Библиографическое описание:

Лысенко Д. С., Барган О. Г. Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 791-794.



В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия для здоровья и социального благополучия человека в зрелом возрасте.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания с гиперактивностью, минимальные мозговые дисфункции.

Глобальная информатизация общества, увеличение разнообразия и объема информационного потока наряду с ускорением темпа и ритма жизни приводит к информационным перегрузкам и развитию неврозоподобных состояний, причем отсутствие должного внимания к описанным проблемам в детском возрасте может иметь катастрофические последствия для здоровья и социального благополучия взрослого человека.

Среди детей с расстройствами поведения выделяют особую группу без выраженных органических повреждений мозга — минимальные мозговые дисфункции (ММД) и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) [1]. По данным разных авторов гиперактивное поведение и минимальные мозговые дисфункции встречаются довольно часто (от 2 до 20 % учащихся), что делает актуальным необходимость понимания особенностей педагогического сопровождения таких детей как в общеобразовательных, так и в спортивных школах.

Целью работы была систематизация симптомов ММД и СДВГ, составление практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения.

Результаты исследования.

В результате анализа литературных данных [1, 3] нами были систематизированы и представлены сложности, которые возникают у школьных учителей и тренеров по видам спорта при работе с детьми, имеющими ММД и СДВГ (Рис.1) и причины их возникновения (Рис.2).

Рис. 1. Сложности, возникающие при работе с детьми, которые отличаются гиперактивным поведением

Считают [1, 3], что при наличии любых 8 симптомов из приведенного ниже списка можно предварительно сказать, что ребенок имеет ММД и СДВГ:

 Постоянные движения руками и ногами, невозможность долго усидеть на одном месте, чрезмерная двигательная активность, импульсивность

 Частая потеря нужных вещей, как в школе, так и дома.

 Когда надо длительное время посидеть спокойно, ребенок просто не может этого сделать.

 Кажется, что ребенок не слышит, что к нему обращаются и просят о чем-то.

 На внешние раздражители ребенок отвлекается быстро и легко.

 Перебивает других и докучает взрослым и детям.

 Не может долго ждать переменки при групповых занятиях.

 Разговаривает без остановок.

 Начинает отвечать, еще не дослушав до конца вопроса.

 Не осознает возможных последствий, когда вовлекается в рискованные игры. Может сам быть инициатором таких игр.

 При решении заданий у него есть трудности, которые не связаны с пониманием естественной сути проблемы.

 Не может играть один в тишине.

 Не может концентрировать внимание на играх или выполнении одного задания в течение продолжительного времени (неумение сосредоточиться).

 Не завершив одного дела, уже приступает к следующему.

Рис. 2. Основные причины возникновения ММД и СДВГ у детей

Необходимость специальных здоровьесберегающих технологий для детей с СДВГ обусловлена тем, что в 30–50 % случаев симптомы данных дисфункций в той или иной степени переходят во взрослый возраст (встречаются у 3–6 % взрослых в популяции). Считается, что в зрелом возрасте первичный СДВГ не может начаться [5].

Взрослые пациенты с СДВГ намного чаще страдают аддиктивными расстройствами и реже получают высшее образование. Такие люди характеризуются снижением способности к планированию времени, слабой организацией труда. Чаще меняют место работы. Их половая жизнь отличается большим количеством партнеров при меньшей продолжительности сексуальных отношений, менее частым применением контрацептивных средств. Они чаще разводятся. С ними чаще происходят несчастные случаи и дорожно-транспортные происшествия [5].

Несмотря на существование различных методов по диагностике СДВГ, диагностика СДВГ у взрослых сильно ограничена в виду того, что большинство диагностических критериев разработаны для детского возраста и дают лишь общее представление о взрослых пациентах [4].

Основываясь на вышесказанном, можно предположить, что гораздо предпочтительнее диагностировать и лечить СДВГ в как можно более раннем возрасте.

Необходимо отметить, что грамотный преподаватель в общеобразовательной школе и тренер по виду спорта должен не только знать симптомы рассматриваемых дисфункций, но и уметь применять в своей практической деятельности рекомендации специалистов, касающихся особенностей работы с детьми, страдающими ММД или СДВГ [1–3]:

 необходимо уменьшение психологической напряженности в семье и школе, создание благоприятной для ребенка обстановки

 по возможности обеспечивать щадящий режим обучения в классе с минимальным числом детей (не более 12 чел.),

 желательным является укороченная продолжительность занятий (до 30 мин).

 ребенок с гиперактивным поведением должен занимать первую парту или быть поблизости от тренера (для лучшего контакта с учителем).

 следует оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и усилению гиперактивности.

 необходимо прививать ребенку социально поощряемые нормы поведения, проявлять больше понимания и терпения при общении с ним, чаще хвалить и поощрять, когда он этого заслуживает.

 важно следить за соблюдением режима дня, предоставлять возможность расходовать энергию, выполняя физические упражнения, совершая прогулки.

 ввиду высокой возбудимости детей необходимо ограничивать их участие в массовых мероприятиях, выбирать спокойных и уравновешенных партнеров для игр, причем достаточно одного партнера.

Выводы:

 Знание симптомов ММД и СДВГ, а также учет особенностей работы с данными детьми позволят педагогу и тренеру добиться улучшения усвоения пройденного материала, повышению внимания ребенка, а также снизить количество конфликтов в детском коллективе и уменьшить риск возникновения травм.

 Профилактические и коррекционные мероприятия со стороны образовательных и медицинских учреждений в детском возрасте позволит избежать развития неблагоприятных последствий у взрослых и их детей.

Литература:

  1. Грибанов А. В., Волокитина Т. В., Гусева Е. А., Подоплекин Д. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Академический Проект, 2004. — 176 с.
  2. Лысенко А. В., Степанова Т. А., Лушпаева О. А., Лысенко Д. С., Таютина Т. В., Недоруба Е. А. Потенциал массового спорта в сохранении здоровья в условиях формирования у молодежи клипового мышления //Современные проблемы науки и образования.- 2015.- № 1–2.- С. 297
  3. Максимова А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 224 с.
  4. Нуреев И. Т., Циркин В. И., Злоказова М. В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, его диагностика и влияние на успешность образовательной деятельности студентов (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник.- 2012. -№ 1.- С. 60–66.
  5. Чутко Л. С., Сурушкина С. Ю., Яковенко Е. А., Никишена И. С., Анисимова Т. И. Синдром дефицита внимания у взрослых: клинико-психофизиологические проявления // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. — 2014. — № 1. — С. 65–71.
Основные термины (генерируются автоматически): дефицита внимания, синдром дефицита внимания, минимальные мозговые дисфункции, Синдром дефицита внимания, виду спорта, возрасте первичный СДВГ, диагностика СДВГ, Лысенко Д, диагностике СДВГ, зрелом возрасте, симптомов ММД, детском возрасте, гиперактивным поведением, отсутствие должного внимания, особенности поведения, практических рекомендаций, социального благополучия, систематизация симптомов ММД, повышению внимания ребенка, внешние раздражители ребенок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle