Олимпиадные задачи как средство развития математических способностей младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 872 раза

Библиографическое описание:

Шашова Е. В. Олимпиадные задачи как средство развития математических способностей младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 204-208. — URL https://moluch.ru/archive/149/41760/ (дата обращения: 18.10.2019).



В статье особое внимание уделяется проблеме развития математических способностей младших школьников. Предлагается использовать олимпиадные задачи как средство их развития.

Ключевые слова: математические способности, олимпиадные задания, развитие математических способностей

В современной методической системе обучения и успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Как широко известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеклассной работы- является олимпиада по предмету. Она способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний учителям.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время ребенок впервые самостоятельно совершает открытия. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них — ростки будущего интереса к науке.

Олимпиада-это массовая и многоступенчатая форма соревнования, которая охватывает всех учащихся целого региона или части.

Задачи олимпиады следующие:

  1. Вызвать интерес к предлагаемым вопросам, таким образом расширить кругозор учащихся. А также развить желание к самостоятельному изучению дополнительной литературы по данному предмету (чтение научно-популярной литературы, работа со справочниками и словарями).
  2. Помочь ребенку раскрыть свои способности, в большей степени утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих.
  3. Развивать мышление и творческую инициативу ребенка.

Кроме того, олимпиада является одной из форм учебной деятельности, которая может появляться на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремиться к самореализации, у него формируется навыки планирование и самоконтроля, активизируется интеллектуальная деятельность.

Но все же развитие математических способностей — это сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности. Указанная совокупность представляет собой единое качественно-своеобразное целое, — только в целях анализа мы выделяем отдельные компоненты, отнюдь не рассматривая их как свойства изолированные. Эти компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, проявления которой мы условно называем «синдром математической одаренности».

Исследование математических способностей включает в себя и решение одной из важнейших проблем — поиска природных предпосылок, или задатков, данного вида способностей. К задаткам относятся врожденные анатомо-физиологические особенности индивида, которые рассматриваются как благоприятные условия для развития способностей.

Самое значительное исследование психологов по данной проблеме принадлежит В. А. Крутецкому и изложено в его книге «Психология математических способностей школьников». [10]

В. А. Крутецкий даёт следующее определение математическим способностям: «Под способностями к изучению математики мы понимаем индивидуально-психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обусловливающие на прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики». Собранный материал В. А. Крутецким позволил ему выстроить следующую общую схему структуры математических способностей в школьном возрасте.

Исходя из всего вышесказанного и основываясь на компонентах (параметрах) математических способностей, выявленных математиками, педагогами и психологами в нашей стране и за рубежом, проведу систематизацию этих параметровпредложенную В. А. Гусевым в его работе «Психолого-педагогические основы обучения математике» [6].

Классифицируя составляющие математических способностей, автор пришёл к выводу, что, прежде всего их можно распределить по двум основным блокам: в первый блок входят общие характеристики мышления или умственной деятельности (формулировки этих качеств личности формально не связаны ни с какой специальной математической деятельностью); ко второму блоку относятся параметры математических способностей, непосредственно связанные с математической деятельностью учащихся. Совершенно ясно, что эти параметры следует идентифицировать по уровню их сложности, продвинутости и т. д.

Итак, рассмотрим один из возможных вариантов классификации составляющих (параметров) математических способностей младших школьников.

http://pda.coolreferat.com/ref-2_1432689132-24171.coolpic

http://ua.coolreferat.com/ref-2_1432713950-32168.coolpic

Оценивая предложенную классификацию параметров математических способностей, можно сделать следующие выводы.

  1. Отличительной чертой данной классификации является ее направленность на целостное формирование личности каждого школьника, и в этой связи ее многогранность.
  2. Бросается в глаза большое пересечение указанных параметров с общими целями обучения математике, сложность этих взаимосвязей. Важно отметить, что фундаментом во всем этом многообразии являются мыслительные процессы, это выдвигает на первый план процессы формирования приемов мыслительной деятельности.
  3. Построенная классификация играет немаловажную роль
  4. в диагностике параметров математических способностей учащихся и позволяет дифференцировать их по уровням владения теми или иными приемами мыслительной деятельности.

После выявленных компонентов рассмотрим несколько примеров по реализации олимпиадных задач и заданий как способ развития математических способностей у младших школьников. [1]

Одним из таких упражнений на уроке математике или на внеурочной деятельности может быть использованы такие упражнения как:

− Самое маленькое целое число, которое делится на 2, 3 и 4 равно.

− На выставке кошек 3 белых котёнка- Пыжик, Лучик и Чемпион- заняли три первых места. Пыжик занял не первое и не второе место. Лучик- не второе место. Какие места заняли каждый котёнок?

− Средний возраст одиннадцати футболистов команды-22 года. Во время матча один из футболистов был удалён с поля. После этого средний возраст тех, кто остался на поле, стал 21 год. Сколько лет было футболисту, удалённого с поля?

− В хозяйстве Попа было 13 работников. Каждый работник съедал в день каравай хлеба. Поп принял на работу Балду.

Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

Поп прогнал лишних работников. Сколько караваев хлеба стал Поп экономить ежедневно?

− Расшифруй комбинацию кодового замка, если:

  1. Третье цифры на 3 больше, чем первые.
  2. Вторая цифра на два больше, чем четвертая.
  3. В сумме все цифры дают числа 17.
  4. Вторая цифра 3.

− Расположите 25 чисел, от 1 до 25, в квадрате из 25 клеток так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце, а так же по обеих диагоналям квадрата получились одинаковые суммы.

− Проведите внутри прямоугольника 2 отрезка так, чтобы получились 4 треугольника и 1 четырехугольник.

− Деревянный кубик, с ребрами, равными 3 дециметра, распилили на кубики с объемом 1 кубический дециметр. Сколько среди получившихся кубиков таких, которые окрашены с трех сторон?

− В шесть часов утра в воскресенье гусеница начала всползать на дерево. В течение дня, т. е. до 18 часов, она всползала на высоту 5 м, а в течение ночи спускалась на 2 м. В какой день и час она будет на высоте 9м?

Под математическими способностями следует понимать специальные особые способности, которые необходимы для успешного выполнения математической деятельности. Математические способности являются не единым образованием, а имеют сложную многогранную структуру. Успешность математической деятельности зависит не от отдельно взятой способности, а от комплекса способностей. Математическая одарённость предполагает наличие определённых природных предпосылок и проявляется только в творческой деятельности. Однако не следует забывать, что каждый человек (ученик) обладает в определенной мере математическими способностями которые чаще всего раскрываются на олимпиадах. Оценить и развить эти способности — задача педагогов.

Литература:

  1. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады начальная школа 2–4 классы,2-е изд. – М.: Айрис- пресс.2006.
  2. Ведерникова Т. Н., Иванов О. А. Интеллектуальное развитие школьников на уроках математики // Математика в школе — № 3. – 2002.
  3. Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М., 1973.
  4. Выплов Ю. Развитие мыслительной деятельности учащихся. // Математика. — 2003 — № 24.
  5. Гусев В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике. – М.: Вербум-М: Академия, 2003.
  6. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Интеллектуальная игра как условие развития старших дошкольников. В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен Материалы II Международной научной конференции. 2016. С. 188–193.
  7. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Методические аспекты обучения школьников решению задач с позиции теории величин. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 1 (7). С. 155–157.
  8. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Причины вычислительных ошибок младших школьников и пути их предупреждения. Педагогика городского пространства: теория, методология, практика. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Т. А. Чичканова (ответственный редактор). Самара, 2015. С. 284–288.
  9. Игнатьев Е.И Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М.: Омега,1994.
  10. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
  11. Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70
  12. Лысогорова Л. В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2007.
  13. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку, и курсу «окружающему миру».1–2 классы. – М.: «Вако», 2011.
  14. Чуракова Р. Г. Математика. Школьная олимпиада, тетрадь для внеурочной деятельности.2 класс. – М.: Академкнига/учебник. 2014.
  15. Шадриков В. Д. О структуре познавательных способностей. // Психологический журнал — 1985 — № 3.
Основные термины (генерируются автоматически): способность, математическая деятельность, мыслительная деятельность, умственная деятельность, каравай хлеба, место, параметр.


Ключевые слова

математические способности, олимпиадные задания, развитие математических способностей

Похожие статьи

Уголок занимательной математики как средство формирования...

Представлены рекомендации по руководству самостоятельной математической деятельностью детей в уголке занимательной математики в ДОУ. Ключевые слова: логико-математическая компетентность, уголок занимательной математики...

Формирование элементарных математических представлений...

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

Формирование элементарных математических представлений...

При умеренной умственной отсталости нарушены процессы познавательной деятельности.

Специалисты отмечают, что у детей с умеренной степенью умственной отсталости имеют место ограничения в школьных успехах, однако при этом их можно обучить элементарным навыкам...

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольников.

Умение классифицировать определенные предметы и явления развивает у младших школьников новые сложные формы собственно умственной деятельности, которая постепенно...

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Этот приём воздействует на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Она снимает психологическое утомление, мобилизует умственные усилия учащихся...

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Как объединить математику и изобразительную деятельность?

В разных местах расположены гаражи, также обозначенные геометрическими фигурами, машины

Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста.

Развитие физико-математических способностей учащихся

Наряду с условиями успешного овладения физикой-математикой мы выделяем и собственно физико-математические способности умственной деятельности человека.

Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению...

Л. И. Божович в своих исследованиях пишет, что готовность к школе состоит из уровня развития мыслительной деятельности, а также познавательных интересов. Основной критерий готовности — «внутренняя позиция школьника»...

Использование средств математики в процессе формирования...

Для активизации мыслительной деятельности на уроках математики можно использовать занимательные элементы [1]. К ним относятся ребусы, кроссворды, трёхуровневые карточки, математические и графические диктанты.

Похожие статьи

Уголок занимательной математики как средство формирования...

Представлены рекомендации по руководству самостоятельной математической деятельностью детей в уголке занимательной математики в ДОУ. Ключевые слова: логико-математическая компетентность, уголок занимательной математики...

Формирование элементарных математических представлений...

Развитие математических представлений в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует коррекции различных сторон познавательной деятельности умственно отсталого ребенка.

Формирование элементарных математических представлений...

При умеренной умственной отсталости нарушены процессы познавательной деятельности.

Специалисты отмечают, что у детей с умеренной степенью умственной отсталости имеют место ограничения в школьных успехах, однако при этом их можно обучить элементарным навыкам...

Формирование мышления младшего школьника на уроках...

Их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольников.

Умение классифицировать определенные предметы и явления развивает у младших школьников новые сложные формы собственно умственной деятельности, которая постепенно...

Дидактическая игра на уроках математики как средство...

Этот приём воздействует на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Она снимает психологическое утомление, мобилизует умственные усилия учащихся...

Развитие математических способностей у детей дошкольного...

Как объединить математику и изобразительную деятельность?

В разных местах расположены гаражи, также обозначенные геометрическими фигурами, машины

Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста.

Развитие физико-математических способностей учащихся

Наряду с условиями успешного овладения физикой-математикой мы выделяем и собственно физико-математические способности умственной деятельности человека.

Готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению...

Л. И. Божович в своих исследованиях пишет, что готовность к школе состоит из уровня развития мыслительной деятельности, а также познавательных интересов. Основной критерий готовности — «внутренняя позиция школьника»...

Использование средств математики в процессе формирования...

Для активизации мыслительной деятельности на уроках математики можно использовать занимательные элементы [1]. К ним относятся ребусы, кроссворды, трёхуровневые карточки, математические и графические диктанты.

Задать вопрос