Библиографическое описание:

Березина Л. Р. История обско-угорских народов в контексте многообразия культур // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 638-641.



Процесс формирования культуры обских угров исчисляется тысячелетиями. Он представляет собой соединение нескольких культур древнего таёжного населения Западной Сибири, скотоводов лесостепной и степной зон и культур тех народов, с которыми обские угры взаимодействовали на различных этапах своей истории.

Основной особенностью материальной и духовной культуры обских угров являются стойкость и постоянство этнических традиций, истоки которых лежат в глубокой древности. Эти традиции сформировались на других территориях и в других природных условиях, но они оказались настолько жизнестойкие, что мало изменились в процессе адаптации к новой среде обитания, начавшейся несколько веков назад. Этот феномен находит объяснения. Во-первых, стабильность хозяйственной деятельности обеспечивалась стабильностью природных условий в таежных регионах Западной Сибири, по сравнению со степью и тундрой. Сохранение на протяжении длительного времени без особых изменений основных видов хозяйственной деятельности: охоты, рыболовства, собирательства — обеспечивало ту самую стабильность материальной культуры обских угров. Во-вторых, непривлекательность территории Западной Сибири, с точки зрения других народов, из-за сложных климатических условий обеспечила сохранение традиционного хозяйственного уклада и духовных традиций. В-третьих, культура обских угров впитала в себя многие элементы мировой культуры, сформировавшиеся в среде скотоводческого населения, и которые не были утрачены в процессе освоения новых пространств. [1, с.75]

Таким образом, начиная со времен мезолита до средневековья, на достаточно ограниченной территории процесс формирования культуры обско-угорских народов был последовательным, чем и объясняется феномен ее устойчивости. Для того, чтобы проследить процесс формирования угорской общности для этого нужно вернуться на несколько тысячелетий назад в историческое прошлое.

Формирование урало-сибирской общности началось с эпохи мезолита (X-VIII тыс. лет до н. э.), когда предки уральцев прошли из Приморья и восточного Прикамья в среднее Зауралье и Западную Сибирь, где смешались с местными аборигенами. Археологические данные показывают, что обские угры сосредоточились в этот период в Зауралье (верхних левых притоков Тобола) и нижнем Притоболье. Именно с районами нижнего Притоболья связано формирование оседло-рыболовческого уклада, а также разнообразных способов и орудий рыболовства, особенно запорного. На территории лесного Зауралья сложились те способы охоты на крупных копытных животных, которые обскими уграми применялись в таежной действительности. В этот период (неолит VII — V тыс. лет до н. э.) возникают основные виды орнамента на бересте, а также шахматно-меховая мозаика из сборного меха. Эти способы орнаментации и узоры сложились в среде урало-сибирцев, обитавших в лесных и южно-таежных зонах. В северо-таежном Приобье эта традиция перерастает в «сотовый» геометризм. В эпоху поздней бронзы (I тыс. лет до н. э.) далекие предки хантов и манси использовали в хозяйственной деятельности все предметы, известные в наше время, например, вышитую одежду, покрой который похож с покроем одежды Казахстана и Средней Азии. Соседство древних угров с ираноязычным населением также позволило проникнуть в культуру угров элементам культуры иранского происхождения (детали костюма, езда по евроазиатским степям верхом на лошади, название предметов иранского происхождения, использование металлического орудия труда, платок и обычай избегания). Формированию культуры обских угров способствовало и саргато-сарматское влияние. Население соргатов тогда занимало огромную территорию. Со временем часть соргатского населения переместилось в южно-таежную зону Западной Сибири, где растворилось среди местного населения. Именно в это время в орнаменте появляются образы медведя, которому придаются богатырские черты и появляется божество — всадник Мир-Сусне-Хума (иранского богатыря). [2, с. 18]

Позднейшее расселение угров на север в более суровые климатические условия, повлияло на этнокультуру более южных районов. На это указывает смешанный характер языка и культуры селькупов. Так в процессе расселения по тайге под влиянием природных условий и других этнических культур сформировался хозяйственно-культурный тип обских угров. Национальная культура обских угров, как и многие культуры мира прошла сложный и длительный этап формирования. Сумела сохранить архаичные особенности, которые определились природно-климатическими условиями сложившимся укладом жизни и традициями.

Начало Югры, как исторической родины обско-угорских народностей: ханты и манси, берет свое начало из далекого прошлого, от которого не осталось письменных свидетельств, поэтому возможность проникнуть сквозь плотную пелену тысячелетий дает нам археология. Только она способна раскрыть тайны ушедших поколений. Изучая остатки материальной культуры, можно определить характер и особенности хозяйственной деятельности, судить о структуре устройства сообщества угров как народности, получить представление о религиозных верованиях и культовых обрядах, проникнуть в духовный мир далеких предков.

Время появления первых людей на севере Западной Сибири — одна из нерешенных проблем древнейшей истории. Имеющиеся данные говорят о том, что это было время самого позднего в северном полушарии оледенения (20–30 тыс. лет назад), т. е. в древнекаменном веке, когда существовал человек современного вида и шло формирование основных человеческих рас. Люди этого периода широко расселялись на территории Европы и Азии, они проникали на американский континент и в далекую Австралию. Наши предки этого периода оставили много следов: это остатки поселений и погребений, найдено множество искусно сделанных изделий из камня и резной кости, рисунки животных, нарисованных углем и охрой в пещерах. Климат был резко континентальным, холодным и сухим. Центральные районы Западной Сибири были заняты редколесьем, севернее господствовали ландшафты тундры и лесотундры. Из представителей животного мира были мамонт, шерстистый носорог, бизон, северный олень, лошадь и сайгак, пещерный медведь, тигролев, гиена. Группы людей были немногочисленны и подвижны. Большую роль играла загонная охота на стадных животных. Применяя огонь и оружие (копья, дротики), люди подгоняли стада к крутым обрывам или глубоким оврагам, куда животные падали и разбивались. Люди того времени занимались и рыболовством. Границы оледенений на севере Западной Сибири того времени можно очертить на территории Северо-Сосьвинской возвышенности, прилегающей к Уральским горам. Эпоха великих оледенений закончилась 10 тыс. лет тому назад. Начинается новая — голоцен. Именно в этот период происходит глобальное потепление, отступает ледник, образуется большое количество озер, болот, рек, богатых рыбой, вымирает мамонт. Шло формирование лесотундры и таежной зоны. Пространства, освободившиеся от ледникового панциря, населялись теми видами животных, которые сохранились до наших дней, а за ними следовал и человек [2, с. 22].

Мезолит (XX-VIII тыс. лет до н. э.). Археологи этот период назвали еще среднекаменным веком. Обживая все новые земли, человек переориентировал свой охотничий промысел на менее крупных животных. Изобрел лук и стрелы, лодку, а также ловушки на зверя, птицу и рыбу, кинжалы из кости и дерева, топоры с отверстиями «ушко» для деревянной ручки. Люди приручают домашнее животное — собаку. Стало очевидным, что из всех районов Западной Сибири Конда была местом наиболее населенным и обжитым древними людьми. Взять хотя бы традиции домостроения. Если жители средней Конды обходились домами из одного помещения, то жители верховий, например, реки Эсс, предпочитали жить с «комфортом» — строили дома из двух смежных комнат. [3, с. 187]

Неолит (VII-V тыс. лет до н. э.). В период новокаменного века или неолита происходит переход к земледелию и скотоводству, в таежной зоне продолжают развиваться охота, рыболовство, собирательство. Население становится более оседлым, чем в предшествующем мезолите, сооружаются стационарные поселки, состоящие из нескольких жилищ. Одним из важнейших открытий неолита является керамика — лепная посуда из обожженной глины. Местное население узнает о свойстве глины — терять при нагревании влагу и затвердевать. Так человек научился делать керамику и делать из неё посуду. Самая ранняя керамическая посуда на территории округа (V тыс. лет до н. э.) — остродонные горшки, тонкостенные с хорошо заглаженной поверхностью, орнаментированные с внешней стороны прочерченными узорами и зубчатым штампом, с помощь челюсти мелких животных. Позже появляются круглодонные, полуяйцевидные, иногда плоскодонные сосуды, ладьевидные чаши, украшенные в верхней части прочерченными накольчатыми и гребенчатыми узорами. С появлением глиняной посуды появилась возможность готовить разнообразную горячую пищу, хранить её впрок. Именно по обломкам бытовой посуды была обнаружена стоянка людей каменного века на юном берегу озера Арантур (Советский район), поселение времен обнаружены по всему течению Конды: у п. Кондинский, Междуреченский, у г. Югорска. На Северной Сосьве: Няксимваль, Хулемсунт и Сартынья. Сургутское Приобье: Барсовая гора. И тогда человек выбирал самые удобные места проживания. [3, с. 249]

Энеолит (IV тыс. лет до н. э.), или медно-каменный век. В эту эпоху на Урале происходит знаменательное событие, люди осваивают неведомый им прежде метал — медь. На рудных местах Урала закладываются основы собственной металлургии и металлообработки, происходит становление самостоятельной горно-металлургической провинции, которая сильно повлияла на все северные территории, лежащие по обе стороны Уральского хребта. В свою очередь, металлургия и металлообработка на Урале возникла не без влияния скотоводческих племен территории нынешней Оренбургской области. Медь и изделия из нее — ножнички, шилья, скребки — попадают и к жителям Приобья. Нехватка металла вынуждала жителей Обь-Иртышья совершенствовать обработку камня. С помощью специальных отжильников, выполненных из камня и кости, придавали предметам необходимую форму и добивались образования острых режущих кромок. Рядом с металлическими орудиями в быту можно обнаружить шлифовальный топор из змеевика, кремневые наконечники стрел, оружие, добротно сделанное из кремня. Поселения людей энеолита открыты в окрестностях поселков Хулемсунт, Сартынья, Алтатумп на Северной Сосьве, Казым на реке Агане, в Низямах и других пунктах Нижнего Приобья. [4, с. 18]

Это позволяет утверждать, что в энеолите сюда устремились охотники и рыболовы из Среднего Зауралья и Нижнего Притоболья, которые не могли прокормиться на своих угодьях. Таежное население теперь более интенсивно осваивает лесные богатства. Используются всевозможные сетевые ловушки, как для добычи зверя, птицы, так и для ловли рыбы. Наряду с вязанием сетей, обитатели лесов научились ткачеству. Удивительной красоты изготовлялись изделия из керамики. Из глины лепились различные предметы домашней утвари, например, прялицы для изготовления нитей. С развитием керамики появились украшения для посуды — орнаментиры. Что любопытно, на всем пространстве от казахских степей до Полярного круга — распространена удивительно сложная глиняная посуда с изображениями животных и живых существ. Рисовали минеральной краской — охрой, которая не потускнела и сохранила свою сочность до наших дней. Именно в эти эпохи плотно заселяются территории правобережных устьев рек современного Октябрьского района (Низямки, Шеркалы, Камтысянки). Основными объектами охоты были: северный олень, лось, медведь, волк, бобр, выдра. Сетевое рыболовство было доказательством перехода населения к интенсивному использованию таежных богатств, по времени совпавших с освоением жителей юга Урала и Западной Сибири.

Бронзовый век (II-I тыс. лет до н. э.). В это время население таежного Обь-Иртышья, не имевшее собственной медной руды, овладевает секретами литейного дела и начинает производить бронзовые орудия труда, оружие, украшения. Осваивает сложный процесс литья изделий в закрытые двусторонние формы с использованием сердечников (технология просуществовала вплоть до средних веков). На реках Конде, Васюгане и Оби (окрестности Сургута) создаются собственные металлообрабатывающие центры. Стали изготавливать наконечники копий, топоры — кельты, ножи. Все изделия вполне соответствовали требованиям того времени на всей обширной территории от Китая, до стран Скандинавии. В поселениях периода бронзового века, как на самой Оби, так и на многочисленных ее протоках: Малом Атлыме, Шеркалке, Северной Сосьве, Казыме и других — видны следы металлообработки. Это черенки глиняной посуды, на поверхности которых видны остатки расплавленного металла. Мастера Конды освоили литье металла в открытых формах. Из полученных заготовок после проковки выделывали тесла — новые наконечники. Это была чистая медь без каких-либо лигированных добавок. [4, с. 20]

В этот период особенное развитие получает керамическое производство. Для обжига стенки горшков накрывались теснеными узорами их наносили специальными инструментами — штампами. Чаще всего это была зубчатая нарезка на гребешке, или в виде креста. Позднее появились штампы из обожженной глины — пинтадеры, которыми наносились одно — и многорядовые волнистые линии. Среди узоров преобладают мотивы, часто встречающиеся и поныне. Например, известный узор «заячьи уши», популярный на Югре. Появляются сложные геометрические композиции, изображения птиц и животных. Промысел крупных млекопитающих — лося, северного оленя, медведя, росомахи — тоже чем-то напоминал запорное рыболовство. На путях движения животных ставили жердевые заборы, которые назывались ачи. Между ними оставляли проходы и выкапывали ловчие ямы. В дно ловушек забивали острые колья, поражавшие нападающего зверя. На последних этапах бронзового века в западносибирской тайге появляются не только укрепленные дома, но и поселения, которые можно назвать крепостями.

Железный век и раннее средневековье (VIII в. до н. э.- XX век н. э.). В этот период бронзолитейное производство достигает вершины своего развития, полностью вытесняя из употребления каменные орудия. Бронзовые орудия (ножи, шилья, скребки) стали доступны самому широкому кругу общины. Появились бронзовые украшения одежды и фигурки птиц, животных, человека. Применяя новую технологию производства, путём соединения чистой меди и бронзы, олова и мышьяка стали получать предметы из нового материала — железа. В условиях постоянных войн эпохи раннего железного века на севере Западной Сибири выработался целый комплекс вооружения: панцирь из металлических пластинок, мощные крупные луки с длинными стрелами с крупными бронзовыми наконечниками, копья, булава, кинжал. Активно развивалась охота, которая делилась на активную (с луком и рогатиной) и пассивную (ловушками). Использовались ловчие ямы, загоны и засеки, которые перекрывали пути сезонных миграций копытных. Появились собачьи и оленьи упряжки. Распространяется коневодство. Рыбу ловили сетями, запорами, били острогой, ловили на удочку. Существовали как коллективные, так и индивидуальные формы промыслов. Собирательство было хорошим подспорьем в пищевом рационе жителей приобского региона. Собирали орехи, ягоды, корнеплоды, грибы. На всей территории Западной Сибири ученые-археологи находят местонахождения стоянок, селищ, городищ. Например, на правобережье Оби раскопками вскрыто 35–40 построек на 13–16 поселениях. Зимние поселения постоянного проживания строились, с одной стороны, поближе к реке, как транспортной артерии, с другой — подальше от чужих глаз, в укрытии. Обычно это были поселки из 3–4 домов в виде полуземлянок и наземных домов с мощными очагами, нарами и хозяйственными постройками. [4, с. 21–28]

Таким образом, на протяжении тысячелетий уральцы вступали в многообразные контакты с индоевропейскими, тунгусо-маньчжурскими, тюркскими, палеозиатскими народами, в ходе которых происходило формирование исторических уральских народов, которые в итоге принадлежат различным этнокультурным ареалам и являют собой весьма репрезентативный в евразийском масштабе спектр культур — от лютеранской западноевропейской финнов и эстонцев до сохранявшей до последнего времени классический сибирский шаманизм и архаичный хозяйственный тип охотников на дикого оленя культуры нганасан.

Территориальная изолированность от очагов европейской и восточной культур обеспечивала сохранению своей архаичной культуры, особенности которой определялись природно-климатическими условиями, сложившимся укладом жизни и традициями. Национальная культура коренного населения, проживающего сегодня на территории Ханты-Мансийского автономного округа, как и многие народы мира, прошли сложный и длинный этап формирования.

В истории человечества есть много примеров, когда народы не смогли сохранить свою культуру, а многие и вовсе исчезли с исторической карты, ассимилировались с другими народами. Обские же угры даже после трех веков потери самостоятельности продолжают оставаться единой этнической общностью.

Литература:

  1. Федорова Е. Г. Рыболовы и охотники бассейна Оби: Проблемы формирования культуры хантов и манси. СПб., “Европейский Дом”, 2000. С. — 75
  2. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности и до наших времен. Учебник для старших классов. Екатеринбург. НПМП «Волот». 2000.С. — 18
  3. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. Том 2. Ханты-Мансийск. 2000. С.– 187
  4. Очерки истории Югры / Отв.ред. Редин Д. А., Патрикеев Н. Б. Екатеринбург: Изд-во «Волот», 2000. — С.– 14–28

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle