Автор: Пецка Маргарита Владиславовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 229 раз

Библиографическое описание:

Пецка М. В. Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 186-189.



В исследованиях И. В. Евтушенко, А. И. Копытина, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведевой, С. Г. Рыбаковой, Л. Д. Лебедевой, Н. В. Шутовой и др. показано, что коррекция и профилактика эмоционально-личностных нарушений эффективно осуществляется с помощью различных видов искусства. Использование арт-терапии в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья, позволяет апеллировать к глубинным душевным переживаниям ребенка, затрагивает его нераскрытые дарования, нормализует эмоциональное состояние, развивает коммуникативные навыки волевые качества, что существенно повышает социальную адаптацию и облегчает интеграцию в общество [2]. Что является особенно важным для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Это положение легло в основу экспериментального исследования возможностей арт-терапии в коррекционной работе с детьми с отклонениями в развитии.

Исследование включало несколько этапов: Первый этап — поисково-теоретический. Были проанализированы литературные источники, определены тактика и стратегия научного исследования, подобран диагностический комплекс;

Второй этап — экспериментально-констатирующий. Был посвящен изучению особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ — участников эксперимента. Полученные результаты определили содержание третьего этапа исследования;

Третий этап — коррекционно-формирующий. На данном этапе была апробирована программа психокоррекционной работы с детьми, составившими экспериментальную группу;

Четвертый этап — завершающий. На этом этапе было выполнено итоговое обследование, обработаны результаты, оценена эффективность коррекционной программы, осуществлено литературное оформление текста диссертационной работы.

Исследование проводилось на базе ГБОУ детского сада компенсирующего вида № 908 г. Москвы в 2015 г. В исследовании приняло участие 13 детей в возрасте от шести до семи лет. Заключения ПМПК: 6 детей — ЗПР, 3 детей — СДВГ, 2 детей — ММД в сочетании с ЗПР, 2 детей — ММД в сочетании с СДВГ. У части детей в анамнезе имеются соматические заболевания.

Для решения задач исследования был сконструирован диагностический комплекс, направленный на изучение эмоционально-волевой сферы детей. Исследовались следующие параметры: уровень агрессии, уровень тревожности, уровень самооценки, уровень страхов. С этой целью были использованы следующие методики: «Кактус» (М. А. Панфилова), тест «Лесенка» (С. Г. Якобсон, В. Г. Щур), тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), тест «Страхи в домиках» (А. И. Захаров).

Результаты исследования оценивались на основе количественного критерия: высокий уровень — средний балл менее 8; средний уровень — средний балл 9–10; низкий уровень — средний балл более 11.

После проведения констатирующего эксперимента были получены следующие результаты:

 уровень агрессии в группе приближен к высокому. Большинство детей — 76 %, обладают высоким уровнем агрессии, 16 % — средним, и лишь 8 % низким;

 высокий уровень тревожности во всей группе продемонстрировал 31 % детей, средний — 69 %. Ни один из детей не продемонстрировал низкий уровень тревожности;

 большая часть детей — 46 % обладает неадекватно завышенной самооценкой, 31 % завышенной, вариант возрастной нормы, нормальной самооценкой — 23 %;

 высокий уровень страхов имеют 46 %, низкий уровень страхов 54 %.

По результатам исследования были выделены три группы детей с разным уровнем эмоционального благополучия: высоким, средним, низким.

Количество детей, обладающих высоким уровнем благополучия эмоциональной сферы составил 31 %, средним — 46 %, низким — 23 % (рис.1).

Результаты исследования указывают на необходимость проведения психокоррекционной работы по гармонизации эмоциональной сферы детей определенных к группе с низким уровнем эмоционального благополучия.

Рис. 1. Уровни благополучия эмоциональной сферы в группе

Работа проводилась с тремя детьми шести- и семилетнего возраста, отнесённых по результатам констатирующего эксперимента к группе детей с низким уровнем эмоционального благополучия в период с марта 2015 года по май 2015 года на базе ГБОУ детского сада компенсирующего вида № 908 г. Москвы.

Программа психокоррекционной работы основывалась на применении таких арттерапевтических методов как: изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, имаготерапия. На занятиях использовались различные изобразительные материалы и приемы арт-терапии, что позволило создать больше условий для эмоционального самовыражения детей с ОВЗ и расширить диапазон их творческого потенциала. В представленный комплекс мы также включили упражнения на нормализацию дыхания и развитие моторики. Занятия проходили в индивидуальной и групповой формах.

Целью психокоррекционной программы является нормализация эмоционального благополучия.

При составлении программы были поставлены психокоррекционные иразвивающие задачи (рис. 2):

Рис. 2. Структура психокоррекционного комплекса

По окончании формирующего эксперимента была проведена оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с помощью диагностических заданий из констатирующего эксперимента.

Результаты повторного диагностического исследования позволили сделать вывод об улучшении показателей эмоциональной сферы у обследуемой группы детей: снизились уровни агрессии и страхов, нормализовалась самооценка.

Рис. 3. Разноуровневые показатели среднего балла по группе в констатирующем и формирующем экспериментах

Рис. 4. Разноуровневые показатели общего среднего балла в констатирующем и формирующем экспериментах

В результате проведенной работы можно констатировать, что дети из группы с низким уровнем эмоционального благополучия перешли в группу с нормальным уровнем эмоционального благополучия (рис.4).

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

– У детей с ОВЗ в силу особенностей развития наблюдаются высокие уровни агрессии, страхов и неадекватная самооценка. По уровню тревожности показатели находятся в среднем диапазоне.

– В процессе разработки коррекционно-развивающих программ нужно учитывать психологические и физические особенности детей, обусловленные особенностями нарушений в развитии.

– Коррекционно-развивающий арт-терапевтический комплекс для детей с ОВЗ должен включать не только непосредственно арт-терапевтические методы, но и общеразвивающие упражнения для нормализации дыхания и развития моторики.

– Для достижения максимального эффекта занятия должны проводится как в групповой, так и в индивидуальной формах.

– Корректно построенная и выполненная психокоррекционная программа позволяет снизить уровень агрессии, страхов и нормализовать самооценку у детей с ОВЗ.

Литература:

  1. Евтушенко И. В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью //Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10919 (дата обращения: 11.03.2016)
  2. Комиссарова Л. Н., Левченко И. Ю., Медведева Е. А. [и др.]. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
  3. Копытин А. И., Свистовская Е. Е.. Арт-терапия детей и подростков. — М.: Когито центр, 2006. — 197 с.
  4. Пецка М. В. Арт-терапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Коррекционная педагогика. Теория и практика. — 2015. — № 2 (64). — С. 53–56.
  5. Шутова Н. В. Интегрированное психическое развитие проблемных детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального воздействия: Монография. — Москва: Моск. гос. гум. унив-т, Нижний Новгород: Нижегород. гос. пед. унив-т, 2008. — 225 с.
Основные термины (генерируются автоматически): уровнем эмоционального благополучия, эмоциональной сферы, ограниченными возможностями здоровья, низким уровнем эмоционального, сферы детей, эмоциональной сферы детей, уровень страхов, уровень агрессии, уровень тревожности, низкий уровень, высокий уровень, благополучия эмоциональной сферы, констатирующего эксперимента, группы детей, сферы детей дошкольного, психокоррекционной работы, средний балл, эмоционального самовыражения детей, сферы детей определенных, эмоционально-волевой сферы детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос