Библиографическое описание:

Киселева Э. М., Михайленко Д. А. Готовность учащихся старших классов к безопасности в городской среде // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 61-65.



Статья посвящена анализу результатов научно-исследовательской практики в общеобразовательной школе Санкт-Петербурга, с целью изучения готовности школьников к применению знаний в области безопасности на практике, к проектированию модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: безопасное поведение; городская среда обитания, формирование умений, обучение безопасности жизнедеятельности.

Городская среда, как среда обитания человека, представляет собой совокупность природных и искусственных компонентов. Рассматривая взаимодействие человека и природы, выделяют (Н.Ф. Реймерс) следующие взаимосвязанные подсистемы:

- природная среда, окружающая человека;

- среда второй природы (квазиприродная среда);

- среда третьей природы (артеприродная среда);

- социальная среда.

Безопасное существование человека определяется совокупностью природных, техногенных и социальных условий, образующих «среду обитания», обеспечивающую защищенность и комфорт.

Все компоненты среды обитания человека находятся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи и интегрируются в единую совокупность окружающей человека среды, определяющей сущностные характеристики качества жизни человека.

В условиях города смягчается воздействие природных факторов, обеспечивая комфорт и улучшение качества жизни, повышается общий уровень безопасности, что способствует формированию у человека уверенности в своей безопасности. Чувство ложной безопасности, связано с самоуверенностью человека при нахождении в привычной среде обитания и невозможностью прогнозировать возникновение чрезвычайных ситуаций.

В то же время артеприродная среда оказывается зачастую более опасной для здоровья и жизни человека по своим физико-химическим, биологическим, социальным и информационным показателям, чем природная среда. Особенности географического положения, метеорологических условий, наличие промышленных объектов и коммуникаций, плотность и социальная неоднородность населения, политическая нестабильность в обществе, несомненно, увеличивают вероятность чрезвычайных ситуаций в городской среде.

По данным Росстата население, проживающее на территории Северо-Западного федерального округа, на начало 2015 г. составило 13,8 млн. человек, из них 84,1 % - горожане [1].

Фактически городская среда характеризуется высокой концентрацией населения, в связи с этим чрезвычайные ситуации в городе наносят более тяжкий вред и значительные негативные последствия для общества и государства.

При этом необходимо отметить, что количество населения, проживающего в городской среде неуклонно растет, а значит возрастает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с человеческим фактором.

Так, на основании статистического бюллетеня «Предположительная численность населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 года» численность населения города Санкт-Петербург на начало 2020 года составит 5 524,8 тысяч человек, что на 333,1 тысяч человек больше, чем в 2015 году [2].

Несмотря на положительную динамику, показанную статистическими показателями и активную деятельность всех государственных учреждений города Санкт-Петербурга по профилактике и предотвращению преступлений и чрезвычайных ситуаций, количество угроз безопасности населения в городской среде остается на достаточно высоком уровне.

Исходя из вышесказанного, представляется актуальными требования федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС ООО) к выпускникам общеобразовательной школы:

- умение применять полученные знания в области безопасности на практике;

- умение проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях [3].

Как уже ранее отмечалось, развитие навыков и умений безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе необходимо осуществлять планомерно в ходе практических и внеклассных занятий [4, 5, 6]. Важным условием успешности такой работы является мотивированность и осознанность учебных действий самими учениками.

Целью нашего исследования было установить, насколько ученики общеобразовательной школы готовы применять полученные знания в области безопасности на практике в городской среде и какие вопросы курса ОБЖ, по их мнению, раскрыты недостаточно полно для успешных действий в чрезвычайных ситуациях.

В исследовании принимали участие 109 человек (60 мальчиков, 49 девочек) - ученики 8, 10 и 11 классов базовой школы Санкт-Петербурга, изучающих курс ОБЖ.

Исследование проводилось при помощи метода анкетирования, который позволил на основе анонимности (личность респондента не регистрировалась, фиксировались лишь его ответы), получить наиболее точную информацию с наименьшими временными и финансовыми затратами.

Учащимся общеобразовательной школы города Санкт-Петербурга предлагалось ответить письменно на пять вопросов (без вариантов ответа):

  1. Какие виды опасностей в городской среде Вы считаете наиболее серьезными?
  2. Как Вы оцениваете свою готовность к безопасному поведению в городской среде?
  3. Как часто и с какими чрезвычайными ситуациями Вам приходилось сталкиваться?
  4. Оцените свои действия в чрезвычайной ситуации с которой Вам приходилось сталкиваться?
  5. Какие вопросы курса ОБЖ по Вашему мнению раскрыты недостаточно полно?

Обработка ответов на первый вопрос (считалось количество упоминаний в ответах от числа респондентов по признакам пола и общее значение) показала, что наиболее серьезной опасностью в городской среде ученики считают терроризм (в различных его проявлениях таких как захват заложников, установка взрывчатых веществ и иная террористическая деятельность).

Терроризм как видно из таблицы 1 упоминался в ответах учеников в 3 (три) раза чаще, чем иные опасности городской среды.

В примерно равном диапазоне идут опасности, связанные с чрезвычайными ситуациями техногенного характера, криминальные ситуации, ДТП и чрезвычайные ситуации природного характера (в том, числе и экологические проблемы).

Наименьшее опасение у учащихся вызывают пожары и чрезвычайные ситуации социального характера (паника, агрессивные действия толпы, присутствие в общественных местах лиц в алкогольном или наркотическом опьянении и другие).

Таблица 1Название: респонденты

Обработка ответов на второй вопрос показала, что подготовленными на «хорошо» к безопасному поведению в городской среде себя считают 42,2 % респондентов, «удовлетворительно» - 24,8 %, «отлично» - 16,5 %, «неудовлетворительно» - 16,5 %.

Методы статистики педагогических исследований позволяют нам говорить о том, что большая часть учеников-мальчиков оценила свои действия на положительные оценки (условно «хорошо» и «отлично»), ученики-девочки показали меньшую степень колебания вокруг среднего значения. Среднее арифметическое значение для мальчиков составило 3,67, что на 0,18 единиц больше, чем значение для девочек - 3,49. Коэффициент вариации не превышает 33%, что говорит нам о однородности и выравненности исследуемых значений.

Таблица 2

Статистический показатель

Респонденты

мальчики

девочки

Среднее арифметическое

3,67

3,49

Размах вариации

3

3

Мода

4

4

Медиана

4

4

Среднее линейное отклонение

0,87

0,72

Дисперсия

1,06

0,70

Стандартное отклонение

1,03

0,84

Коэффициент вариации

28,02

23,96

Обработка ответов на третий вопрос (количество упоминаний в ответах от числа респондентов по признакам пола и общее значение) показала, что в большинстве ученики не сталкиваются в своей повседневной деятельности с чрезвычайными ситуациями, а наиболее распространенным видом чрезвычайных ситуаций, участниками которых являлись ученики, были дорожно-транспортные происшествия.

Таблица 3

Название: респонденты

Обработка ответов на четвертый вопрос показала, что большинство учеников, столкнувшихся с чрезвычайными ситуациями в городской среде оценивают свои действия на отлично – 37,8% и хорошо – 35,6 %, при этом считают, что не справились только 6,7 % респондентов. Несмотря на высокие показатели, необходимо понимать, что данная оценка действий является субъективной позицией ученика.

Таблица 4

Название: респонденты

Обработка ответов на пятый вопрос показала, что по мнению опрошенных учеников в курсе ОБЖ недостаточно полно раскрыты следующие вопросы (сначала наиболее распространенные варианты):

  1. Для 8 класса – практическая отработка навыков поведения в чрезвычайных ситуациях; взрывы и пожары; антитеррористическая безопасность; первая помощь пострадавшим.
  2. Для 10 класса – антитеррористическая безопасность; первая помощь пострадавшим.
  3. Для 11 класса – первая помощь пострадавшим; практическая отработка навыков поведения в чрезвычайных ситуациях; антитеррористическая безопасность; основы военной подготовки и обращения с оружием; выживание в природных условиях.

Несмотря на то, что в исследовании принимала участие только одна общеобразовательная школа города Санкт-Петербурга, мы можем с уверенностью говорить, что в результате исследования были выявлены проблемы, которые являются актуальными в жизни современных школьников.

Наше исследование нельзя назвать законченным, но уже можно подвести определенные итоги в рамках отдельно взятой группы респондентов:

  1. Большинство учеников, попавших в чрезвычайные ситуации в городской среде (некоторые более одного раз за жизнь) считают, что смогли успешно с ними справится, при этом 73,4 % опрошенных никогда не сталкивались с чрезвычайными ситуациями.
  2. Средняя оценка по мнению учащихся готовности к безопасному поведению в городской среде составляет 3,58 балла по пятибалльной системе оценки, что говорит нам о наличии у обучаемых только базовых знаний по курсу ОБЖ и слабом развитии умений и навыков безопасного поведения.
  3. Основной угрозой в городской среде респонденты называют терроризм, и вне зависимости от класса, в котором учащийся проходит обучение, раскрытие вопросов антитеррористической безопасности и первой помощи пострадавшим считают наиболее важными в курсе ОБЖ.
  4. Исходя из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что учащиеся образовательной школы, не только критично оценивают уровень своей подготовки к безопасному поведению в городской среде, но и понимают необходимость в формировании и развитии умений и навыков для успешных действий в чрезвычайных ситуациях.

Литература:

  1. Суринов А.Е., Россия` 2015: Стат. Справочник / Росстат. – М., 2015 – 62 c. ISBN 978-5-89476-397-2.
  2. Чуприна Е.В., Предположительная численность населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 года, исх. № ВС – 140/7013 от 22.09.2015 г. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ПЕТРОСТАТ).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  4. Михайленко Д.А. Развитие умений и навыков безопасного поведения в городской среде при изучении курса основ безопасности жизнедеятельности [Текст] / Д.А. Михайленко // Молодой ученый. - 2015. - № 6.4. - c. 36-38.
  5. Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ [Текст] / Э.М. Киселева // Молодой ученый. - 2014. - № 12 (71). - c. 277-280.
  6. Безопасность жизнедеятельности. Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Грунин О.А., Старостенко А.В., Шатровой О.В., Закревский Н.В., Киселева Э.М., Ребко Э.М., Сопко Г.И. учебник для вузов / Санкт-Петербург, 2014. Сер. Учебник для вузов (2-е издание).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle