Библиографическое описание:

Федорова Т. В. Воображение-основа формирования прогнозирования // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 104-106.



В статье представлен краткий обзор разных подходов к определению понятий «воображение» и «прогнозирование». Автором предпринята попытка решить вопрос о возможной взаимосвязи воображения и прогнозирования, о роли воображения в способности человека прогнозировать возможное будущее (предвосхищать будущие события, предвидеть последствия своих действий).

Ключевые слова: метапредметные умения, воображение, антиципирующее воображение, прогнозирование, младшие школьники.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребёнка метапредметных и предметных умений, которые необходимы ему для дальнейшей учебной деятельности.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО в предметной области «Математика и информатика» наряду с развитием математической речи, логического и алгоритмического мышления, обеспечения первоначальными представлениями о компьютерной грамотности, ставится задача развития воображения и прогнозирования, как метапредметных умений младших школьников.

ФГОС НОО включает прогнозирование в две группы универсальных учебных действий: как регулятивное действие (предвосхищение результата деятельности, предвидение возможности получения конкретного результата при решении задачи) и как познавательное логическое действие (выдвижение и проверка гипотез).

Осуществляя любую деятельность, человек постоянно прогнозирует ее результат и предвосхищает ход событий. Благодаря воображению он может представить результат труда до его начала и, при этом, не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности.

Воображение и прогнозирование - метапредметные умения, развитие которых у младших школьников, на сегодняшний день, значимо и актуально. Однако эти умения не являются достаточно разработанными в практике начального математического образования. В настоящее время перед педагогами начального образования остаются открытыми вопросы о том, как проектировать уроки математики в начальной школе, чтобы они формировали у младших школьников в единстве предметные и метапредметные умения, в частности, воображение и умение прогнозировать; какие приемы и методы взаимодействия использовать; какие формы организации деятельности учащихся стоит применять;каким образом структурировать учебный материал в соответствии с этими задачами в предметной области «Математика и информатика»?

Определим понятия и функции этих процессов. В психолого-педагогической литературе прогнозирование определяется неоднозначно: как регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципации (А.В. Карпов); как один из механизмов в процессе раскрытия неизвестного, оно отражает процессуальный характер, включено непосредственно в мыслительный процесс и осуществляется тогда, когда человек еще усваивает, открывает для себя метод такого предвосхищения (А.В. Брушлинский); является одним из средств познавательной деятельности, выступающего в качестве начальной информационной базы в начале поиска (А.К. Осницкий). По мнению многих ученых, прогнозирование является синонимом термину «антиципация», т.е. это способности (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий (А.В. Карпов, Л.А. Регуш, и др.). Таким образом, прогнозирование в психолого-педагогической литературе рассматривается с разных позиций:

-как прогнозирование самооценки (А.Б. Воронцов, А.Ф. Матушак, О.Н. Молчанова, Г.А. Цукерман);

-как прикидка математического результата (Н.Н. Деменева);

-как интеллектуальное умение (П.К. Анохин, Л.А. Регуш, и др.)

Прогнозирование реализует когнитивную, регулятивную и коммуникативную функции. Когнитивная функция: оно включается в структуру почти всех познавательных процессов, в том числе и воображения (Л.М. Веккер, А.В. Брушлинский и др.) [1]. Регулятивная функция прогнозирования проявляется в том, что предвосхищение результата определяет направление действия, характер поведения в сложившейся учебной ситуации (Н.А. Бернштейн, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков) [5]. Коммуникативная функция проявляется в следующем: личный опыт общения порождает ожидания, под действием которых выстраивается определенная линия поведения (Э. Брунсвик, Ж. Нюттен, и др.).

В психологии познавательных процессов нет единого взгляда и на природу воображения. Не выработаны методы и подходы к исследованию, нет единого мнения о том, какие конкретные проявления отражает данное понятие. Все это делает необходимым широкий поиск сведений о сущности процесса воображения и методах его исследования.

Воображение рассматривается учеными по-разному:как фактор поведения, как установочное действие, помогающее осуществлению реального (Р.Г. Натадзе), как познавательный процесс в условиях дефицита информации (М.Б. Беркинблит, А.В. Петровский), как способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им (Р.С. Немов) и др. В самом широком смысле слова, это всякий процесс, протекающий в образах [4].

Целесообразно опираться на следующие определения, так как они вскрывают все существенные важные свойства этого понятия. Воображение - есть психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области) (Н.И. Конюхов). Как психологический процесс, воображение, позволяет представить результат труда до его начала и при этом не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности (М.И. Меерович, Л.И. Шрагина) [7].

Воображение выполняет функции: эвристическую - служит фактором в поисковой творческой деятельности; антиципирующую - предвосхищает, корректирует формы человеческой жизнедеятельности, способствует планированию и программированию деятельности, составлению таких программ, оценке их правильности, процесса реализации; помогает представлять действительность в образах и возможность пользоваться ими, решая задачи; способствует произвольной регуляции познавательных процессов и состояния человека; управляет психофизиологическим состоянием организма; способствует формированию внутреннего плана действий. С помощью воображения человек стремится выйти за рамки имеющегося опыта и данного момента времени, т.е. он ориентируется в вероятностной, предполагаемой среде. Это позволяет находить не один, а множество вариантов решения любой проблемы, что становится возможным за счет многократного переструктурирования имеющегося опыта [8].

Рассматривая вопрос о возможной взаимосвязи воображения и прогнозирования, среди всех видов воображения наиболее значимо антиципирующее воображение, так как именно оно лежит в основе способности человека прогнозировать возможное будущее (предвосхищать будущие события, предвидеть последствия своих действий и т.п.). Антиципирующее (предвосхищающее) воображение тесно связано с мыслительной деятельностью. Это выражается в установлении причинно-следственных связей между актуальными событиями и их вероятными исходами.Антиципирующее воображение внутренне связано со структурой любой человеческой деятельности.

Как и остальные виды воображения, антиципирующее черпает «строительные» материалы из запасов памяти, из знаний прошлого и настоящего, из понимания логики развития определенных событий. Благодаря антиципирующему воображению, человек организует свою деятельность, исходя не только из своего личного опыта, но используя опыт других людей и всего человечества. В новой и неизвестной ситуации человек не может не прибегать к методу проб и ошибок. Антиципирующее воображение помогает мысленно проделать ряд действий, исследовать предполагаемые варианты поведения, возможные последствия, на основе которых человек может тормозить и откладывать одни и активизировать другие действия.

Выдвинутые гипотезы проверяются в практической деятельности. Некоторые из них отбрасываются как неадекватные и несоответствующие действительности, другие, подтвержденные опытом, признаются как правильные, и на примере их строятся новые [3, с.103-121].

Успех прогнозирования, соответствие предполагаемых результатов действительным будет зависеть от того, насколько материал антиципирующего воображения объективен и соответствует действительности.

Воображение способствует созданию новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности (С.Л. Рубинштейн). Прогнозирование способствует развитию познавательной мотивации, выступает как регулирующая функция любого психического процесса (Л.А. Регуш, А.А. Денисова и др.) [6].

Согласимся с Л.М. Веккером, который доказал двустороннюю связь прогнозирования с воображением. Образы, построенные воображением, представляют собой планы сбора информации из потенциально доступного окружения. Следовательно, образ является реалистичным предвосхищением будущего. Воображение заключается в способности выделять предвосхищения из непосредственного контекста и оперировать ими [2]. Результат воображения - новый образ, отличный от исходного (как результат оперирования образами). Результат прогнозирования - гипотеза о предстоящем будущем (предвосхищаемый образ результата деятельности).

Воображение - необходимое средство, помогающее субъекту в процессе мышления использовать знания для приложения их к новой сфере, что и выражается в построении новой гипотезы. Новые образы выступают средством познания и прогнозирования в человеческой жизнедеятельности.

Прогнозирование, упреждающий синтез, антиципация, догадка проявляются в различных видах деятельности, в том числе, мыслительной, речевой, учебной, профессиональной.

От уровня развития прогнозирования и воображения зависит и степень осознанности совершаемой младшими школьниками учебной деятельности, возможности самостоятельной регуляции своих действий. Иначе говоря, с началом школьного систематического обучения появляется необходимость, и создаются благоприятные условия для развития и воображения, и прогнозирования.

Таким образом, сказанное позволяет сделать вывод: оба этих процесса взаимосвязаны. Считаем воображение основой формирования прогнозирования.

Литература:

  1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование // Субъект: мышление, учение, воображение. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С. 103 – 339.
  2. Веккер Л.М. Психические процессы. – Т. 3. – Л.: Издательство ЛГУ, 1981. – 324 с.
  3. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. - Новосибирск, 1979. – 241с.
  4. Краткий психологический словарь /Под общей ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского /ред.-составитель Л.А.Карпенко - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998. - 512с.
  5. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М.: Наука, 1980. – 278 с.
  6. Регуш Л.А. Психология прогнозирования. Успехи в познании будущего/ Л.А. Регуш. – С.- Пб.: Речь, 2003. – 254 с.
  7. Федорова Т.В. К вопросу о сущности, структуре и реализации воображения // Образование и саморазвитие (научный журнал) №1(17) 2010 г., - Казань, Центр инновационных технологий, 2010. С. 191-197.
  8. Филатов Ф.Р. Психология для студентов вузов. Ростов – на - Дону: Феникс, 2004. – 256с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle