Библиографическое описание:

Пода А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый. — 2016. — №27.1. — С. 24-27.



Annotation: The article covers the problem of development of imagination in the Junior school age. Presents the results of experimental studies carried out on the basis of MBOU SOSH № 1 Lermontov of the Stavropol territory. Look at the implications of educational work, contributing to the development of imaging technology in the classroom.

Keywords: primary school level, education standards, educational work, development, imagination.

Лев Семенович Выготский обосновал решающую роль обучения и воспитания в развитии и становлении важнейших психологических структур и функций, в формировании личности. Согласно Л. С. Выготскому, «обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».

На сегодняшний момент важнейшим условием прогрессивного развития как каждого отдельного члена общества, так и всего общества в целом, является способность к творческому решению поставленных задач.Творческую деятельность Л. С. Выготский определяет как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является создание условий для творческой самоактуализации и самореализации ребёнка, под которыми, прежде всего, понимается свобода выбора форм жизнедеятельности, цели и способов её достижения, направлений и сфер существования. Свобода самореализации ребёнка тесно связана с его возможностями и склонностями, так как ребёнок полностью открывает себя только в условиях, отвечающих его склонностям.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Эта необходимость обусловлена принятием Федерального государственного стандарта начальной школы (Приказ Минобрнауки России № 373 от 06 октября 2009 г.), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагающий разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающий рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития воображения детей. Современная педагогическая наука рассматривает воображение как важнейшую сторону детского творчества. Способность к необычному комбинированию элементов действительности, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты творческого процесса: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

Человек с развитым воображением способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счёте — наиболее эффективно организовать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Предпосылки к дальнейшему творческому развитию и саморазвитию личности, куда входит и воображение, закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребёнка, особенно к начальному школьному образованию, во многом определяющему дальнейшее её развитие.

В последние годы в воспитании детей взрослые очень большое внимание уделяют интеллектуальному развитию. На развитие же воображения и фантазии не остаётся времени, что сказывается на бедности образного мышления и других познавательных процессов, обуславливающих успешность обучения. Развитие воображения как познавательного процесса — одна из основных задач образования в школе, помогающая формировать личность ребёнка.

Как показывают педагогические исследования, воображение помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделить главное и второстепенное. Оно помогает уйти от догм в понимании не только науки, но и искусства, мобилизуя все виды мыслительной и творческой деятельности учащихся. С использованием воображения в процессе обучения восприятие материала у ребёнка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков.

Воображение — значимый фактор, оказывающий влияние на формирование личности. Эталоны, которым человек хочет подражать или, к которому стремится, служат примерами для организации его жизни, личностного и нравственного развития [1, с 23]

Основное условие развития воображения младшего школьника — включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения — основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей [2, c.97].

Характерной особенностью воображения младших школьников является наглядность и конкретность создаваемых образов. Ребенок представляет в уме то, что он видел в натуре или на картинке.

Следовательно, в процессе обучения воображение имеет очень большое значение, так как без него невозможно воспринимать и понимать учебный материал. Учение способствует развитию воображения, обогащает его. Кроме того, у младшего школьника воображение все теснее связывается с его жизненным опытом, причем не остается пассивным процессом, а постепенно становится побудителем к деятельности. Возникшие образы и мысли ребенок стремится воплотить в реальные предметы (в рисунки, игрушки, разные поделки), над изготовлением которых надо потрудиться. И в основном развитие творческого воображения ребенка происходит на уроках технологии и изобразительного искусства уже в начальной школе.

Уроки технологии, оптимальные для развития воображения младших школьников, имеют различную классификацию и структуру. Содержание уроков технологии составляет целостную систему. Отличие их состоит в том, что они базируются на предметно-практической деятельности, которая в свою очередь обеспечивает ребенку, прежде всего, чувственное познание действительности.

Систематизация уроков технологии возможна по разным основаниям: по материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по дидактическим целям, по способам организации.

На любом уроке технологии ребенок активно пользуется творческим воображением. Понятие «творчество» следует отнести к одному из самых распространенных и часто встречающихся в методике трудового обучения. Творческое воображение предполагает создание чего-то нового, еще не существующего в человеческой практике.

Исследуя данную проблему, было организовано опытно-экспериментальное исследование, проведенное с учениками 1-ых классов (1 «А» — экспериментальная группа и 1 «В» — контрольная группа) МБОУ СОШ № 1 г. Лермонтова Ставропольского края.

На первом этапе работы стояла цель выявить и диагностировать уровни развития воображения младших школьников.

Для диагностики были использованы следующие диагностирующие методики: Тест креативности Элиса Пола Торренса; «Нарисуй что-нибудь» (автор Ю. А. Афонькина); «Скульптура» (автор Р. С. Немов).

Проведя диагностики и обработав результаты, сводная таблица свидетельствовала о том, что показатели экспериментальной и контрольной групп отличаются лишь в нескольких процентах. И в одной, и в другой группах преобладает низкий уровень развития воображения, на высокий уровень отводится лишь несколько процентов.

Цель второго этапа эксперимента заключалась в разработке и апробации системы педагогической работы направленной на развитие воображения младших школьников в ходе решения несложных дизайнерских задач на уроках технологии. Этот этап исследования проводился только с учениками экспериментальной группы.

На этом этапе с учащимися группы проводились уроки технологии, способствующие развитию воображения. Особенность проведенных уроков заключалась в том, учащимся было необходимо не только применить имеющиеся знания и умения, но и реализовать поставленные перед ними несложные дизайнерские задачи. Также на уроках обязательно использовались дидактические игры, обучение в сотрудничестве, информационные компьютерные технологии. Следовательно, на этом этапе мы строили учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы учащиеся в процессе творческой деятельности развивали собственное воображение.

В ходе педагогической работы по развитию воображения младших школьников на уроках технологии стали заметны изменения в самостоятельной работе учащихся. После был проведен третий этап — контрольный. Его цель: повторное выявление и диагностика уровней развития воображения младших школьников. Этот этап исследования проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп.

Для реализации цели контрольного этапа эксперимента использованы методики, упомянутые выше, в первом этапе эксперимента.

Анализируя результаты контрольного эксперимента можно отметить, что данные проведенного исследования доказывают эффективность педагогической работы направленной на развитие воображения младших школьников в ходе решения несложных дизайнерских задач на уроках технологии.

Итоги контрольного этапа показывают положительную динамику в экспериментальной группе, что доказывает необходимость организации педагогической работы направленной на развитие воображения младших школьников в ходе решения несложных дизайнерских задач.

Как показывают педагогические исследования, воображение помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделить главное и второстепенное. С использованием воображения в процессе обучения восприятие материала у ребёнка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков.

Уроки технологии дают учителю огромные возможности не только для развития ученика в целом (морально, культурно, эстетически и творчески), но и в плане творческого воображения. Данная характерная черта этих уроков заложена в целях и задачах самой учебной дисциплины. «Технология» реализуется в школах для достижения одной из основных целей — развитие творческого потенциала учащегося как способа самореализации.

Литература:

  1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Глава IX. Воображение. Электронный вариант статьи. 2005.
  2. Дьяченко О. М. Развитие воображения школьника. Электронный учебник. 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): воображения младших школьников, развития воображения, развития воображения младших, развитие воображения младших, развитию воображения, творческого воображения, использованием воображения, Развитие воображения, несложных дизайнерских задач, уроках технологии, решения несложных дизайнерских, педагогической работы направленной, ходе решения несложных, развития воображения детей, развитие творческого воображения, развития воображения младшего, особенностью воображения младших, развитию воображения младших, Развитие воображения школьника, уровни развития воображения.

Ключевые слова

развитие, воображение, младшее школьное звено, ФГОС НОО, педагогическая работа

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос