Особенности научного познания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 22.09.2014

Статья просмотрена: 4272 раза

Библиографическое описание:

Рахматуллин, Р. Ю. Особенности научного познания / Р. Ю. Рахматуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12761/ (дата обращения: 19.04.2024).

Как отличить научную деятельность и её результаты от ненаучной? Именно при попытке ответа на этот вопрос появился позитивизм — одно из авторитетных направлений в философии науки. Основатель позитивизма О. Конт заметил, что некоторые проблемы, принимаемые людьми в качестве научных, по существу таковыми не являются. Для разделения научных и ненаучных высказываний он ввел закон подчинения воображения наблюдению, больше известный в современной науке и философии под названием принципа верификации. Согласно этому принципу научными являются только такие высказывания, которые можно проверить на практике или сформулировать в виде «протокольных предложений». Если теорию можно обосновать или опровергнуть с помощью фактов, то мы имеем право называть ее научной. Но если это сделать невозможно, то теория ненаучна. Например, высказывание «Жизнь на Землю была внесена из других планет» в настоящий момент не верифицируемо — его пока нельзя ни обосновать, ни опровергнуть при помощи фактов. Следовательно, оно не должно входить в науку, это только усложнит последнюю, породив массу ненужных проблем.

Думается, выдвинутая Контом идея достойна внимания: она позволяет отделить то, чем должна заниматься наука, от того, чем она заниматься не должна. Ведь есть и другие формы духовного производства (религия, философия, искусство, обыденное познание), которые имеют свои проблемы, решают свои задачи. Таким образом, одним из важных отличительных признаков научного познания является егонаправленность на обоснование своих положений фактами. Позднее, в логическом позитивизме эта особенность науки была названа принципом верификации. Он включил в себя как прямую проверку высказывания при помощи наблюдения или эксперимента, так и его косвенную проверку путем установления логических отношений между непосредственно верифицированными утверждениями.

В 1935 году К. Поппер предложил для установления научности теории применить более жесткий критерий — принцип фальсификации. Суть этого принципа сводится к поиску факта, который способен опровергнуть существующую теорию или гипотезу. Если же её принципиально невозможно опровергнуть никакими способами, то она ненаучна, замечает Поппер. Например, суждение «Бог сотворил мир за шесть дней» не является научным, т. к. мы не знаем способа его опровержения.

На другую особенность науки указал такой авторитетный специалист в области гносеологии, как И. Кант: «Наука — это система, то есть приведенная в порядок на основании определенных принципов совокупность знаний», — писал он [1, c. 56]. Принцип системности науки прежде всего реализуется в её стремлении к созданию теорий. Последние позволяют соединить в одну целостность различные знания на основе идеи причинности.

Итак, вторым признаком науки является ее системность, достигаемая при помощи теоретических методов.

Ряд ученых (А. Эйнштейн, П. Л.Капица и др.) считают важнейшим признаком науки её интерсубъективность, то есть стремление описать объект в «чистом» виде, без личностных наслоений. Чтобы наиболее адекватно воспринимать художественное произведение, необходимо чувствовать то же, что чувствовал автор этого произведения в момент его творения. Но для понимания сути положений науки это условие вовсе не обязательно: идея декартовых координат воспринимается всеми независимо от знания того, что чувствовал Декарт, когда делал это открытие. В. С. Степин уточняет этот критерий, рассматривая в качестве определяющего признака науки предметный и объективный характер рассмотрения мира. При научном познании все рассматривается как объект, т. е. нечто противостоящее субъекту. «Наука в человеческой деятельности выделяет только ее предметную сторону и все рассматривает сквозь призму этой структуры. Как царь Мидас из известной древней легенды — к чему бы он не прикасался, все превращалось в золото, — так и наука, к чему бы она не прикоснулась, — все для нее предмет, который живет, функционирует и развивается по объективным законам», — пишет В. С. Степин [2, c. 59].

Научное знание не уникально, скорее, оно претендует на универсальность. Это является причиной такого его признака, как репродуктивность, то есть воспроизводимость полученных результатов. Во многих науках это означает воспроизводимый экспериментальный результат. Если продукты художественного творчества уникальны, неповторимы, то научные теории и идеи могут быть тиражированы в сколь угодно больших количествах без всякого ущерба своему качеству.

Будучи особой областью культуры, наука нацелена на изучение объектов, оказывающихся вне поля зрения обыденного опыта (элементарные частицы, экономические законы, галактики и т. п.). Для исследования подобных объектов требуются особые средства познания: специальные орудия (приборы), специальный язык (формулы, особые термины и т. п.), специальные способы производства знания (научные методы). Таким образом, следующими признаками науки являются наличие в ней особых объектов исследования, специальных орудий, методов и языка.

Видимо, к критериям научности знания следует относить и его оценку научным сообществом, что выражается, как правило, ссылками на опубликованный текст со стороны известных специалистов (так называемый коэффициент цитируемости).

Особенно хорошо заметны особенности науки при сравнении научного и обыденного познания:

Обыденное познание

Научное познание

Создание несистематизированного конгломерата знаний

Создание систематизированной совокупности знаний

Проверка истинности полученных знаний в повседневной практике

Проверка истинности большей части знаний при помощи научного эксперимента

Использование обыденного языка и орудий, применяемых в общественном производстве и повседневной жизни

Применение специального (эмпирического и теоретического) языка и приборов

Субъектом познания являются все члены общества

Субъектом познания являются специально подготовленные для этого люди

Знания передаются от человека к человеку в непосредственном повседневном общении

Знания передаются, главным образом, в результате специального обучения

Объект отражается в его внешних проявлениях

Стремление к отражению сущности объекта

Нестрогость обоснования, применение в нем слухов, предположений и т. п.

Стремление к строгой доказательности, получению достоверных выводов

Взятые в совокупности, указанные выше признаки и должны помочь человеку определить с каким знанием он имеет дело — с научным или ненаучным.

Профессор В. В. Ильин предлагает разделить критерии научности знания на три уровня: а) универсальные критерии, к которым он относит воспроизводимость опытных данных, интерсубъективность, непротиворечивость, проверяемость, рациональность; б) исторически преходящие критерии. Они существуют лишь в рамках определенной исследовательской культуры в виде норм познавательной деятельности, образцов обоснования и изложения научного знания; в) узкодисциплинарные критерии. К ним он относит нормы, принятые в определенных областях познания. К примеру, в физике — это требования к эксперименту и способу его описания; в математике — требования к оформлению математического языка; в социологии — нормы проведения социологического исследования и обработки его результатов [3, c. 25–26].

На наш взгляд, существуют и ряд критериев, связанных с мировоззренческой позицией ученого. Например, если ученый верующий, то для него важным фактором оценки научного знания является его совместимость с сакральными идеями и ценностями. Эта идея подробно отражена нами во многих работах [4; 5; 6; 7; 8; 9].

Литература:

1.      Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т. 6. С. 56.

2.      Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

3.      Ильин В. Критерии научности знания. М., 1989.

4.      Жуковский В. И., Пивоваров Д. В., Рахматуллин Р. Ю. Визуальное мышление в структуре научного познания. Красноярск, 1988.

5.      Рахматуллин Р. Ю. Онтологизированные образы в научном познании: генезис и функции: дисс.... д. филос. н. Уфа, 2000.

6.      Рахматуллин Р. Ю. Методология науки и научного познания: пособие для аспирантов. Уфа, 2004.

7.      Абдуллин А. Р., Рахматуллин Р. Ю. История и философия науки: пособие для аспирантов. Уфа, 2007.

8.      Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4.

9.      Рахматуллин Р. Ю. О метафизических основаниях внеисторического в праве // Молодой ученый. 2013. № 11.

Основные термины (генерируются автоматически): научное знание, научное познание, обыденное познание, особенность науки, признак науки, знание, идея, критерий научности знания, наука, помощь фактов, принцип верификации, проверка истинности, субъект познания.


Похожие статьи

Природа научного знания | Статья в журнале «Молодой ученый»

обыденное познание, научное познание, признак науки, наука, особенность науки, научное знание, критерий научности знания, помощь фактов, принцип верификации, специальный язык.

Теоретический уровень научного познания | Статья в журнале...

Научная теория, наряду с научной картиной мира, объединяет весь материал науки в целостное знание о мире.

Обнаружение предсказанных научной теорией фактов служит подтверждением ее плодотворности и истинности.

Проблема истины в познании | Статья в журнале...

Основная цель познания — достижение истины. Знание же есть идеальный образ

Рост и развитие для научного знания является одним из ключевых моментов, благодаря этому науке присуща рациональность и эмпиризм.

Логические нормы обоснования в научном познании.

Научно-фантастический кинематограф и околонаучная мифология

Во-первых, современное научное знание узкоспециально и имеет специфический язык и контекст, не доступный для восприятия через обыденное познание.

Основные термины и технология научного познания

Основные термины (генерируются автоматически): наука, научное знание, научно-исследовательская работа, предмет, факт, наблюдение, сравнение, современная наука, проблемная ситуация, явление.

Особенности научного познания.

Проблема научности философии (в аспекте её эмпирической...)

Современное обоснование сциентической традиции понимания статуса философского знания не может игнорировать тезиса (выдвигаемого критиками этой традиции) об отсутствии у философии эмпирической базы, и, следовательно, научных фактов как таковых.

Общелогические методы научного познания | Статья в журнале...

Общелогические методы научного познания. Ильясов Ильнур Ильдарович, магистрант

Основные термины (генерируются автоматически): свойство, научное познание, признак, дедукция

Особенности научного познания. Вопросы познания в философском романтизме.

Роль интуиции в научном познании | Статья в журнале...

Логическое мышление, законы логики, способы и приемы образования новых понятий — играют большую роль в получении нового знания. Но рассмотрение процессов познавательной деятельности, как составной части любой человеческой деятельности, свидетельствует...

Логические нормы обоснования в научном познании

Одним из важных критериев научности знания является возможность его обоснования. Кроме верификации и фальсификации, предложенной философами позитивистского направления...

Похожие статьи

Природа научного знания | Статья в журнале «Молодой ученый»

обыденное познание, научное познание, признак науки, наука, особенность науки, научное знание, критерий научности знания, помощь фактов, принцип верификации, специальный язык.

Теоретический уровень научного познания | Статья в журнале...

Научная теория, наряду с научной картиной мира, объединяет весь материал науки в целостное знание о мире.

Обнаружение предсказанных научной теорией фактов служит подтверждением ее плодотворности и истинности.

Проблема истины в познании | Статья в журнале...

Основная цель познания — достижение истины. Знание же есть идеальный образ

Рост и развитие для научного знания является одним из ключевых моментов, благодаря этому науке присуща рациональность и эмпиризм.

Логические нормы обоснования в научном познании.

Научно-фантастический кинематограф и околонаучная мифология

Во-первых, современное научное знание узкоспециально и имеет специфический язык и контекст, не доступный для восприятия через обыденное познание.

Основные термины и технология научного познания

Основные термины (генерируются автоматически): наука, научное знание, научно-исследовательская работа, предмет, факт, наблюдение, сравнение, современная наука, проблемная ситуация, явление.

Особенности научного познания.

Проблема научности философии (в аспекте её эмпирической...)

Современное обоснование сциентической традиции понимания статуса философского знания не может игнорировать тезиса (выдвигаемого критиками этой традиции) об отсутствии у философии эмпирической базы, и, следовательно, научных фактов как таковых.

Общелогические методы научного познания | Статья в журнале...

Общелогические методы научного познания. Ильясов Ильнур Ильдарович, магистрант

Основные термины (генерируются автоматически): свойство, научное познание, признак, дедукция

Особенности научного познания. Вопросы познания в философском романтизме.

Роль интуиции в научном познании | Статья в журнале...

Логическое мышление, законы логики, способы и приемы образования новых понятий — играют большую роль в получении нового знания. Но рассмотрение процессов познавательной деятельности, как составной части любой человеческой деятельности, свидетельствует...

Логические нормы обоснования в научном познании

Одним из важных критериев научности знания является возможность его обоснования. Кроме верификации и фальсификации, предложенной философами позитивистского направления...

Задать вопрос