Библиографическое описание:

Алексеева Е. К. Традиционная культура народов Севера в современном сельском пространстве (на примере эвенов Якутии) // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 35-37.

Данная статья выполнена при поддержке гранта РГНФ проект №11-11-14002 а/Т «Арктическое село: история и этнографическая реальность (на примере аборигенных этносов Севера Якутии) (междисциплинарный дискурс)»

В настоящее время особое внимание вызывает сохранность традиционных культур малочисленных народов Севера, многие из которых продолжают утрачивать свои культурные особенности. До сих актуальными остаются вопросы, связанные с развитием коренных малочисленных народов Севера Якутии, трансформацией традиционного уклада жизни и этнических культур в современных условиях, особенностями их социокультурной адаптации.

В рамках данной статьи хотелось бы осветить развитие традиционной культуры народов Севера в условиях современного сельского пространства на примере эвенов Якутии.

Эвены – один из древних тунгусо-маньчжурских народов Сибири – в Республике Саха (Якутия) в основном рассредоточены небольшими группами в ее северо-восточных районах (Эвено-Бытантайский, Момский, Аллайиховский, Томпонский, Кобяйский, Среднеколымский, Нижнеколымский, Оймяконский и др. (всего 11 улусов)). Территориальная разбросанность локальных групп эвенов является причиной их изолированности друг от друга. Дисперсное расселение эвенов на территории Якутии привело к обособлению этих локальных групп и их тесному сближению, а также к слиянию с другими народами, проживающими в контактных зонах с эвенами. Все это оказало существенное влияние на трансформацию языка и традиционной культуры исследуемого этноса, к утрате многих ее элементов и формированию локальных вариантов.

В настоящее время большая часть эвенов двуязычна – помимо своего родного языка, они владеют якутским и русским. Характеристика языковой ситуации коренных малочисленных народов Севера показывает явное сокращение численности эвенов, владеющих родным языком. За межпереписной период с 1979г. по 1989г. отмечается снижение уровня владения родным языком среди эвенов Анабарского, Булунского, Эвено-Бытантайского улусов [3, с.58]. По данным ассоциативного эксперимента на основе адаптированного для невладеющих родным языком словника эвены с. Батагай-Алыта Эвено-Бытантайского улуса лучше владеют якутским языком нежели родным эвенским и чаще используют его в повседневной жизни (эксперимент был проведен в октябре 2008 г.).

Меньше владеют или вообще не владеют родным языком молодое поколение. Хотя и в школах мест компактного проживания проводятся занятия по эвенскому языку, как признаются сами учащиеся, родной язык изучают как иностранный. Но такая картина наблюдается не во всех населенных пунктах проживания эвенов. В некоторых селах родной язык бытует в таких сферах функционирования как семейно-бытовая (семья, родственники, друзья), производственно-хозяйственная (работа, хозяйственная деятельность) и частично официальная (образование, культура, мероприятия) (например, в с. Себян-Кюель Кобяйского улуса, с. Тополиное Томпонского улуса, с. Березовка Среднеколымского улуса).

В местах компактного проживания эвены продолжают заниматься традиционным видом хозяйственной деятельности – оленеводством, с которым связано формирование особого кочевого образа жизни и самобытной культуры. По нашим исследованиям жителей эвенских сел можно разделить на две группы: кочевые и оседлые, соответственно выделяем два типа культур: таежную и поселковую. Оленеводы ведут свою хозяйственную деятельность на традиционной жизнеобеспечивающей территории, удаленной на сотни километров от ближайших населенных пунктов. Таежная культура современных оленеводов и охотников в наибольшей степени приближается к традиционному. В оленеводческих стадах в связи с кочевым образом жизни ежедневно практикуются материальная, в том числе и духовная культура. Причем, элементы традиционной материальной культуры эвены-оленеводы стараются адаптировать к новым условиям жизни, чтобы старое и новое, традиции и новации сочетались органично. Так, оленеводы в зимнее время до сих пор используют традиционную замшевую и меховую производственную одежду как наиболее удобную и приемлемую в таежных условиях, сохраняется техника шитья и материал - шкуры и камусы оленя, горного барана, лося. В наслегах имеются свои меховые цеха, где шьют производственную одежду для оленеводов, да и в самих кочевых лагерях есть чумработницы, которые также занимаются обработкой шкуры и шитьем. Кроме того, популярным и незаменимым остается традиционный транспорт (упряжный и вьючно-верховой, элементы которых до сих пор остаются архаичными), причем нарта также используется в усовершенствованном виде, адаптированном к современным условиям. По полевым материалам (Аллаиховский улус Республики Саха (Якутия)) наблюдаются изменения в грузовой нарте. Конструкция остается такой же, но изменения коснулись следующих атрибутов: по длине полозья прикрепляли металлическую пластину для наибольшего скольжения нарты, по дуге барана также прикрепляли металл для прочности. Нарта по размеру весьма массивная, предназначена в основном для перевозки груза. Грузовая площадка отгораживалась при помощи досок, получался коробчатый кузов, куда складывали вещи и продукты. Эти изменения возникли в связи со стремлением сделать нарту более прочной и долговечной при использовании такого современного вида транспорта как снегоход «Буран» [1]. Традиционными остаются кухня (в основном мясные и рыбные блюда), инвентарь и орудия труда (снаряжение для охотника-оленевода, инструменты для выделки шкур), утварь (сумочки, столик, подстилки, спальные мешки из оленьих шкур и т.д.). Таким образом, оленеводство как традиционный вид хозяйственной деятельности народов Севера выступает основой сохранения этнической культуры.

Эвены, проживающие в сельской местности, заняты в государственных учреждениях и организациях, в жилищно-коммунальном хозяйстве, здравоохранении, образовании, занимаются предпринимательской деятельностью. По образу жизни и интересам они существенно отличаются от тех, кто занят в традиционной сфере. Сами эвены тоже делят себя на «поселковых» и оленеводов.

Анализ исследований показывает, что в нетрадиционной среде проживания (в селах, наслегах) эвенская традиционная культура претерпела за последние десятилетия значительные изменения. Если в конце XIX – начале XX вв. изменения в значительной степени происходили в форме межкультурного диалога, основанного на межэтнических контактах, то на данный момент формами межкультурного диалога выступают средства массовой информации (телевидение, Интернет). Через них пропагандируется европейская культура и стиль жизни, в результате меняются взгляды на жизнь, сам образ жизни (архитектура и интерьер жилья, формы одежды, пища и др.), сознание северян, особенно молодежи.

Что касается сферы духовной культуры, то в данной области можно отметить следующее. Вследствие социально-политических преобразований конца XX в. в среде коренных малочисленных народов Севера наметилась тенденция к возрождению «утраченной культуры». Прежде всего, это касается обрядов и праздников календарного цикла, являющихся неотъемлемой частью жизни народа. Безусловно, содержание церемоний праздников в данное время восстановлены в трансформированном виде.

В сельских местностях, где сохранилось оленеводство ежегодно или один раз в два года в конце марта проводится праздник оленеводов (эвены Кобяйского, Момского, Томпонского улусов, с. Оленегорск Аллайиховского улуса). В последнее время наметилась тенденция совместного проведения праздника эвенами из разных улусов для «межкультурного диалога» локальных групп, для обмена опытом в ведении оленеводства и, наконец, для сохранения языка и культуры этноса.

У эвенов, проживающих в тундровой зоне (Аллайиховский улус) традиционными остаются такие праздничные церемонии как «Встреча солнца», «Цветение тундры». Причем праздник «Встречи солнца», который проводится ежегодно в январе, имеет для всех представителей улуса, одинаково важное значение. После долгой полярной ночи и эвен, и юкагир, и русский старожил встречают Солнце, который в духовной жизни малочисленных народов Севера олицетворяет жизнь, тепло, очаг. В обоих праздниках обязательно устраиваются обряды кормления «духа огня», «бабушки-тундры», обряд «очищения дымокуром». Обязательным ритуалом этих празднеств остается обряд кормления «бабушки-реки» Индигирки, заключающийся в том, что на берегу оставляются различные угощения, в том числе чай и оладьи в знак благодарности общей кормилице Индигирке. Своеобразно то, что в данных праздничных церемониях все представители этносов поют и танцуют эвенский круговой танец – hээдьэ. Здесь танец hээдьэ выступает как консолидирующее, объединяющее ядро различных этносов, культур. Кроме того, проводятся национальные спортивные игры, соревнования по метанию аркана – мавутладьак, прыжки через нарты и т.д., а также коллективное чаепитие [1].

Традиционным остается у эвенов проведение национального праздника («hэбдьэк», «hэбдьенэк» или «эвинэк») – встречи Нового года в дни летнего солнцестояния (22,23,24 июня). С летнего месяца (июнь) начинался древний Новый год эвенов. В начале праздника проводится церемония подвешивания дэлбургэ (веревка с кусочками завязанных материй) между двух деревьев, обряд очищения, благословения. Во время праздника проводятся различные конкурсы: «Хозяйка чума», «Кочевая семья», конкурс национальных блюд, конкурс запевал, демонстрация национальной одежды. Также устраиваются спортивные соревнования, в том числе по национальным видам. Одним из главных моментов встречи является коллективное исполнение кругового танца «hээдьэ» - «Дьэhэрийэ», который имеет те или иные варианты у разных локальных групп эвенов.

В сельских праздничных мероприятиях, художественной самодеятельности эвенки надевают свои национальные костюмы. В каждом селе есть народная мастерица, которой заказывают костюм или его атрибут, но каждая эвенка по мере своей возможности сама старается сшить праздничную одежду для себя и своих детей. Техника шитья и покрой национальной одежды остались традиционными, изменения коснулись материала и орнамента. Из-за нехватки, труднодоступности и дороговизны замши, для шитья праздничной одежды все чаще стали использовать тканевый материал, а для орнаментации – всевозможную готовую тесьму, блестки и т.д.

В современной духовной культуре эвенов Якутии сохраняются зачатки их традиционного религиозного мировоззрения, т.е. анимистические представления. Например, у тундровых эвенов это особое почитание духа-огня, духа-хозяйки местности («матушка-тундра»), духа-хозяйки реки («бабушка-Индигирка» – «Индигир Упэ»), духов-хозяев природы. В оленеводческих стадах у таежных эвенов также сохраняется почитание духа-огня, гор, перевалов, местности, речушек. В маршрутах кочевий и стар, и млад знают старые места захоронений. В таких местах не разрешается шуметь, громко говорить, обязательно кормили «духа огня» кусочками животного жира, лепешки или горсткой чая.

До сих пор в эвенских селах сохраняется обычай использовать оленя и элементы транспорта в погребальных обрядах как средство передвижения в потусторонний мир. Для покойника обязательно забивают жертвенного оленя, но в настоящее время это практикуется только в тех населенных пунктах, где сохранилось домашнее оленеводство. До настоящего времени у современных эвенов осталась традиция устанавливать возле могилы специальный лабаз-хэвэ на сучьях деревьев (в 15-20 шагах от могилы с западной стороны). Сюда укладывают седла, вьючные сумы с вещами, посох, которые предварительно приводятся в негодность. Там же помещается оленья голова с рогами, шкура, ноги. Согласно мировоззренческим традициям, принесенный в жертву олень-учак покойного был предназначен для поездки в потусторонний мир [2].

Таким образом, в современном сельском пространстве традиционная культура малочисленных народов Севера, в том числе эвенов проявляется главным образом в традиционной сфере хозяйственной деятельности. На сегодня продолжаются трансформационные изменения этнических культур, усиленные социально-экономическими, политическими преобразованиями XX в. Анализ материалов указывает на то, что материальная культура больше подвержена трансформации, чем духовная, что объясняется ее непосредственной связью с хозяйством, благосостоянием и уровнем потребления. Тем не менее, некоторые элементы оленеводческой культуры (транспорт, одежда) показывают свою устойчивость, конкурентноспособность и адаптивность к новым условиям жизни в силу своей функциональности и практичности, сформировавшихся в течение тысячелетий.

Вообще для эвенских сел характерна отдаленность, изолированность, компактность и локальность, что создает уникальные условия для сохранения и ведения традиционных занятий и быта. Некоторые села однородны по этническому составу, что также является одним из факторов сохранности традиционной культуры. В таких селах более благополучна культурно-языковая ситуация (например, вышеуказанные с. Себян-Кюель Кобяйского улуса, с. Березовка Среднеколымского улуса, с Тополиное Томпонского улуса). Тем не менее, фактор разбросанности в той или иной степени играет отрицательную роль в сохранности и развитии языка и самобытной этнической культуры эвенов. Данная статья выполнена при поддержке гранта РГНФ проект №11-11-14002 а/Т «Арктическое село: история этнографическая реальность (на примере аборигенных этносов Севера Якутии) (междисциплинарный дискурс)»


Источники и литература:
  1. ПМА, 2010 г.

  2. ПМА, 2002 г.

  3. Филиппова В.В. Коренные малочисленнее народы Севера Якутии в меняющемся пространстве жизнедеятельности: вторая половина XX в.- Новосибирск: Наука, 2007. – 176 с. – (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т.14).

Основные термины (генерируются автоматически): малочисленных народов Севера, коренных малочисленных народов, Севера Якутии, народов Севера Якутии, эвенов Якутии, этносов Севера Якутии, аборигенных этносов Севера, примере эвенов Якутии, родным языком, локальных групп, локальных групп эвенов, культуре эвенов Якутии, положение коренных малочисленных, традиционной культуры, культура народов Севера, примере аборигенных этносов, культуры народов Севера, Традиционная культура, духовной культуре эвенов, культур малочисленных народов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос