Библиографическое описание:

Борзенкова О. А. Дидактические возможности формирования методико-математической компетентности бакалавров образования // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 12-14.



В статье особое место уделяется проблеме формирования методико-математической компетентности бакалавров дошкольного и начального образования. Обоснованы некоторые дидактические возможности достижения интегративного уровня методико-математической компетентности бакалавров образования по совмещенным профилям.

Ключевые слова: бакалавр дошкольного и начального образования, методико-математическая компетентность, интегративный уровень методико-математической компетентности.

Современный педагог дошкольной образовательной организации и учитель начальных классов – это прежде всего профессионал, формирующий и совершенствующий свое педагогическое мастерство.

Проблема совершенствования профессиональной подготовки педагога дошкольного и начального образования всегда остается актуальной.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) четко прописаны основные требования к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) (профили «Дошкольное образование» и «Начальное образование») [3].

Цель обучения бакалавров по совмещенным профилям подготовки «Дошкольное образование» и «Начальное образование» - развитие личностных качеств, формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО, необходимых для подготовки выпускника к педагогической и культурно-просветительской деятельности, формирование высоконравственных качеств личности, способной к творческой деятельности и саморазвитию [3; 4].

Подготовка педагогических кадров (ФГОС ВО) для качественного осуществления процесса обучения и воспитания возможна на основе новейших достижений науки и усиления практической направленности образовательного процесса [4].

Выпускник факультета начального образования должен быть готовым и способным к проектированию единой развивающей среды в дошкольной образовательной организации и начальной школе (в рамках образовательной области «Познание» и с учетом специфики содержания предметной области «Математика и информатика»).

Возникновение новых типов образовательных учреждений, разработка современных технологий обучения и воспитания, профессиональная конкуренция и т.д. обусловили изменение требований общества к качествам личности педагога, его педагогической деятельности. Современной дошкольной образовательной организации и начальной школе нужен педагог, обладающий интегративным уровнем профессиональной компетентности.

Методико-математическая компетентность является интегративной характеристикой личности, включающей комплекс математической, методической, психолого-педагогической и научно-исследовательской компетенций [2]. Представляет собой единство научно-теоретической, научно-практической, научно-исследовательской и психологической готовности применять интегративные знания и умения в организации образовательной деятельности дошкольников и в обучении младших школьников математике [2; 5].

В рамках методики профессора А.К. Артемова основой формирования указанной компетентности является интеграция методико-математических дисциплин математики, методики преподавания математики, а также теории обучения с учетом психологических особенностей усвоения знаний и закономерностей развития детей [1].

Характеристика интегративного уровня методико-математической компетентности педагога дошкольной образовательной организации и начальной школы (источник: О.А. Борзенкова, Т.В. Федорова [2; 5]):

  • знание теоретических вопросов о математических, учебных и методических задачах, об их роли и функциях в обучении младших школьников (в организации образовательной деятельности дошкольников);
  • знание особенностей умственной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста и умение учитывать их в образовательном процессе;
  • умение формулировать локальные и перспективные учебные задачи, проектировать и конструировать математические и учебные задачи, в том числе и по развитию творческого воображения детей, по формированию логических операций мышления, по формированию умения оперировать образом в соответствии с условием задачи и по формированию умения строить обобщенные ассоциации;
  • умение вводить детей в ситуацию учебной задачи, творчески отбирать учебный материал;
  • умение ставить и решать методические задачи, направленные на решение математических и учебных задач;
  • умение соблюдать основные линии преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием;
  • умение составлять системы вопросов, комплексы заданий, фрагменты уроков (организованной образовательной деятельности дошкольников), программу действий в точном соответствии с психологическими закономерностями процесса усвоения знаний, дидактическими и методическими принципами, возрастными особенностями детей 3-10 лет;
  • умение разрабатывать свои варианты последовательности изучения программного содержания и обосновывать их с точки зрения психологических закономерностей процесса усвоения знаний, ориентируясь на взаимосвязь математических понятий и способов действий;
  • умение создавать программы, соответствующие частные методики и т.д., то есть владение интегрированной методикой обучения детей
  • умение определять, какие общие умения будут формироваться у дошкольников и младших школьников в процессе развития логического, образного мышления и воображения при изучении математического содержания;
  • умение выбирать способ управления организованной образовательной деятельностью дошкольников и учебной деятельностью младших школьников в соответствии с целью;
  • умение выбирать технологию организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста и технологию обучения младших школьников, согласованную с закономерностями процесса развития логического, образного мышления и воображения, усвоения математических знаний и умений;
  • умение прогнозировать результат деятельности детей и собственной педагогической деятельности;
  • способность разрабатывать технологии обучения младших школьников (организации образовательной деятельности дошкольников), наполнять их новым математическим содержанием и т.д.;
  • владение современными средствами ИКТ;
  • умение проводить психолого-педагогические исследования процесса обучения младших школьников и организации образовательной деятельности дошкольников и др.

Эффективным средством формирования методико-математической компетентности педагогов по совмещенным профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование» является разработка и внедрение в процесс обучения бакалавров специальных заданий [5].

Рассмотрим примеры таких заданий.

1) Установите верное соответствие приемов умственной деятельности их характеристикам, запишите ответы в таблицу

1. Анализ

А) соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое

2. Сравнение

Б) логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и (или) различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

3. Обобщение

В) разделение множества на группы по какому-либо признаку

4. Аналогия

Г) рассуждение, где из сходства двух предметов в каких-то признаках, и на основании того, что первый предмет имеет дополнительный признак, делается вывод, что и второй предмет обладает таким же признаком

5. Синтез

Д) один из основных механизмов процесса мышления, заключающийся в выявлении свойств объекта, или объекта из группы, или группы объектов по определенному признаку.

6. Классификация

Е)оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения, выделение и фиксация общего признака двух или более объектов.

1

2

3

4

5

6

2) Охарактеризуйте методы организации познавательной деятельности дошкольников и методы обучения младших школьников, способствующие: приобщению детей к творческой работе; привитию интереса к творчеству, поиску; развитию навыков созидания, самореализации. Приведите примеры заданий математического содержания.

Ответ оформите в виде таблицы

Возраст детей

Метод, его краткая характеристика

Пример задания математического содержания по реализации метода

Старший дошкольник

1.

2.

3.

Младший школьник

1.

2.

3.

3) Разработайте творческие задания для дошкольников и младших школьников по развитию состава творческих способностей в математическом образовании (по три задания на каждый состав творческих способностей). Ответ оформите в виде таблицы.

Состав творческих способностей

Творческие задания

Старший дошкольник

Младший школьник

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Очевидно, указанные задания носят интегративный характер, являются методико-математическими, содержат качественные и количественные преобразования взаимодействующих элементов, отличаются педагогической целесообразностью и относительной самостоятельностью.

Внедрение заданий подобного вида в процесс обучения бакалавров – будущих педагогов дошкольной образовательной организации и начальной школы – способствует совершенствованию их методико-математической компетентности.

Литература:

  1. Артемов А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах. – Самара: Изд-во СамГПУ, 1995.
  2. Борзенкова О.А. Формирование методико-математической компетентности будущего учителя начальных классов: Дис.…канд. пед. наук. – Самара, 2007.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Бакалавр») Электронный ресурс, режим доступа isobr.uspu.ru/doki/article/241/Стандарт педобразования бакалавриат.
  5. Федорова Т.В., Борзенкова О.А., Мезенцева О.Ю. Особенности профессиональной подготовки бакалавров к математическому образованию детей 6-7 лет. // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: Материалы восьмой международной научно-практической конференции. – Самара: ПГСГА, 2013. – 296 с. – С.52-55.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle