, гашение, прерывание реакции, процедура переноса и процедура повторной попытки, дифференциальное поощрение альтернативного, замещающего или отсутствующего поведения, формирование цепочки поведения, метод пошагового обучения, визуальная поддержка, случайное обучение, тестирование мотивационных стимулов, функциональная оценка поведения, установление руководящего контроля, обучение просьбам (манд-реакциям), парное обусловливание стимулов или парное сочетание стимулов, использование системы альтернативной коммуникации посредством обмена изображениями — PECS, игры, направленные на формирование коммуникативных навыков, а также на активизацию речевого подражания у детей с аутизмом, развитие звукоподражания, индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации в очном и дистанционном формате [5,6].

Содержание коррекционных программ сиспользованием технологий поведенческой терапии для дошкольников сРАС

Группы навыков

Упражнения

Установление сотрудничества и руководящего контроля

Тестирование мотивационных стимулов

Общие рекомендации по первоначальным программам

Обучение ждать

Определение режима и типа усиления

Визуальное расписание занятий

Развитие навыка просьбы и коммуникации

Поощрение совместного внимания

PECS фаза I-фаза IV

Просьба о перемене

Указательный жест

Ответ на вопросы да/нет

Развитие словесной просьбы

Развитие внимания

Развитие навыка понимания речи

Реакция на имя

Понимание инструкций

Изучение стимулов

Развитие навыка называния

Развитие навыка зрительного восприятия

Сопоставление стимулов

Развитие навыков игры

Подвижные игры, игры, направленные на развитие моторных функций

Игрушки с причинно-следственными связями

Простые игры с предметами

Игры на развитие фонематического слуха

Сенсорные игры

Игры на стимуляцию речевой активности

Поиск отсутствующей части игрушки

Игры с соблюдением правил и очередности

Развитие социальных навыков

Имитация движений и звуков сверстников

Обращение с просьбой к сверстникам

Развитие навыков подражания

Имитация моторных движений

Имитация звуков

Составление моделей по образцу

Развитие навыков ведения диалога

Дополнение фраз

Ответы на личные вопросы

Развитие навыков обобщения и дифференциации

Изучение предметов по функции

Изучение предметов по категориям (в том числе что едим, что пьем)

Найди лишний предмет

Коррекция поведенческих проблем

Обучение спокойно отдавать предметы

Способы сказать ребенку «нет»

Корректирование нежелательного поведения

Посещение стоматолога без нежелательного поведения

Привлечение внимания приемлемым образом

Развитие навыков самообслуживания

Туалетный навык

Самостоятельное одевание

Обучение пить из чашки самостоятельно

Застегивание и расстегивание пуговиц, застегивание и расстегивание молнии

Обучение сморкаться

Самостоятельное принятие пищи

Обучение самостоятельной деятельности

Рекомендации для родителей и других членов семьи по использованию техник поведенческой терапии в условиях семейного воспитания

На завершающем этапе был осуществлен контрольный эксперимент, целью которого стала оценка эффективности программы, для чего нами была проведена повторная диагностика детей.

Рис. 3. Динамика результатов итоговой оценки этапов развития дошкольников с аутизмом с помощью VB-MAPP

Рис. 4. Динамика сформированности навыка просьбы

Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что у дошкольников с РАС отмечается существенная динамика в развитии их речевых, социальных и игровых навыков, а также позволил подтвердитьэффективность системы педагогической коррекции, включающей технологии поведенческой терапии.

Основные выводы исследования:

  1. Экспериментальная апробация и внедрение технологий поведенческой терапии в процесс психолого-педагогического сопровождения позволяет оптимизировать развитие детей дошкольного возраста с аутистическими чертами и дошкольников с РАС и обеспечить более эффективные условия их социализации.
  2. Использование VB-MAPP в процедуре экспериментального исследования дает возможность изучить особенности формирования навыков взаимодействия, коммуникации и социального поведения у дошкольников с РАС и представить их подробное описание. Одновременно следует отметить основные трудности при применении данной технологии: наличие большого количества обязательных к исполнению этапов, терминологические проблемы в силу не соответствия понятий бихевиористской теории понятиям, применяемым в отечественной науке, большой объем заполняемых документов, слишком подробный характер схем обследования [4].
  3. В ходе экспериментального обучения с использованием техник поведенческой терапии, которое проводилось по следующим направлениям: развитие навыков коммуникации, навыка понимания речи и других речевых навыков, навыков подражания, самообслуживания, обучение сотрудничеству, коррекция поведенческих проблем, обучение социальным и игровым навыкам, была отмечена значительная положительная динамика (в отдельных случаях на 60 % и более процентов).
  4. Процессы развития и динамика формирования навыков взаимодействия, коммуникации и социального поведения у дошкольников с РАС оптимизируются при условии участия в этом процессе не только специалистов, но и родителей, всех членов семьи и других лиц, взаимодействующих с ребенком.

Таким образом, в исследовании решены все поставленные задачи и достигнута цель исследования.

Литература:

  1. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. Монография/ М. И. Лисина — М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  2. Сандберг, М. Руководство Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития/М. Сандберг, пер.: С. Доленко. — Израиль, Ришон ле-Цион: MEDIAL, 2008. — 275 с.
  3. Skinner, B. F. Verbal Behavior/ B. F. Skinner. — Appleton-Century-Crofts, Inc. New York, 1957. — 478 p.
  4. Шаповалова, О. Почему прикладной анализ поведения медленно распространяется в США и других странах [Электронный ресурс]/О. Шаповалова// статья. — 2015. — Режим доступа: http://www.behavioranalysiseducation.com
  5. Эрц, Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА)/Ю. Эрц, О. Мелешкевич. — БАХРАХ-М, 2014. — 207 с.
  6. Cooper, J. O. Applied Behavior Analysis(2nd Edition)/ J. O. Cooper, T. E. Heron,W. L. Heward — Pearson, 2007. — 751 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle