Библиографическое описание:

Гринев В. И. Воспитание патриотизма на уроках истории // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 38-40.



«Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях»

Н.М. Карамзин

На сегодняшний день одной из приоритетных задач государства, осуществляемых школой, является воспитание высоконравственной, патриотичной личности. Поэтому среди целей исторического образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».

Востребованность данной темы определяется тем, что в жизни нашей страны, с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. Но с другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на подрастающее поколение.

Рассматривая особенности патриотического воспитания, сначала определим, что такое патриотизм. Патриотизм, по мнению философов, - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу. Именно патриотизм являлся тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.

В.И. Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».

В Философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

В патриотическом воспитании можно выделить три направления :

-изучение истории семьи ребенка;

-изучение истории родного края;

-изучение истории Отечества.

Именно уроки истории открывают широкие возможности для формирования

личности школьника, становления его гражданской позиции. При этом учитель должен направлять учеников, вооружать их инструментарием оценки тех или иных событий, в нравственном плане должен апеллировать к лучшим качествам в человеке, опираясь на исторический материал.

Воспитательный потенциал раскрывается буквально в каждой теме урока, не говоря уже о таких темах, как: Куликовская битва, Невская, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война. При изучении этих исторических событий возможна и необходима работа не только с учебни­ком истории, но и художественной лите­ратурой. Учащиеся пишут сообщения, дают характеристики исто­рических лиц, посещают краеведческий музей, библиотеки, встречаются с участниками исторических событий.

По мнению многих современных педагогов для того, чтобы повысить нравственную значимость школьного урока нужно действовать в 3-х направлениях: через самого педагога, через саму историю и через форму подачи материала. Использование всех направлений в совокупности дает максимальную эффективность в реализации нравственно-воспитательных целей урока.

А среди приемов, способствующих воспитанию патриотизма, можно отметить следующие: методы убеждения, методы организации деятельности учащихся, возрастно-оценочные методы, диалоговая и групповая формы работы, нестандартные формы начала урока, применение фотографий родной природы или портретов героев нашего Отечества. Кроме того для более полной реализации воспита­тельного потенциала содержания урока отечественной истории необходимо приме­нять комплекс приемов, которые могут усилить воспитательное воздействие на учеников. [3] К этим приемам относится уста­новление интегративных связей истории с другими гуманитарными предметами, та­кими, например, как литература и музыка. А также использование заданий исторического содержания на математических олимпиадах школьников. [1]

Воспитание гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории края и страны, жизни и деятельности выдающихся людей способствует сохранению традиций и преемственности поколений. [2]

Литература:

  1. Зубова С.П., Лысогорова Л.В. Математические олимпиады в современных условиях. Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61-63.
  2. Кочетова Н.Г., Севенюк С.А., Лысогорова Л.В. Юбилею факультета начального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии посвящается//Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 5-7.
  3. Лысогорова Л.В. Педагогические условия развития математических способностей младших школьников //Сибирский педагогический журнал. 2007. № 9. С. 228-233.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle