Библиографическое описание:

Налимова О. О. Методические условия организации интерактивного обучения естествознанию в 5 классе // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 67-69.



Статья посвящена выявлению методических принципов и условий организации обучения курсу «Естествознание. 5 класс.» при использовании интерактивных видов деятельности.

Ключевые слова:методические условия, методический принцип, интерактивные виды деятельности.

В школьной образовательной практике в настоящее время важной проблемой для развития являются методические условия для организации эффективного учебно-воспитательного процесса, так как они отражают особенности ценностей, содержания, знаний, умений, способов, факторов, методов и средств, позволяющих реализовать образовательные цели изучаемого предмета. Это позволяет утверждать, что методические условия обеспечивают успешное формирование и развитие у учащихся 5 класса общеучебных компетенций и универсальных учебных действий по курсу «Естествознание. 5 класс.» путем организации и применения разных видов интерактивной деятельности в процессе обучения.

Определяя научно-методические основы процесса использования интерактивных видов деятельности, мы учитываем, что исходными положениями в определении методических условий при изучении курса «Естествознание. 5 класс.» являются дидактические и методические принципы, выделенные и рассмотренные Ю.К. Бабанским, П.И. Боровицким, Н.М. Верзилиным, И.Н. Пономаревой [1, 2, 3, 4, 5] и другими учеными.

Под методическим принципом мы подразумеваем основное положение, учитывающееся при выборе оптимальных методов, способов и средств организации интерактивных видов деятельности. Выявляя методические принципы, мы учитываем способы и средства организации таких видов интерактивной деятельности как поисково-исследовательского, информационно-аналитического, предметно-прикладного и ситуационно-игрового в процессе изучения естествознания в 5 классе.

Рассмотрим характерные черты методических принципов:

1.Принцип функциональной обусловленности деятельности, который обосновывает выделение следующих функций у различных видов интерактивной деятельности: социальной, образовательной, развивающей, оценивающей, интегративной.

Социальная функция способствует формированию научного мировоззрения, развитию естественнонаучных понятий, применению теоретических умений на практике в процессе разных видов взаимодействия – развития коммуникативной компетентности. Образовательная функция заключается в усвоении естественнонаучных знаний и формировании предметных и общеучебных умений. Развивающая функция состоит в развитии активности, самостоятельности, сознательности, творческих способностей и интеллектуального мышления при изучении естественнонаучных объектов благодаря, не только учебной информации, но и обменом знаниями из личностного опыта. Оценивающая функция позволяет учащимся оценивать и анализировать свои возможности, предполагает формирование умений и применения их при решении заданий теоретического и практического характера, что основывается на рефлексии. Интегративная функция способствует включению в состав деятельности умений и универсальных учебных действий, сформированных при изучении других дисциплин на основе их систематизации.

2.Принцип взаимосвязи поисково-исследовательской, информационно-аналитической, предметно-прикладной, имитационно-игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе обусловливает применение различных видов интерактивной деятельности, что способствует проявлению самостоятельности и развитию познавательного интереса учащихся, обеспечивающие интегративную и системную направленность интерактивной деятельности.

Данный принцип характеризуется:

- взаимодействием учителя и учащихся в деятельности на различных этапах уроков;

- подчиненностью различных видов интерактивной деятельности применяемым методам, способам, средствам обучения и содержанию курса «Естествознание. 5 класс.»;

- единством содержательного и операционного компонента выбранных видов интерактивной деятельности.

3.Принцип взаимообусловленности методов интерактивной деятельности и содержания курса «Естествознание.5 класс.» обеспечивает единство процессов формирования естественнонаучных знаний и умений на уроках, внеурочных и внеклассных занятиях. Данный принцип диктует следующие требования к методике: определение оптимального объема содержания естественнонаучных знаний, комплексного использования методов, средств и способов обучения в зависимости от вида интерактивной деятельности.

4.Принцип технологичности предполагает целенаправленное формирование и развитие умений, включающее определенные методы, формы и средства, отвечающие содержанию деятельности. Технологичность подразумевает многократное использование форм, методов и средств обучения в процессе организации интерактивной деятельности как взаимосвязанной системы, обеспечивающей формирование естественнонаучных и общенаучных знаний, умений и действий в процессе реализации интерактивной деятельности. Это выражено в алгоритмизации деятельности учащихся при выполнении лабораторных работ, экскурсий и др., использовании содержания учебного материала в виде систематизированных комплексов знаний и умений.

Выше перечисленные методические принципы, позволили нами выделить общие требования к методике использования интерактивных видов деятельности учащихся при изучении курса «Естествознание. 5 класс.»:

- использование алгоритмических предписаний при организации лабораторных работ и других видов деятельности;

- разработка системы заданий интерактивной направленности разного характера;

- использование познавательных мотивов при формировании интереса учащихся к различным видам интерактивной деятельности на уроке в процессе получения нового знания.

Данные методические условия позволяют обеспечить успешное формирование и развитие у учащихся 5 класса предметных и общеучебных компетенций по курсу «Естествознание».

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. Серия «Педагогика и психология» № 6 - М.: Знание, 1987.- 78, [2] с.
  2. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. – М.: Педагогика, 1974. – 224с.
  3. Методика обучения биологии: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Н. Пономарева, О.Г. Роговая, В.П. Соломин; под ред. И.Н. Пономаревой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.: ил. – (Сер. Бакалавриат).
  4. Методика преподавания естествознания / под общей редакцией П.И. Боровицкого. – Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР ленинградское отделение, 1955. – 668с.
  5. Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979.- 88с.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивной деятельности, видов интерактивной деятельности, интерактивных видов деятельности, различных видов интерактивной, методические принципы, методические условия, интерактивной деятельности применяемым, деятельности учащихся, методов интерактивной деятельности, организации интерактивной деятельности, состав деятельности умений, направленность интерактивной деятельности, вида интерактивной деятельности, использования интерактивных видов, реализации интерактивной деятельности, видов деятельности учащихся, видам интерактивной деятельности, разных видов интерактивной, изучении курса «Естествознание, естественнонаучных знаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle