Библиографическое описание:

Лысенко Д. С., Барган О. Г. Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 791-794.



В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия для здоровья и социального благополучия человека в зрелом возрасте.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, минимальные мозговые дисфункции.

Глобальная информатизация общества, увеличение разнообразия и объема информационного потока наряду с ускорением темпа и ритма жизни приводит к информационным перегрузкам и развитию неврозоподобных состояний, причем отсутствие должного внимания к описанным проблемам в детском возрасте может иметь катастрофические последствия для здоровья и социального благополучия взрослого человека.

Среди детей с расстройствами поведения выделяют особую группу без выраженных органических повреждений мозга — минимальные мозговые дисфункции (ММД) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [1]. По данным разных авторов гиперактивное поведение и минимальные мозговые дисфункции встречаются довольно часто (от 2 до 20 % учащихся), что делает актуальным необходимость понимания особенностей педагогического сопровождения таких детей как в общеобразовательных, так и в спортивных школах.

Целью работы была систематизация симптомов ММД и СДВГ, составление практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения.

Результаты исследования.

В результате анализа литературных данных [1, 3] нами были систематизированы и представлены сложности, которые возникают у школьных учителей и тренеров по видам спорта при работе с детьми, имеющими ММД и СДВГ (Рис.1) и причины их возникновения (Рис.2).

Рис. 1. Сложности, возникающие при работе с детьми, которые отличаются гиперактивным поведением

Считают [1, 3], что при наличии любых 8 симптомов из приведенного ниже списка можно предварительно сказать, что ребенок имеет ММД и СДВГ:

 Постоянные движения руками и ногами, невозможность долго усидеть на одном месте, чрезмерная двигательная активность, импульсивность

 Частая потеря нужных вещей, как в школе, так и дома.

 Когда надо длительное время посидеть спокойно, ребенок просто не может этого сделать.

 Кажется, что ребенок не слышит, что к нему обращаются и просят о чем-то.

 На внешние раздражители ребенок отвлекается быстро и легко.

 Перебивает других и докучает взрослым и детям.

 Не может долго ждать переменки при групповых занятиях.

 Разговаривает без остановок.

 Начинает отвечать, еще не дослушав до конца вопроса.

 Не осознает возможных последствий, когда вовлекается в рискованные игры. Может сам быть инициатором таких игр.

 При решении заданий у него есть трудности, которые не связаны с пониманием естественной сути проблемы.

 Не может играть один в тишине.

 Не может концентрировать внимание на играх или выполнении одного задания в течение продолжительного времени (неумение сосредоточиться).

 Не завершив одного дела, уже приступает к следующему.

Рис. 2. Основные причины возникновения ММД и СДВГ у детей

Необходимость специальных здоровьесберегающих технологий для детей с СДВГ обусловлена тем, что в 30–50 % случаев симптомы данных дисфункций в той или иной степени переходят во взрослый возраст (встречаются у 3–6 % взрослых в популяции). Считается, что в зрелом возрасте первичный СДВГ не может начаться [5].

Взрослые пациенты с СДВГ намного чаще страдают аддиктивными расстройствами и реже получают высшее образование. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда. Чаще меняют место работы. Их половая жизнь отличается большим количеством партнеров при меньшей продолжительности сексуальных отношений, менее частым применением контрацептивных средств. Они чаще разводятся. С ними чаще происходят несчастные случаи и дорожно-транспортные происшествия [5].

Несмотря на существование различных методов по диагностике СДВГ, диагностика СДВГ у взрослых сильно ограничена в виду того, что большинство диагностических критериев разработаны для детского возраста и дают лишь общее представление о взрослых пациентах [4].

Основываясь на вышесказанном, можно предположить, что гораздо предпочтительнее диагностировать и лечить СДВГ в как можно более раннем возрасте.

Необходимо отметить, что грамотный преподаватель в общеобразовательной школе и тренер по виду спорта должен не только знать симптомы рассматриваемых дисфункций, но и уметь применять в своей практической деятельности рекомендации специалистов, касающихся особенностей работы с детьми, страдающими ММД или СДВГ [1–3]:

 необходимо уменьшение психологической напряженности в семье и школе, создание благоприятной для ребенка обстановки

 по возможности обеспечивать щадящий режим обучения в классе с минимальным числом детей (не более 12 чел.),

 желательным является укороченная продолжительность занятий (до 30 мин).

 ребенок с гиперактивным поведением должен занимать первую парту или быть поблизости от тренера (для лучшего контакта с учителем).

 следует оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и усилению гиперактивности.

 необходимо прививать ребенку социально поощряемые нормы поведения, проявлять больше понимания и терпения при общении с ним, чаще хвалить и поощрять, когда он этого заслуживает.

 важно следить за соблюдением режима дня, предоставлять возможность расходовать энергию, выполняя физические упражнения, совершая прогулки.

 ввиду высокой возбудимости детей необходимо ограничивать их участие в массовых мероприятиях, выбирать спокойных и уравновешенных партнеров для игр, причем достаточно одного партнера.

Выводы:

 Знание симптомов ММД и СДВГ, а также учет особенностей работы с данными детьми позволят педагогу и тренеру добиться улучшения усвоения пройденного материала, повышению внимания ребенка, а также снизить количество конфликтов в детском коллективе и уменьшить риск возникновения травм.

 Профилактические и коррекционные мероприятия со стороны образовательных и медицинских учреждений в детском возрасте позволит избежать развития неблагоприятных последствий у взрослых и их детей.

Литература:

  1. Грибанов А. В., Волокитина Т. В., Гусева Е. А., Подоплекин Д. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Академический Проект, 2004. — 176 с.
  2. Лысенко А. В., Степанова Т. А., Лушпаева О. А., Лысенко Д. С., Таютина Т. В., Недоруба Е. А. Потенциал массового спорта в сохранении здоровья в условиях формирования у молодежи клипового мышления //Современные проблемы науки и образования.- 2015.- № 1–2.- С. 297
  3. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 224 с.
  4. Нуреев И. Т., Циркин В. И., Злоказова М. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, его диагностика и влияние на успешность образовательной деятельности студентов (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник.- 2012. -№ 1.- С. 60–66.
  5. Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Яковенко Е. А., Никишена И. С., Анисимова Т. И. Синдром дефицита внимания у взрослых: клинико-психофизиологические проявления // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. — 2014. — № 1. — С. 65–71.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle