Состав и структура школьного курса русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 20.03.2016

Статья просмотрена: 3866 раз

Библиографическое описание:

Мязина, Т. А. Состав и структура школьного курса русского языка / Т. А. Мязина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 910-911. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27187/ (дата обращения: 26.04.2024).



Содержание обучения русскому языку представлено в особом документе, называемом программой. Любая программа определяет систему основных знаний о языке и умении пользоваться им в устной и письменной речи, а также последовательность работы над ними; в программе должно указываться примерное время, необходимое для изучения той или иной темы.

Состав и структура программы. Школьная программа состоит из 2 основных компонентов: объяснительной записки и собственно программы.

Объяснительная записка — это компонент программы, определяющий основы организации учебного процесса по русскому языку в школе: цели (задачи) курса в целом и отдельных его частей, состав и направления в работе, место в системе школьных дисциплин, основные методические средства, преемственность с предыдущим этапом и межпредметные связи. Объяснительная записка в программе более всего подвержена изменениям, так как в наибольшей степени отражает потребности социальной жизни того или иного времени. Собственно программа — это компонент школьной программы в целом, определяющий состав курса и последовательность изучения его частей. При определении последовательности изучения русского языка от класса к классу берутся в расчет следующие факторы: состав и структура самого языка и психологические особенности овладения учащимися изучаемым материалом. Первый фактор диктует линейное расположение материала от класса к классу — от единиц низшего уровня языка к единицам высшего уровня. Линейный курс, таким образом, составляет следующую последовательность: фонетика, словообразование, лексика, морфология, синтаксис, стилистика.

Второй фактор — особенности овладения детьми изучаемым материалом — в той или иной мере вносит изменения в последовательность расположения программного материала и включает в него другие темы. Так, начиная с программы 1938 г. школьный курс русского языка в V классе до изучения фонетики начинается с пропедевтического курса синтаксиса и пунктуации; в начале и в конце курса каждого класса вводится повторение пройденного по русскому языку. В данное время существует 2 типа программ: линейная и линейно-ступенчатая. При построении линейно-ступенчатой программы потребовалось решить две задачи: преодолеть разрыв в уровне знаний между начальными и средними классами и намечающуюся перегрузку учащихся в связи с переносом начала изучения систематического курса на год ниже. Было предложено ступенчатое изложение некоторых тем: лексику, словообразование, имя существительное, имя прилагательное изучать в V и VI классах, глагол — в V, VI и VII классах, синтаксис — в V, VII (частично), VIII и IX классах. В виде ступеней определяется работа по развитию связной речи соответственно от V до IX класса.

В структуре школьной программы по русскому языку выделяются 2 уровня: уровень программы в целом и уровень программы каждого класса. Структура программы в целом делится на органически связанные, но самостоятельные программы для каждого класса. Следовательно, школьная программа в целом — это совокупность поклассных программ, тесно связанных друг с другом. Эту совокупность поклассных программ называют схемой программы школы по русскому языку. Структура программы второго уровня (уровня каждого класса) представляет собою перечень изучаемых тем, расположенных в определенной последовательности. Эту совокупность тем программы каждого класса называют схемой программы класса по русскому языку. В нее входят следующие компоненты: сведения о языке; повторение пройденного в предыдущем классе; грамматика и правописание; повторение пройденного в конце года; развитие связной речи; требования к знаниям и умениям учащихся данного класса. Структура языковой части школьного курса. Языковая часть курса каждого класса состоит в каждой теме из 2 компонентов: из сведений о языковых явлениях, включенных в программу данного класса (они помещены под пунктом I), и требований к работе по культуре речи (они даны под пунктом II).

Фрагмент одной из программ V класса.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи

(15ч)6

  1. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные — строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё. ю, я. Обозначение мягкости со­гласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опо­знавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор. Орфографические словари.

  1. Умение соблюдать основные правила литературного про­изношения в рамках требований учебника. Умение произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфо­эпических).

В первый пункт программы помимо сведений о языке включается названия орфограмм и пунктуационных правил, изучаемых параллельно с данной темой.

Во второй пункт программы включаются 2 вида материала: один из них — это требования правильности и уместности употребления изучаемых языковых явлений (например: соблюдение правильной интонации при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения); умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; умение употреблять формы одних наклонений в значении других. Во вторые пункты включаются также требования к общеучебным умениям, которыми учащиеся должны овладеть, например: умение пользоваться толковым словарем, орфографическим словарем. Структура речевой части школьного курса. В речевую часть школьной программы каждого класса, которая называется «Развитие связной речи», включены 2 вида учебного материала: речеведческие понятия и виды работ по развитию связной речи. Сведения о речи по-разному организованы в линейной и линейно-ступенчатой программах. В одной из линейных программ они даются в конце курса каждого класса, в другой — в особой отдельной программе под названием «Речь». В линейно-ступенчатой программе сведения о речи под пунктом III включены в каждую тему, что обеспечивает тесную связь изучения строя языка с обучением детей пользованию языком в собственной речи. Речеведческие понятия даны ступенчато в V, VI и VII классах. Они отражают, во-первых, типологию текстов по их функционально-смысловым свойствам (текст, повествование, описание, рассуждение) и по связи с разновидностями литературного языка (стиль, разговорный стиль, публицистический стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, художественный стиль), во-вторых, текстообразующие явления (тема текста, основная мысль текста, план — простой и сложный — текста, часть текста, средства связи частей текста, виды связей частей текста).

Виды работ по развитию связной речи рассредоточены по всем классам, начиная с V и кончая IX классом. К ним относятся изложения и сочинения. Ступенчатая их подача от класса к классу основывается на учете следующих факторов: сложности вида работы и содержания высказывания. В соответствии с первым фактором в V классе из трех видов изложений предлагается работать только над двумя: подробными и сжатыми; третий вид -выборочное изложение — включен в программу VI класса. Второй фактор учитывался при определении объектов описания. Так, в V классе предлагается описывать несложный отдельный предмет, животное, а более сложные объекты предлагается описывать в VI классе (интерьер, пейзаж), в VII классе (внешность человека), в VIII классе (местность) и т. д.

Требования кзнаниям иумениям впрограмме.

Соответствующий раздел программы впервые был включен в «Типовые программы по русскому языку для восьмилетней и средней школы с русским языком обучения (IV-VIII классы)» (М., 1978). В программе по русскому языку для русской школы РСФСР аналогичный раздел появился в 1979 г. В этом разделе отсутствуют требования к знаниям учащихся. Имеется в нем перечень учебно-языковых умений (умение разбирать слова и предложения). Отсутствует обобщенный перечень орфографических, пунктуационных умений. Вместо них повторяются виды орфограмм и пунктуационных правил, в соответствии с которыми учащиеся должны грамотно писать свои письменные высказывания. Нет и обобщенных речевых (коммуникативных) умений. Вместо них дается повторение перечисления видов работ, которые учащиеся должны уметь выполнять.

Основные термины (генерируются автоматически): класс, русский язык, VII, программа, связная речь, школьная программа, VIII, умение, объяснительная записка, школьный курс.


Похожие статьи

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

Особенности построения курса. Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе строится на основе интереса обучающихся, занятия имеют

умение держаться перед аудиторией, психологическая готовность к выступлению. Ключевые позиции контроля

Программа курса внеурочной учебной деятельности...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. «Учимся работать с текстом» — курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 5–9 классов

— М: Просвещение, 1970. 6. Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 5 кл.

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале...

д) Одним из важнейших условий успешности работы на уроках русского языка является комплексное решение задач обучения этому сложнейшему школьному предмету: на каждом

Никитина, Е. И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5–7 классов. /

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок, связная речь, родной язык, элемент описания.

Расширяем границы учебного предмета. Программа...

Программа электронного курса «Служба консультаций по русскому языку». Авторы: Ухарских Татьяна Викторовна, Бекетова Светлана Алексеевна.

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016).

Формирование у младших школьников умений писать...

Сухомлинский В. А. О воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педвузов. — М.: Школьная Пресса, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): рассуждение, письменная речь, русский язык, сочинение, умение, объяснение, письменная форма...

Повторение в системе обучения русскому языку

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015).

Обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы.

Особенности обучения русскому языку в классе с полиэтническим составом.

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения...

Одной из главных задач школьного курса русского языка в начальных классах является развитие связной речи, что предполагает обязательную и целенаправленную работу над текстом. Текст является основной дидактической единицей...

Теоретические разработки в обучении связной речи

Ключевые слова: связная речь, компетентность, развитие речи, словарная работа, язык, речь, текст, принцип, устная речь, письменная речь и т. д.

Учёный-языковед С.Давлетов после введения в учебную программу школьного курса материалов связной речи, опубликовал...

Похожие статьи

Информационная карта проекта по русскому языку «Развитие...»

Особенности построения курса. Программа факультативных занятий по русскому языку в 5 классе строится на основе интереса обучающихся, занятия имеют

умение держаться перед аудиторией, психологическая готовность к выступлению. Ключевые позиции контроля

Программа курса внеурочной учебной деятельности...

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. «Учимся работать с текстом» — курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 5–9 классов

— М: Просвещение, 1970. 6. Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 5 кл.

Связный текст на уроках русского языка | Статья в журнале...

д) Одним из важнейших условий успешности работы на уроках русского языка является комплексное решение задач обучения этому сложнейшему школьному предмету: на каждом

Никитина, Е. И. Русская речь: учебное пособие по развитию связной речи для 5–7 классов. /

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

сочинение, развитие речи, класс, работа, рассказ, русский язык, ребенок, связная речь, родной язык, элемент описания.

Расширяем границы учебного предмета. Программа...

Программа электронного курса «Служба консультаций по русскому языку». Авторы: Ухарских Татьяна Викторовна, Бекетова Светлана Алексеевна.

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016).

Формирование у младших школьников умений писать...

Сухомлинский В. А. О воспитании: Для педагогов, родителей и студентов педвузов. — М.: Школьная Пресса, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): рассуждение, письменная речь, русский язык, сочинение, умение, объяснение, письменная форма...

Повторение в системе обучения русскому языку

VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015).

Обобщающее и систематизирующее повторение законченных тем и разделов программы.

Особенности обучения русскому языку в классе с полиэтническим составом.

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения...

Одной из главных задач школьного курса русского языка в начальных классах является развитие связной речи, что предполагает обязательную и целенаправленную работу над текстом. Текст является основной дидактической единицей...

Теоретические разработки в обучении связной речи

Ключевые слова: связная речь, компетентность, развитие речи, словарная работа, язык, речь, текст, принцип, устная речь, письменная речь и т. д.

Учёный-языковед С.Давлетов после введения в учебную программу школьного курса материалов связной речи, опубликовал...

Задать вопрос