Библиографическое описание:

Русинова Л. П. Познавательная деятельность студентов через активизацию самостоятельной учебной работы // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 306-312.

              Высшее образование является одним из определяющих факторов, влияющих на профес­сиональное становление человека. Основной его задачей является формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инноваци­он­ной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем пере­дачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. В процессе обучения должен доми­ни­ровать принцип поисковой деятельности студентов. Знания, в значительной своей части, не передаются студентам в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоя­тельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуа­ции [1,с.8]. О важности самостоятельной работы в познании окружающей нас действительности писал известный немецкий педагог Адольф Дистерверг (1760-1866): "Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение. Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования" [3,с. 155].

Усиление роли самостоятельной учебной работы студентов означает принципиальный пере­смотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазви­тию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональ­ной деятельности в современном мире.

Самостоятельная работа в вузе, как совокупность всей самостоятельной деятельно­сти студентов, должна реализовываться [5,с.327]:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семи­нарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

 2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учеб­ным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполне­нии индивидуальных заданий и т.д.

3. В читальном зале научной библиотеки, дома, на кафедре при выполнении студентом учеб­ных и творческих задач.

Четкие границы между этими видами работ провести очень сложно, т.к. наблюда­ется постоянное пересечение видов самостоятельной работы между собой.

Теоретическая механика

 
Для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо не только понимание учебного материала, но и наиболее оптимально творческое его воспри­ятие. На младших курсах сильна тенденция на запоминание изучае­мого материала с элемен­тами понимания, это отчетливо просматривается при изучении такой дисциплины как начертательная геометрия. Здесь остро стоит проблема ее воспри­ятия студентами.

 И если в учебном процессе не поддерживаются междисциплинарные связи, преемственность таких дисциплин оказывается весьма низкой. Знания студентов, не закреплен­ные связями, имеют плохую сохраняемость.  Особенно опасно это для дисцип­лин, обеспечивающих фунда­ментальную подготовку. Например, в Сарапульском политехническом институте (СПИ) междисциплинарные связи такой дисциплины, как начертательная геометрия и инженер­ная графика можно представить в виде схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая оснастка

 

Проектирование  заготовок в машиностроении

 
 
               

 

 

Рис. 1.  Междисциплинарные связи дисциплины « Начертательная геометрия. Инженер­ная графика»

Студенты должны быть настроены на активную самостоятельную работу, а это воз­можно только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Активизации самостоятель­ной работы студентов должны способствовать такие факторы, как  полез­ность выполняемой работы, применение результатов работы в курсовом, дипломном проекти­ровании, профессио­нальной подготовке, участие студентов в научно-исследователь­ской деятельно­сти, участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конферен­циях, научно-исследователь­ских конкурсах.

Одним из немаловажных факторов активизации самостоятельной деятельности студен­тов являются мотивирующие факторы контроля знаний (рейтинговые оценки, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры, как освобождение от экзамена по результа­там работы в течение семестра). Эти факторы при определенных усло­виях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является силь­ным мотивацион­ным фактором самосовершенствования студента.

В СПИ при изучении такой дисциплины как на­чер­тательная геометрия введены критерии оценки графических работ, задания оценива­ются по графическим и времен­ным критериям. Студенты, сдавшие правильно выполнен­ные задания в установленный срок,  получают большее количество баллов, чем  студенты, сдавшие свои работы с опозда­нием, см. табл. 1

Таблица 1

Временной критерий (в баллах) оценки работ, представленных на проверку

 

 

Работа, сданная в установ­ленный срок

Работа принята с первого предъяв­ления

Работа при­нята со вто­рого предъ­яв­ления

Работа принята с третьего предъяв­ления

0

-1

-2

До окончания зачетной не­дели

-3

-4

-5

После зачетной недели

-6

-7

-8

 

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе должно заключаться не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высо­кой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.
            В учебных планах прослеживается уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной ра­боты, но это не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, т.к. снижение объемов аудиторной работы не увеличи­вает самостоятельную работу, если она реализуется в пассивном виде.

 В стандартах высшего профессионального образования, на примере направления 150000 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных произ­водств», специальность 151001 «Технология машиностроения» на внеаудиторную работу отводится 29 часов в неделю, а это не менее половины бюджета времени студента  за весь период обучения (рис.2,3,4).

Для того чтобы эффективно использовать часы, выделенные на самостоятельную ра­боту в учебном процессе необходимо:

 

Рис.2. Соотношение часов аудиторной и самостоятельной работы по блокам (ГСЭ- Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ОЕН – Общие математи­ческие и естественно- научные дисциплины; ОПД- Общепрофессиональные дисцип­лины; СД- Специальные дисциплины; ДС- Дисциплины специализации)

Рис.3. Доля аудиторных и  самостоятельных часов по учебному плану специаль­ности 151001 « Технология машиностроения» для очной формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Общие часы аудиторной и самостоятельной работы

 

- увеличить роль самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудитор­ных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучше­ние качества подготовки;

- повысить активность студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудитор­ное время.

Основная задача организации самостоятельной работы студентов заключается в созда­нии психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации самостоятельной работы студентов должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выпол­нения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активно­сти с формированием собственного мнения при решении поставленных проблем­ных вопросов и задач.

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы студентов должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: внеаудиторная  самостоятельная работа; аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредствен­ным руководством преподавателя; творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы разнообразны: подготовка и написание рефератов, докла­дов, очерков и других письменных работ на заданные темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.5. Единство трех форм работы

 

Студенту желательно предоставить право выбора выполнения домашних зада­ний разнообразного характера, а именно:

-  решение задач нескольких уровней сложности;

-  подготовка к сообщению по выбранной теме;

- под­бор и изучение литературных источников;

-  разработка и  составление различных схем;

-  выполне­ние графических работ;

-  проведение расчетов и др.;

 Индивидуальные задания направлены на развитие у студентов самостоятельности и инициативы (выполнение курсовых проектов и работ; подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.), их может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студен­тами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.

Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться  во время чтения лекции, проведении семинаров, практических и лабораторных работ.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролиро­вать усвоение материала основной массой студентов  путем проведения экс­пресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний и т.д.
На практических и семинарских занятиях различные виды самостоятельной работы позволяют сделать про­цесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

Практические занятия целесообразно строить из трех блоков: информационного, самопознания и практического [2, с. 198].

К информационному блоку можно отнести информацию в начале занятия: вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).   

Блок самопознания важен самоанализом, самооцениванием, сравнивая свои достижения с результатами других участников взаимодействия, это может быть беглый опрос, затем коллективное решение нескольких задач у доски.

К практическому блоку можно отнести следующие этапы практического занятия: самостоятельное решение задач,  разбор типовых ошибок.

Для проведения практических занятий необходимо иметь большой комплекс заданий и задач для самостоя­тельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по сте­пени сложности. В зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:

1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.

2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решен­ной задачи.

По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее зада­ние, по начертательной геометрии это задание выполняется в рабочей тетради №1, на следующем занятии подводится итог сделанного, обсуждаются оценки каждого студента и выдаются дополнительные задания из рабочей тетради №2 тем студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по теку­щей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополни­тельные виды работ.

Из различных форм самостоятельной работы для практических занятий на старших кур­сах наилучшим обра­зом подходят “деловые игры”, например при изучении дисцип­лины «Техническое модели­рование и конструирование» игры проводятся по теме «Ме­тоды решения творческих задач». Студент готовит сообщение по выбранному методу, и все студенты активно участвуют в применении этого метода на примерах. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить приклад­ной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Целью деловой игры должно являться представление возможности в имитационных условиях разрабаты­вать и принимать решения.

При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять самостоятель­ную работу как индивидуально, так и малыми группами (творческими брига­дами), каждая из которых разраба­тывает свой проект (задачу). Выполненный проект (реше­ние проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и за­щита своего варианта повышают роль самостоятельной ра­боты и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организа­ции практических занятий позволяет вводить в за­дачи научно-исследовательские эле­менты, упрощать или усложнять задания.

Активность работы студентов на  практических занятиях, например по инже­нерной графике,  достигается введением такой формы самостоятельной работы, когда на каждую задачу студент получает свое индивидуаль­ное задание (вари­ант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, например расчет и вычерчивание болто­вого, винтового и шпилечного соединения, а исходные данные раз­личны. Перед нача­лом выполнения задания преподаватель дает лишь общие методические указания (порядок выполнения, знакомит с формулами,  имею­щимися справоч­ными материалами и т.п.). Выполнение самостоятельной работы на занятиях с проверкой результа­тов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять техниче­ские расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными дан­ными. Изучае­мый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчиты­вать на ус­пех в выполнении задания. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.

Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содер­жит много возможностей применения активных методов обучения и организации самостоя­тельной работы на основе индивидуального подхода. Для этого перед выполнением лабораторных работ по дисциплине «Детали машин и основы конструирования»  в СПИ обязательно проводится опрос по теоретическому материалу, необходимому для выполне­ния работы (с оценкой), далее проверяются планы лабораторных работ, подготовленные студентом дома (с оцен­кой). В конце занятия оценивается работа студента в лаборатории и проверяется отчет, выставляется оценку за работу.

Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теорети­ческого материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных дан­ных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рам­ках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включать разделы с дополни­тельными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.

Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важней­шим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому ком­плексу следует отнести тексты лекций, опорные конспекты в электронном виде, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, вариантыи заданий и задач, про­граммы для самоконтроля (тесты), автоматизи­рованные обучающие и контролирующие системы, и др. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент явля­ется равноправным участником учебного процесса.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Различают следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисцип­лины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 6.  Активные методы контроля

 

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при под­готовке к контрольным мероприятиям;

-  итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

-  контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после заверше­ния изучения дисциплины.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, заче­тами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация само­стоятельной работы студентов производится на основе современных образователь­ных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессио­нального образования часто применяется рейтинговая система обучения, позволяю­щая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятель­ности, т.е. являться партнерами.

Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида самостоятельной работы [4,с.18]. Сущест­вует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценива­ния и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетвори­тельно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнитель­ные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполне­нию заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (уча­стие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). При этом студенты, не спешащие сда­вать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы (табл. 1). Вместе с тем, поощря­ется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если уча­щийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы.

При использовании рейтинговой системы:

·                     основной акцент необходимо делать на организацию активных видов учеб­ной деятельно­сти, активность студентов выходит на творческое осмысление предложен­ных задач;

·                     предполагать разнообразные стимулирующие, эмоционально-регулирую­щие, направляющие и организующие приемы вмешательства (при необходимости) преподава­теля в самостоятельную работу студентов;

·                     преподаватель должен выступать в роли педагога-менеджера и режиссера обуче­ния, гото­вого предложить студентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передать учебную информацию;

·                     учебная информация должна использоваться как средство организации учеб­ной деятельно­сти, а не как цель обучения.

Рейтинговая система обучения обеспечит наибольшую информационную, процессу­аль­ную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельно­сти студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентирован­ного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).

Тестовый контроль знаний и умений сту­дентов обладает высокой степенью дифференциа­ции испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализа­ции рейтинговых систем. Он дает возможность в значительной мере индивидуализиро­вать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практиче­ских занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозиро­вать темпы и результативность обучения каждого студента.

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализиро­вать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредст­венно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом слу­чае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент полу­чает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.
Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучаю­щие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоя­тельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уро­вень усвоения материала.
         В заключении можно выделить, что самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой происходит формирова­ние навыков, умений и знаний, и в дальнейшем обеспечивается усвоение студентом прие­мов познавательной деятельности, интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способ­ность решать учебные и научные задачи. В этой связи внедрение аудиторной самостоя­тельной работы и инновационных подходов к ее организации в учебный процесс является качественным шагом вперед всей системы высшего образования, так как данный процесс способствует продвижению студентов от образования и получения знаний к уме­ниям и навыкам самообразования.

Литература

1. Педагогический контроль знаний, умений и навыков студентов по начертательной  геометрии:  Сборник  контролирующей  документации  / Сост.: Г. М. Горшков и др. Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 52 с.

2. Прозорова, Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной
       компетентности: / Е.В.    Прозорова / /Мир психологии.-2000.-№ 2.- С.191-202.

3. Самостоятельная работа студентов: теоретические и прикладные ас­пекты. Сборник материалов международной научно - методической конференции / под ред. А. А. Баранова и Г. С. Трофимовой. Ижевск, 2004. -268с.

4. Юшко, Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятель­ной ра­боты студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т. - Рос­тов-н/Д, 2001. - 23 c.

5. Якунин, В.А. Педагогическая психология/ В.А. Якунин.- СПб.: изд -во "Полиус", 1998. -639 с.

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle