Библиографическое описание:

Тетюхина Н. А. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегия развития естественнонаучного образования // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 746-748.



Статья посвящена роли ценностно-смысловых ориентиров, а также идей глобалистики как базисной основы развития естественнонаучного образования в средних общеобразовательных учебных учреждениях.

Ключевые слова: естественнонаучное образование, ценности современного мира, практика школьного обучения, глобалистика, научно-мировоззренческие концепции.

Интерес к разработке проблемы осмысления ценностей современного мира и сущности дидактических систем в области естественнонаучного образования подтверждается исследовательскими работами последних лет в области методики преподавания предметов естественнонаучного цикла (в частности — природоведения, экологии и биологии), которые предлагают следующие способы освоения учащимися ценностей системы «природа-человек»:

 включение понятия «ценность» в содержание учебного предмета;

 выделение элементов содержания учебного предмета и определение блоков знаний, способствующих ценностному восприятию окружающего мира; включение в содержание курса системы ценностей современного мира;

 ориентация содержания учебно-воспитательного процесса на экологические ценности;

 включение в содержание учебного предмета блоков знаний культурологической направленности;

 ценностно-смысловой анализ учебно-методического комплекса (126).

Так, в научных публикациях последних лет отчетливо дается установка на:

 повышение внимания к ценностным аспектам экологии;

 восприятие концепции ноосферы и коэволюции природы и общества;

 осознание значимости взаимодействия естественных, технических, общественных и гуманитарных наук как основы формирования адекватной современному миру научно-мировоззренческой концепции и позитивной стратегии построения целостной и гармоничной цивилизации.

Это приводит к осмыслению того факта, что человеческое сообщество нуждается в принципиально иных подходах к образованию и воспитанию новых поколений, главным в которых должно статьформирование взгляда на мир как на многообразное, но единое целое, где от действий каждого зависит благополучие всех. Особое место в решении этих вопросов занимает курс «Естествознание» основной школы. Его функциональное предназначение: подготовка учащихся к изучению линейных курсов предметного обучения образовательной области «Естествознание». Однако в условиях развития современного естественно-научного образования его роль не может сводиться только к пропедевтической. Миссия учебного предмета «Естествознание» основной школы состоит в формировании у учащихся ориентировочной основы естественно-научного стиля мышления школьников.

Однако в настоящее время в практике школьного обучения существует противоречие между необходимостью введения, в соответствии с нормативными документами министерства образования, в образовательные программы основной школы интегрированного курса «Естествознание», построенного на иных, чем линейные курсы, концептуальных основаниях и готовностью учителей к их реализации. Проблема учителей связана с тем, что они имеют базовое образование только по одной из дисциплин и освоили методику только предметного обучения и испытывают, таким образом, затруднения в преподавании интегрированных курсов. Указанное противоречие актуализирует проблему поиска системообразующих ориентиров интегрированного курса «Естествознание», которые способствуют развитию концептуально-методологических установок учителя, как условие эффективного обучение учащихся.

Как отмечают многие ученые современный этап развития естествознания — постнеклассический, характеризуется рядом специфических черт:

 необходимостью в понимании сложных экономических, социально-политических, общественных процессов, инициированных научно-техническим прогрессом, последствия которого оказались далеко не однозначными, более того, начали угрожать человечеству;

 гуманитаризацией естественнонаучного познания;

 сменой методов деятельности — основными методами исследования становятся синтетические методы, применение системно-синергетического подхода к изучению сложных самоорганизующихся систем;

 эволюция науки постепенно переходит от индуктивно-эмпирического к дедуктивно-теоретическому уровню познания;

возникают новой идеологии рациональности как отражение тенденции гуманизации: рационально то, что ведёт к выживанию (гуманитарный антропоморфизм).

В этой связи необходимо отметить, что объективное единство существования человечества — единство исторических судеб, единство с природой Земли, единство мирохозяйственных связей и взаимозависимости политических процессов, науки, техники и культуры раскрыты в идеях глобалистики. Глобалистика — это, прежде всего, взгляд на мир как целостную взаимосвязанную систему. При этом центральное отношение, конституирующее данную систему, есть отношение «Человек и Мир»: человек и природа, человек и общество, человек и человек. Поэтому системно-целостное миропонимание с необходимостью включает в себя и гуманистическую составляющую.

Система «Человек и Мир» есть интегрированная целостность, основанная на многомерных взаимозависимостях между отдельными подсистемами, основанная на междисциплинарном подходе, на интеграции естественнонаучной и гуманитарной подготовки. Система «Человек и Мир» — это самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, основанная на гомеостазисе (сохранении) и уравновешенности, причем нарушение коэволюции, т. е. сбалансированности в развитии отдельных подсистем и системы в целом порождает глобальные проблемы, решение которых требует совместных усилий всех стран мира.

Глобалистика, таким образом, предполагает развитие у человека новой системы ориентаций, основанных на общечеловеческих ценностях; формирование гуманистических отношений между людьми; овладения новыми способами научного мышления, исходящего из системно-целостного подхода к миру. В контексте целей и задач современной образовательной практики идеи глобалистики могут быть использованы как базовые ценностно-смысловые ориентиры развития содержания естественнонаучного образования.

Литература:

  1. Boikov, A. E. Информационная зависимость — опасность XXI века / A. E. Boikov, N. N. Plakhov // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 146–150.
  2. Бойков, А. Е. Методика профилактики информационной зависимости школьников в курсе ОБЖ (5 класс) / А. Е. Бойков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 4 (110). С. 10–16.
  3. Бойков, А. Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков (воспитание в процессе обучения) / А. Е. Бойков // Профилактическая медицина. 2011. № 3. С. 17.
  4. Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И. М. Воейков, П. Д. Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.
  5. Глазников, Л. А. Применение кортексина для повышения статокинетической устойчивости человека / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Г. А. Рыжак, В. Х. Хавинсон // Медицинский академический журнал. 2002. Т. 2. № 3. С. 91–98.
  6. Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.
  7. Плахов, Н. Н. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // В сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 167–168.
  8. Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.
  9. Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.
  10. Сорокина, Л.А Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов /Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114–116.
  11. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала /Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29). С. 111–114.
  12. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов /Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.
  13. Сорокина, Л. А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л. А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2015. № 178. С. 157–160.
  14. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения /Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.
  15. Сухоруков, Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. Т. 1. С. 38–42.
  16. Сухоруков, Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса/ Д. В. Сухоруков, А. Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 730–732.
Основные термины (генерируются автоматически): естественнонаучного образования, учебного предмета, научно-практической конференции, развития естественнонаучного образования, ценностей современного мира, интегрированного курса «Естествознание», основной школы, специалистов безопасности жизнедеятельности, школьного обучения, предметного обучения, Молодой ученый, аддиктивного поведения, Система «Человек, основы развития естественнонаучного, Российская оториноларингология, содержания учебного предмета, современного естественно-научного образования, стратегия развития естественнонаучного, области естественнонаучного образования, содержания естественнонаучного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос