Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Васильева В. В., Ежова Е. В. Программа курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом. 5–9 классы» (ФГОС ООО) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 170-178. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8419/ (дата обращения: 11.12.2018).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Учимся работать с текстом» — курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 5–9 классов МАОУ Гимназии № 86 города Нижний Тагил Свердловской области.

Рабочая программа курса «Учимся работать с текстом» является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования. Программа разработана:

-          в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,

-          на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

-          с учётом Планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;

Программа обеспечена комплектом рабочих тетрадей:

-          Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 5 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 126 с.

-          Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 6 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 128 с.

-          Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 7 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 136 с.

-          Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 8 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 127 с.

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит

-          учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным[1]; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;

-          учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценкунавыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.

Формирование этих навыков легло в основу целевого блока программы курса.

В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением.

Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности,

-          формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);

-          формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации);

-          формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов;

-          формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.

ФГОС ООО предусматривает обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся информационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Основная цель курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом» для 5–9 классов МАОУ Гимназия № 86 в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.

Соответственно, задачами данного курса являются:

-          формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

-          формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

-          приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

-          духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

Работа с текстом в данной программе представлена в трех разделах:

1.                  поиск информации и понимание прочитанного;

2.                  преобразование и интерпретация информации;

3.                  оценка информации.

Курс является логичным продолжением курса «Учимся работать с текстом» для 2–4 классов начальной школы. Усложнение требований от начальной школы к основной проявляется в ожидаемых умениях (новых, более сложных на уровне основной школы), в усложнении содержания (состава, структуры) предлагаемых для работы текстов при сохранении одинаковых (на формальном уровне) требований.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной учебной деятельности «Учимся работать с текстом» реализуется в части, формируемой участниками образовательного процесса Учебного плана, в объеме 170 часов (1 час в неделю в 5,6,7,8,9 классах).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса «Учимся работать с текстом» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных предметов на ступени основного общего образования.

Выпускник научится:

·                    ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

-          определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

-          выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

-          формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

-          составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;

-          сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;

·                    находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

·                    решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

-          определять назначение разных видов текстов;

-          ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

-          различать темы и подтемы специального текста;

-          выделять не только главную, но и избыточную информацию;

-          прогнозировать последовательность изложения идей текста;

-          сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

-          выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;

-          формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;

-          понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

·                    анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

·                    структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;

·                    преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;

·                    интерпретировать текст:

-          сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

-          обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

-          делать выводы из сформулированных посылок;

-          выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

·                    выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

·                    откликаться на содержание текста:

-          связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

-          оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

-          находить доводы в защиту своей точки зрения;

·                    откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

·                    на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

·                    в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

·                    использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

·                    критически относиться к рекламной информации;

·                    находить способы проверки противоречивой информации;

·                    определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

5 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

6 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари.

Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.

7 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.

8 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.

Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.

9 КЛАСС

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»

Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.

Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

Подробный и сжатый пересказ (письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст.

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.

Раздел «Работа с текстом: оценка информации»

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (170 ч.)

Тема

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

1

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

16 ч.

12 ч.

12 ч.

8 ч.

8 ч.

2

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

9 ч.

14 ч.

14 ч.

20 ч.

20 ч.

3

Работа с текстом: оценка информации

9 ч.

8 ч.

8 ч.

6 ч.

6 ч.

 

ВСЕГО:

34 ч.

34 ч.

34 ч.

34 ч.

34 ч.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Для характеристики количественных показателей используем следующие обозначения:

Д — демонстрационный экземпляр (1 на класс)

К — полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф — комплект для фронтальной работы (1 на 2 учеников)

П — комплект для работы в группах (1 на 5–6 учащихся)

Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)

Учебники, рабочие тетради

Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 5 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 126 с.

К

Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 6 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 128 с.

К

Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 7 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 136 с.

К

Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 8 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 127 с.

К

Программы

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011

1 шт.

Печатные пособия

Демонстрационный материал

Набор сюжетных (предметных) картинок для составления устных рассказов (в том числе и в цифровой форме)

Д

Таблицы-опоры по основным темам курса

Д

Репродукции картин (в том числе и в цифровой форме)

Д

Образцы рекламной продукции

Д

Словари и справочники

Толковый словарь русского языка

Ф

Словарь фразеологизмов

Ф

Морфемный и словообразовательный словари

Ф

Орфографический словарь

Ф

Справочники и энциклопедии различной направленности

Ф/П

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы)

Электронные образовательные ресурсы:

http://festival.1september.ru/subjects/15/

http://nsc.1september.ru/urok/

http://school-collection.edu.ru

http://www.ореnclass.ru/

http://fcior.edu.ru/

 

Д

Технические средства обучения

Классная доска

1 шт.

Персональный компьютер

1 шт.

Мультимедийный проектор

1 шт.

Сканер

1 шт.

Принтер лазерный (струйный, струйный цветной)

1 шт.

Документ-камера

1 шт.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи литературных художественных произведений, рекламной продукции, информационных сообщений.

Д

Видеофильмы в соответствии с программой, видеозаписи рекламных роликов, информационных телепрограмм.

Д

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев

К

Стол учительский с тумбой

1 шт.

 

Учебно-теоретическое обеспечение курса

1.                  Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста /Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. — Екатеринбург, 2000.

2.                  Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.

3.                  Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспект. –М, 1981.

4.                  Лосева А. М. Как строится текст — М, 1980.

5.                  Лотман Ю. М. Структура художественно текста. — М: Просвещение, 1970.

6.                  Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 5 кл. ФГОС. / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 205 с.

7.                  Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 6 кл. ФГОС. / С. Н. Пименова, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 192 с.

8.                  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя./ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.

9.                  Цыбулько И. П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей. -М.: Просвещение, 2014. — 192 с.

10.              Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.

Учебно-практическое обеспечение курса

1.                  Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 94 с.

2.                  Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014, — 96 с.

3.                  Груздева Е. Н. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 95 с.

4.                  Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2015, — 96 с.

5.                  Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. — СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. — 368 с.

6.                  Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 151 с.

7.                  Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 160 с.

8.                  Никулина М. Ю.   Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 94 с.

9.                  Пименова С. Н. Русский язык. 5 класс. Тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа, 2015. — 128 с.

10.              Пименова С. Н. Русский язык. 6 класс. Тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа, 2014. — 128 с.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения, изложения), а также формы контроля, предусматривающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.



[1] В том числе с освоенным учебным материалом из других областей знания или с учебным материалом, изучаемым в ином содержательном контексте.

Основные термины (генерируются автоматически): текст, Русский язык, рабочая тетрадь, понимание текста, содержание текста, работа, класс, поиск информации, стиль речи, информация.

Похожие статьи

Эффективные приёмы работы с информацией на уроках...

русский язык, текст, учебный процесс, огромный поток информации, ребенок, учебный материал, орфографический словарь, огромная роль, мой взгляд, лингвистический анализ текста.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

художественный текст, русский язык, текст, художественная литература, анализ текста, интерпретационная деятельность, монологическая речь, речевая

русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок, слово, класс, текст, литература, работа, развитие.

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

 фиксирование информации разными способами; понимание информации, представленной в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной

Основные термины (генерируются автоматически) : русский язык, текст, работа, урок, умение, слово, методический проект...

Курс-практикум «Работа с текстом» | Статья в сборнике...

Содержание курса. Текст и его признаки. Группа предложений, называемых текстом. Определение понятия «текст».

2. Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста:5 класс. –М.:»Экзамен», 2013. — 126 с.

Работа с текстом и его чтение на уроках немецкого языка

Показатели понимания содержания текста на иностранном языке.

Работа с текстом на уроке немецкого языка: апробация... текст, немецкий язык, иностранный язык, смысловое чтение, рабочая тетрадь, чтение, практик работы, самостоятельная учебная деятельность...

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского...

Необходимость работы над публицистическим стилем в средних классах обусловлена прежде всего задачами развития устной и письменной речи учащихся. «Высокая культура разговорной и письменной речи, — указывал В. В. Виноградов...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, текст, работа, урок, Чайковский, комплексный анализ текста, предложенный текст, мой взгляд, коммуникативная...

Показатели понимания содержания текста на иностранном языке

иностранный язык, иноязычный текст, исходный текст, процесс обучения, пересказ, текст, слово, основная информация

русский язык, аудирование, речевая деятельность, иранская аудитория, студент, понимание речи, внутренняя речь, носитель языка, восприятие, обучение.

Понимание текста как проблема современной лингвистики...

Показатели понимания содержания текста на иностранном языке.

Разграничение понятий «текст» и «дискурс» первым ввел Т. А. ван Дейк, да и то в русском переводе его тракт, написанный совместно с...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Эффективные приёмы работы с информацией на уроках...

русский язык, текст, учебный процесс, огромный поток информации, ребенок, учебный материал, орфографический словарь, огромная роль, мой взгляд, лингвистический анализ текста.

Работа с художественным текстом на уроках русского языка

художественный текст, русский язык, текст, художественная литература, анализ текста, интерпретационная деятельность, монологическая речь, речевая

русский язык, развитие речи, речевая культура учащихся, урок, слово, класс, текст, литература, работа, развитие.

Организация работы с текстом на уроках русского языка...

 фиксирование информации разными способами; понимание информации, представленной в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной

Основные термины (генерируются автоматически) : русский язык, текст, работа, урок, умение, слово, методический проект...

Курс-практикум «Работа с текстом» | Статья в сборнике...

Содержание курса. Текст и его признаки. Группа предложений, называемых текстом. Определение понятия «текст».

2. Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста:5 класс. –М.:»Экзамен», 2013. — 126 с.

Работа с текстом и его чтение на уроках немецкого языка

Показатели понимания содержания текста на иностранном языке.

Работа с текстом на уроке немецкого языка: апробация... текст, немецкий язык, иностранный язык, смысловое чтение, рабочая тетрадь, чтение, практик работы, самостоятельная учебная деятельность...

Работа с текстами публицистического стиля на уроках русского...

Необходимость работы над публицистическим стилем в средних классах обусловлена прежде всего задачами развития устной и письменной речи учащихся. «Высокая культура разговорной и письменной речи, — указывал В. В. Виноградов...

Работа с текстом на уроках русского языка как средство...

стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, текст, работа, урок, Чайковский, комплексный анализ текста, предложенный текст, мой взгляд, коммуникативная...

Показатели понимания содержания текста на иностранном языке

иностранный язык, иноязычный текст, исходный текст, процесс обучения, пересказ, текст, слово, основная информация

русский язык, аудирование, речевая деятельность, иранская аудитория, студент, понимание речи, внутренняя речь, носитель языка, восприятие, обучение.

Понимание текста как проблема современной лингвистики...

Показатели понимания содержания текста на иностранном языке.

Разграничение понятий «текст» и «дискурс» первым ввел Т. А. ван Дейк, да и то в русском переводе его тракт, написанный совместно с...

Задать вопрос