Авторы: Барба Марина Фёдоровна, Ачкасова Юлия Валентиновна, Сатдарова Татьяна Тимофеевна

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 19.07.2017

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Барба М. Ф., Ачкасова Ю. В., Сатдарова Т. Т. Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками, имеющими расстройство аутистического спектра // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №4. — С. 32-36. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/69/2669/ (дата обращения: 18.02.2018).



В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья является на сегодняшний день одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере, поскольку сегодня каждый десятый житель земли относится к данной категории, при этом, как отмечается в специальных исследованиях, трое из них — дети. В России, по официальной статистике, лица с инвалидностью составляют около пяти миллионов человек, из них 1,7 миллионов детей, то есть 4,5 % всей детской популяции относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в социальной реабилитации. Прогноз на ближайшее десятилетие весьма неутешительный количество детей с ОВЗ имеет тенденцию к увеличению.

В городе Ачинске доля детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья составляет 15 % от общего количества детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду доля воспитанников с ограниченными возможностями здоровья за период с 2012 до 2017 года увеличилась с 7 % до 23 % от общего количества воспитанников, посещающих детский сад. Дети с различными нозологиями: тяжёлые нарушения речи, задержка психического развития, легкая умственная отсталость, расстройство аутистического спектра, нарушение опорно-двигательного аппарата.

В нашем детском саду организованы группы, имеющие статус комбинированных, где осуществляется инклюзивное образование (совместное обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), которое предусматривает доступность для всех, устранение барьеров для равноправного и открытого участия детей в образовательном процессе и жизни детского сада. Данное направление предоставляет детям с особенностями в развитии возможности для социализации, для приобретения чувство собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достичь наиболее полного прогресса в социальном развитии.

В настоящее время распространение процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях страны является не только требованием времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды социально незащищенных семей, дети с задержкой психического развития, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с интеллектуальной недостаточностью), создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и познавательной деятельности детей, имеющих статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет коррекционно-развивающая работа (использование методических пособий, дидактических материалов, проведение индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития), для которой необходимо оборудование для создания инновационной модели развивающей образовательной среды. Нами была адаптирована практика «Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра», которая помогает создать условия для социализации и полного социального и познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует не только комплексному развитию познавательной активности детей, но и направлен на социальную адаптацию ребенка с РАС.

Описание практики будет изложено на примере цикла коррекционных занятий учителя-дефектолога с ребенком с РАС. За основу взята методика АВА терапия, описание применения визуального плана и чек-листа.

Большинству детей с аутизмом очень сложно воспринимать информацию на слух, а значит и трудно учиться по устным инструкциям. Кроме того, им практически невозможно планировать и выстраивать в цепочку слова и действия.

Наша задача на основе тех задатков, которые дала ребенку природа, помочь приспособиться к жизни, научиться социально приемлемому поведению, овладеть навыками самостоятельности в силу своих возможностей. Для этого существует множество видов визуальной поддержки:

‒ это письменные инструкции

‒ изображения подсказки

‒ расписание дня (картинки)

‒ различные пошаговые инструкции

Сегодня мы остановимся подробнее на визуальном плане и чек-листе. Вот как выглядит визуальный план, который мы используем для коррекционных занятий с ребенком.

Один из видов расписания, которое в своей работе (занятии) использует учитель-дефектолог, чек- лист, вот как он выглядит.

Его мы также изготовили сами. Что же такое чек-лист?— это список, содержащий ряд необходимых действий (пунктов) для выполнения работы, или предметов, которые необходимо взять с собой (в командировку, например). Смысл чек-листа — не допустить ошибку! Понятие чек-лист пришло к нам из авиации, использование умного инструмента предполагает исключить возможность пилота допустить ошибку, это может привести к смерти многих человеческих жизней. Этот инструмент используется не только в авиации, но в медицине, строительстве, в бизнесе.

Оформлен может быть в виде таблице, где есть список и обязательно отметка о выполнении.

Что дает чек-лист в применении в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра:

‒ осуществление визуальной поддержки ребенку (нет тревоги, больше вероятности отсутствия вспышек негативного поведения, а значит, коррекционная работа пройдет более эффективно;

‒ отрабатываем навык следовать инструкциям взрослого, работаем над коммуникацией;

‒ отрабатываем навык действовать последовательно (эта аналитическая деятельность) необходимая для жизни в социуме.

Учитель дефектолог для коррекционного занятия с применением чек-листа, согласно запланированных для отработки определенных навыков, подбирает картинки с изображением средств для работы. Например, картинки:

металлофон — развитие слухового и зрительного восприятия; отработка навыка соотносить заданные педагогом основные цвета;

игрушка –лизун отработка навыка произвольного внимания, развитие тактильного восприятия и мелкой моторики;

гусеница закрепление навыка соотносить цвет и размер предмета, развитие мелкой моторики;

кубики, закрепление навык слухового восприятия, и действовать по словесной инструкции педагога: «КАК-я»

‒ прищепки) — отработка навыка контролировать свое поведение, выполнение установки педагога: «ЖДИ»

Принцип действия чек-листа на коррекционном занятии, организовать общение с ребёнком опосредовано, за счет визуального расписания.

Например: учитель дефектолог на начало занятия выкладывает перед ребёнком чек-лист с последовательным планом всего занятия.

C:\Users\Gold\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0713-05-06-17-10-33.jpg

Приступаем к действию по средствам чек-листа:

Если в системе работать с ребёнком, то принцип работы ему знаком. Ребёнок переносит первую картинку на другую сторону поля чек-листа и из общего количества подготовленных дидактических пособий выбирает игру для выполнения первого задания. Тем самым оставляя отметку о выполнении.

C:\Users\Gold\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0714-05-06-17-10-33.jpg

Таким образом, осуществляется последовательность выполнения всех запланированных задания.

Основой работы с ребёнком с РАС является применение элементов методики Ава-терапии, которая позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка с РАС и изменить его, модифицировать.

Суть методики заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, если ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если не нравится — не будет. Применение элементов методика Ава-терапии на коррекционных занятиях позволяет достичь следующих результатов в работе с ребенком с РАС:

‒ улучшаются навыки коммуникации;

‒ нормализуется адаптационное поведение;

‒ улучшается способность к обучению.

Для применения данной методики нами был изготовлен планшет «Сначала— потом», вот как он выглядит.

C:\Users\Gold\Desktop\IMG_0715-05-06-17-10-33.JPG

Планшет «сначала— потом» позволяет ребенку следовать указаниям, и обучаем его новым навыкам, обучаем понимать инструкции. Данный планшет — это визуальная последовательность двух действий обозначенная в картинках, которая облегчает коммуникацию ребёнка и педагога.

Данный планшет сообщает ребенку о неком приятном событии, которое произойдет после завершения не совсем приятной задачи. Как это работает? Из наблюдений за ребенком можно увидеть на что происходит позитивная реакция. В нашей практике в основном мы используем пищевое поощрение (конфетка). Учитель дефектолог работает по принципу сначала занятие, потом конфетка.

Важно. Можно использовать планшет в работе с неговорящими детьми.

После того как ребенок понял концепцию визуальной последовательности, благодаря планшету сначала— потом, можно переходить к более сложному визуальному расписанию, для различных событий в течении дня. Это может быть:

‒ посещение туалета

‒ прием пищи

‒ одевание

‒ занятия

А также для поощрения ребёнка, применяем, по методике Ава терапия, планшет для визуальной поддержки «Смайлики», с помощью смайлика, учитель дефектолог отмечает успешное выполнение задания ребёнком. Данный планшет мы также изготовили сами, из пластиковой панели, текстильной липкой тесьмы и карточек «Смайликов», в количестве 10 шт.

C:\Users\Gold\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0717-05-06-17-10-33.jpgC:\Users\Gold\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_0718-05-06-17-10-33.jpg

Также на этом планшете размещены два визуальных указателя для ребёнка «ЖДИ» и «ИДИ», оформлены они в виде картинок, которые учитель дефектолог использует для регулировки поведенческих реакций ребёнка. В ходе коррекционного занятия с ребёнком с РАС нередко возникают вспышки негативных реакций на действие или просьбу специалиста, тогда на помощь приходит планшет с табличкой «ЖДИ», что способствует устранению негативной реакции на занятии, выработки навыка контролировать свое поведение в целом.

Для целостного восприятия практики по применению инновационных методов и приёмов в работе с дошкольниками, имеющими РАС, предлагаем посмотреть фрагмент видеозанятия с ребёнком.

Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитания и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

В городе Ачинске функционирует тридцать три дошкольных образовательных организации, пять из которых комбинированной направленности, в частности наш детский сад.

В детском саду организованы группы, имеющие статус комбинированных, где осуществляется инклюзивное образование (совместное обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), которое предусматривает доступность для всех, устранение барьеров для равноправного и открытого участия детей в образовательном процессе и жизни детского сада. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достичь наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Важную роль в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья играет окружающее пространство, которое стимулирует активность ребенка, делает его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья предполагают на первоначальном этапе работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.

В детском саду имеется кабинет учителя-дефектолога для диагностирования и организации индивидуально-коррекционных занятий с детьми. Среда кабинета оснащена пособиями для познавательного развития, раздаточным и демонстрационным материалом, многое из перечисленного учитель-дефектолог и родители делали своими руками. К сожалению, мы не имеем специального оборудования для создания инновационной модели развивающей образовательной среды.

В рамках реализации плана городского методического объединения учителей -дефектологов в 2016–2017 учебном году было организовано взаимодействие с образовательными организациями города, с целью позиционирования опыта работы по созданию условий для социальной интеграции детей по теме: «Инновационные формы иприемы работы, сдошкольниками имеющие расстройство аутистического спектра». Популяризация опыта работы с дидактическим материалом «ЧЕК-ЛИСТ» осуществляется через взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями, создание информационных буклетов.

Деятельность в рамках данной практики по сопровождению детей с РАС осуществляют, учитель-дефектолог и учитель-логопед, педагог-психолог, которые прошли курсовую подготовку по методике АВА терапия.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, расстройство аутистического, детском саду, интеграции детей, аутистического спектра, обучении здоровых детей, открытого участия детей, детей дошкольного возраста, расстройство аутистического спектра, возможностями здоровья большое, расстройство аутистического спектра», учитель дефектолог, коррекционных занятий, визуальной поддержки, общего количества, коллектива образовательного учреждения, жизни коллектива образовательного, детского сада, общего количества детей, совместное обучении здоровых.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос