Библиографическое описание:

Ильина Е. А. Гуманитаризация учебного познания в сфере естественнонаучных дисциплин // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 681-684.



Тенденции гуманитаризации научного познания связаны с изменением объекта изучения естественных и технических наук. Это уже не феномены и закономерности в естествознании или технические разработки сами по себе, а их комплексное изучение, включающее их влияние на деятельность человека. Однако деятельность человека является объектом изучения уже гуманитарных наук. Таким образом, гуманитаризация естествознания в современных условиях отражает усложнение традиционного объекта познания. Теперь он включает в себя также и человеческую деятельность во всех проявлениях. Сама методология науки начинает рассматриваться в новой познавательной ситуации уже не как наука о методах, а как учение об активности субъекта познания, что является важнейшим фактором гуманитаризации науки. Новый образ науки в XXI столетии строится в логике развития не самого по себе научного знания, а в «логике культуры».

При этом тенденция гуманитаризации проявляется и в процессе становления общенаучных форм и средств познания, формирования системы общенаучных понятий, которые используются различными науками, связаны с логико-математическим средствами и отвлечены от конкретных предметных областей и выполняют общенаучные гносеологические функции. К числу таких общенаучных понятий относятся понятия системы, структуры, информация, управления, симметрии, неопределенности и т. д. Гуманитаризация естественнонаучного знания дает, таким образом, возможность объединить общим аспектом исследования, единым «углом зрения» изучение как новых, так и давно известных объектов реальности. Изучаемые разными областями естествознания, эти объекты открываются с неизвестных ранее сторон, причем часто эти стороны оказываются весьма существенными.

На этой научной основе как раз и понимается гуманитаризация учебного познания. Согласно такому подходу человек, его деятельность, оказываются включенным в саму структуру естественнонаучного знания, которое является необходимой основой определения путей развития системы «природа — культура — человек». Другими словами речь идет о переориентации преподавания базовых естественных дисциплин — физики, химии, географии, биологии, астрономии — с объективно-безличного изложения знаний на определение их места и роли в социокультурном контексте эпохи. Данный подход предполагает изучение объектов естествознания в рамках системы «природа — наука — техника — общество — человек» (или «природа — культура — человек»).

Таким образом, гуманитаризация содержания естественнонаучного образования предполагает интеграцию знаний различных циклов учебных дисциплин вокруг проблем взаимодействия человека и природы. Аксиологический аспект этой проблемы выражается в определении ценностей системы «природа-человек». В конечном счете, это проявляется в изменении соотношения между специальными и общекультурными знаниями (в пользу последних) всех школьных дисциплин, а также в формировании у учащихся мировосприятия, в основе которого лежат ценностные аспекты взаимодействия природы и человека. Следовательно, основным механизмом реализации гуманитарно-аксиологического подхода в содержании естественно-научного образования выступает интеграция. Реализация интегративного подхода в естественно-научном образовании способствует смене познавательных установок обучающихся от фрагментарно-редукционисткого к системно-целостному (интегративному).

В самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности — единого качества на основе многих качеств. Ориентирами в анализе данного процесса может служить последовательность этапов становления целостности, разработанная еще Г. Гегелем — механизм, химизм, организм. Так первая ступень (механизм) предусматривает взаимодействие компонентов при сохранении их относительной самостоятельности. Вторая ступень уже предполагает качественные изменения компонентов, однако вне взаимодействия компоненты теряют приобретенную качественную специфику. И наконец, третья ступень — отражает такой уровень системы, когда компоненты не могут существовать отдельно друг от друга.

Так на этапе развития педагогики 60–70 гг. XX века основным средством отражения в содержании каждого учебного предмета и в учебной деятельности учащихся продуктов межнаучной интеграции рассматривались межпредметные связи: фактические, понятийные, теоретические, философские. Их реализация в конкретных педагогических ситуациях предусматривала использование вопросов межпредметного содержания, комплексных заданий, межпредметных текстов и т. д. Теоретические и практические основы межпредметного взаимодействия выступали механизмом по отношению к интеграции как ведущей идее преодоления предметной автономии. Результат такого взаимодействия обеспечивает первый уровень становления целостности, так как оперирует с отработанной системой понятий каждого учебного предмета. Однако уже в педагогике 80–90 гг. функции интеграции в образовании изменяются, интеграция становится механизмом по отношению к процессу гуманитаризации как ведущей тенденции современной науки и образования.

Согласно научным исследованиям последних лет процесс гуманитаризации в научном познании опосредован внутренней логикой развития естественных и технических наук, приводящей к интегрированным научным знаниям, ориентированным на проблемы гармонизации системы «природа — человек». «Рост научного знания ХХ века, — как отмечал еще В. И. Вернадский, — быстро стирает грани между отдельными науками. Мы все более специализируемся не по наукам, а по проблемам».

Об огромном значении основополагающих идей В. И. Вернадского для формирования современного естественнонаучного миропонимания свидетельствует тот факт, что, современное понимание гуманитаризации в научном и учебном познании, механизмов ее реализации и педагогических эффектов, во многом основаны на его идеях. Так на базе учения В. И. Вернадского была разработана концепция гуманитаризации естественнонаучного образования.

В основании данной концепции лежат следующие идеи:

 о биосфере, как целостном, едином планетарном «организме», как форме и структуре, в которой существует и развивается живое вещество на нашей планете;

 о высшей форме развития материи на нашей планете — жизни, которая определяет и подчиняет себе другие планетарные процессы;

 о связи живого вещества с Космосом, о его планетарной и космической функции, как средообразующего и трансформирующего космическое (солнечное) излучение в действенную земную энергию (электрическую, химическую, механическую, тепловую);

 о косном и живом веществе и их взаимодействии на основе материального и энергетического обменов в процессе биогеохимических циклов;

 о взгляде на планету Земля не через непосредственно окружающий человека мир живой природы, но через факты и явления жизнедеятельности как единый, закономерный процесс, из космических просторов Вселенной;

 о преобразовательской деятельности современного человека, сравнимой с геологическими процессами.

В заключение хочется отметить, что анализ состояния современного естествознания и тенденций его развития позволяет сделать вывод о единой системе ценностей в контексте взаимодействия человек-природа. Данная установка, в свою очередь, задает ценностные ориентиры учебного познания, как в сфере естествознания, так и в других предметных областях.

Литература:

  1. Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.
  2. Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.
  3. Бойков, А. Е. Актуализация разработки образовательной модели профилактики зависимого поведения детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2014. № 5–1 (64). С. 7–9. 0
  4. Бойков, А. Е. Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде / А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 871–874.
  5. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  6. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  7. Пазыркина, М. В. Технологии формирования компетентности педагога в области здоровьесбережения / М. В. Пазыркина, Г. И. Сопко, Л. Г. Буйнов // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 10. С. 162–165.
  8. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  9. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  10. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  11. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  12. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс /Л. А. Сорокина //автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2013
  13. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  14. Сухоруков, В. Д. Педагогическая профилактика аддиктивного поведения / В. Д. Сухоруков, А. Е. Бойков, И. Л. Горбунова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 60–63.
  15. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  16. Сыромятникова, Л. И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л. И. Сыромятникова, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157–159.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle