Концепт «начального времени» в эпосе эвенков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Филология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 21.08.2014

Статья просмотрена: 113 раз

Библиографическое описание:

Яковлева М. П. Концепт «начального времени» в эпосе эвенков // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 117-119. — URL https://moluch.ru/archive/73/11645/ (дата обращения: 25.09.2018).

Эвенкийский героический эпос нимнгакама нимнгакан — эпос архаический (догосударственной формации), эпос родоплеменного сообщества. Как отмечает Г. И. Варламова, знатоки эвенкийского фольклора, исполнители-профессионалы маркируют свои героические сказания термином нимнгакама нимнгакан, что в дословном переводе переводится как «поющийся нимнгакан», и второе значение «нимнгакан, подобный шаманскому пению нимнган». Сложный термин образован от многозначного термина нимнгакан, имеющий значения: миф, сказка, героическое сказание, тип богатырской сказки. Также существуют у эвенков другие героические повествования, исполняющиеся без пения, они соответствуют понятию богатырская сказка и имеют свой термин гумэ нимнгакан (досл.: говоримый нимнгакан).

Героическим сказаниям эвенков присущи особый способ видения жизни, ее поэтическое осмысление и бережно сохраняемые с древних времен идеалы красоты, добра и гармония. В основе эвенкийского эпоса лежит система народного мировоззрения. Нимнгакама нимнгакан воспевает слияние человека с природой, его единство с ней, напоминая о первоначальном месте человека в мире, о самых «корнях» человеческого бытия. Наша статья посвящена выявлению концепта зачина в эвенкийских сказаниях.

В современной фольклористике особое место занимает изучение фольклорной концептосферы, которая определяется как устойчивая совокупность концептов. Термин и понятиеконцепт используется в настоящее времяучеными многих наук — культурологами, лингвистами, психологами, философами. Концепты являются единицами культурного мышления и на основе внутренней связи объединяются между собой в концептосферы, составляющие концептосферу культуры в целом [6, с.146].

Фольклор — в первую очередь явление вербальное, связанное с сознанием и мышлением своего народа (этноса). Фольклорное мышление осуществляется через концепты, существующие в той или иной этнической культуре. Фольклорная эпическая память оперирует и использует уже готовые концепты, сформированные и выработанные этносом в процессе своей этнической истории. Эпическая память — особый жанровый тип фольклорной памяти, которая способна усваивать, хранить и воспроизводить эпические тексты через собственную систему фольклорных концептов [9,с.101].

Эвенкийские сказания, как отмечает Г. И. Варламова, имеют три типа: 1) Самый ранний тип, когда герой воспринимается богатырем, но не совершает подвигов в борьбе с врагами — он просто путешествует в неведомые дальние земли. 2) Второй тип, когда повествуется о подвигах героя и его потомках [3,с.12].

Все героические сказания эвенков имеют зачин, представляющий один из основных структурных элементов эпоса. Характеристика зачина эвенкийских сказаний дана Г. И. Варламовой и А. Н. Мыреевой. Они обе отмечают, что все сказания имеют традиционное вступление, имеющий эвенкийский народный термин нимнгакан тэкэнин — «корень сказания», который, по словам эвенков, должен указывать на то, что содержание их относится к глубокой древности. Словосочетание нимнгакан тэкэнин — досл. «нимнгакана корень» — нужно понимать как начало, т. е., зачин нимнгакана [2,с.56].

По мнению Г. И. Варламовой, структура эвенкийского зачина включает: а) сообщение о времени; б) описание страны, где происходят события; в) сведения о главном герое или героях [2,с.56]. По утверждению А. Н. Мыреевой, в основе эвенкийского зачина лежит миф о первотворении земли, превратившийся в традиционную эпическую формулу, являющейся по сути дела концептом начального времени и одновременно концептом мифической эпохи первотворения [10,с.82].

Е. М. Мелетинский в статье «Миф и двадцатый век» пишет: «миф — один из центральных феноменов в истории культуры и древнейший способ концептирования окружающей действительности и человеческой сущности». Также он отмечает, что мифический способ концептирования связан с определенным типом мышления, которое специфично для первобытного мышления в целом и для некоторых уровней сознания, в особенности массового во все времена [4]. Эвенкийскому фольклору присущи архаичность и синкретичность. Мифологическое мышление древних эвенков сыграло основополагающую роль в формировании их героических сказаний.

Концептмифологического начального времени особенно ярко сформулирован в ранних героических сказаниях эвенков и представляет собой отшлифованную, кратко оформленную в языке поэтическую формулу: 1) Перевод: «Когда земля [размером] с коврик под седло была, когда небо берестяным коробом [еще] охвачено было»; Оригинал: «Дуннэ тэӊинэдин одяракин, няӊнянин хагачанду кумтэптики дявавча одяракин» [1,с.82]. 2) Перевод: «Давно, давно, когда мать-земля меховым ковром расстилалась, когда небо с величиною с беличий глаз, поблескивало» [1,с.264]; Оригинал: «Билир, билир, дуннэр-эней тэнинэкэндин тэнийдерэкин, няӊнярамай улкичэн ехадинин киларгардяракин» [1,с.112]. Также существует распространенный вариант другой формулы концепта начального времени: 1) Перевод: «Давно, давно, давно, когда основа земли с головную шкурку оленя-мойки была, когда море словно большая река было, когда большая река-енэ только начинала из земли выходить, когда хребет высоких гор только становился» [1,с.222]; Оригинал: «Билир, билир, билир мойкан метадин тэгэр-дуннэ тэвувденэхин, лам элэкэс котор янэдин одяӊахин, котор янэ дэрэнин юдеӊэхин, элэкэс гугдаринин ухулэт дугдутин кардис онахин, утэн нэкуду илитчаран» [1,с.67]. 2) Перевод: «В самом начале, когда земля расстилалась, как шкурка с головы дикого оленя-мойки, когда море-океан с блюдечко льдинкой было, когда небо — верхняя земля, словно радуга, своими цветами сверкало» [1,с.243]. Оригинал: «Дулин буга элэкэскэн мойка метадиканин нэптэргэдэнэсин, лам-булдар биласэкэлдикэн белкивданасин, угу буга элэкэскэн серукалдикан серувданасин, дулин буга дулкакиндун эгдэ йэнэндэ даптудун бивандача» [1,с.91]. Эти формулы являются локальными характерными для определенных групп эвенков. Применение той или иной формулы зависит от сказителя. Концепт начального времени по своей сути является мифологической эпохой первотворения, и смысл зачина состоит в нем, т. к. дальнейшее развитие сказания зависит от концепта начального времени. Как видим, существовал определенный концепт начального времени, имеющий вышеуказанные краткие устойчивые словесные формулы.

С. Ю. Неклюдов в статье «Морфология и семантика эпического зачина в фольклоре монгольских народов» выделяет следующие основные функции эпического зачина: 1) соотнесение эпических событий с мифологическим «ранним временем»; 2) определение этого времени как эпохи первотворения «расширяющейся вселенной»; 3) характеристика только что созданного пространства как «райской земли» [5]. Далее автор делает вывод, что разработанный и пространный зачин есть продукт относительно позднего развития эпоса [5]. Также в развитых сказаниях появляется концепт райской земли и концепт расширяющейся вселенной. В ранних сказаниях эвенков концепт райской земли отсутствует, он появляется только в более поздних сказаниях эвенков (к примеру, в сказаниях рода Бута). Как показывает стилистика этих развитых сказаний поздней формации, концепт райской земли в них дается четкими, устойчивыми формулами. Прототипом концепта райской земли является Средний мир, в котором живет главный герой эпоса. Этот Средний мир очень красивый, не с чем его сравнить: Перевод: «В этой стране ели распускались как подснежники,/Лиственница пушилась, как молодая травка,/Сосенки росли, переливаясь,/Подобно пушистому хвосту рыжей белки,/Тальники вытягивались струной,/А марниковые березы росли, разветвляя корни. /Вот на такой красивой земле, кроме всего этого,/Жили бегающие звери-животные и люди» [1,с.109]. Оригинал: «Ахиктаткан мон бими, гакактагачин арбаргадяча,/ Ирэктэткэн мо бими, ниргэктэгэчин сэрбэргэдечэ,/ Дягдаткан мо бими, кугас улуки иргин ковогочинин / Куварийкатна балдыдяча,/ Секта мо сийихинмуна юдечэ,/Нивэктэ мо нинтэрвунэ ючэ./Эр Дулин Буга, нунан бихэмдэ эр овнани оёливи/Экун хаватари бэйнэчи,сохучи, бэечи гунми» [7,с.108].

С. Ю. Неклюдов ввел термины расширяющейся вселенной и эмбриональная форма [5]. Выявленная нами выше эвенкийская краткая формула концепта начального времени и представляет собой, по выражению С. Ю. Неклюдова, эмбриональную форму характерную для ранних сказаний эвенков. В более поздних развитых сказаниях эвенков сама эмбриональная форма получает свое словесное расширение (краткая формула увеличивается в объеме). В сказании «Храбрый Содани Богатырь» на эмбриональную форму зачина наслаивается и превалирует концепт расширяющейся вселенной (расцвета земли). Зачин сказания «Храбрый Содани Богатырь» составляет 248 стихов, из них эмбриональная форма заключена в 10 стихотворных строках: Перевод — «Вот давно-давно, говорят, Появились эти три мира,/Подобные чутким ушам/Годовалого оленя./После этого-/ Наш Средний мир расстилался/ С кумалан,/ А небо-мать растекалось/ С донышко берестяного короба» [10,с.127]. Оригнал: «Де билир-билир/ Эр илан Сивир биhэмдэ/ Моикан сергачинин/ Серилдывна балдыча уhу./ Тадук биhэмдэ/ Тэнинэдын тэлгэндерэн ивит./ Няӊняр эни биhэмдэ/ hагачан тэгэккэчинин белкиhинмудяча ивит» [10,с.126].

Концепт расширяющейся вселенной заключен в 10 строках, где описано как увеличивается и расцветает земля: Перевод: «Если теперь Среднюю землю-мать/Хорошо рассмотреть-/Такой широкой стала эта земля,/Что восемь стерхов-птиц,/Летая вокруг восемь лет,/Не находили ее края./Девять серых журавлей,/Летая подряд девять лет,/Не находили ее конца/ Такой огромной стала эта земля» [10,с.127]. «Эhилэ дулин энин бугава/ Аят уйденэ ичэми/ Дяпкун эне гаhаткан дэги,/Дяпкун анӊаниду гирна дэгиксэ,/ hуливэн энэн баккара/ Эмӊэ буга одан./ Егин аме карав туруя,/ Егин анӊанива эрэгэмэ дэгиксэ,/ Муданман энэн баккара/ hэгдыӊэ буга одан» [10,с.126].

Таким образом, все выявленные нами концепты имеют начало от одинаковой модели концепта начального времени, заключенной в эмбриональной краткой эвенкийской формуле (в переводе): Когда земля размером с коврик под седло была, когда небо берестяным коробом еще охвачено было. На ее основе сформировались дальнейшие формулы зачина.

Литература:

1.                  Василевич Г. М. Исторический фольклор эвенков: сказания и предания. — Л.: Наука,1966. — 400с.

2.                  Варламова Г. И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. — Новосибирск: Наука, 2002. — 376с.

3.                  Варламова Г. И., Мыреева А. Н. О героических сказаниях эвенков.// Типы героических сказаний. — Новосибирск: Наука, 2008. — С.8–17.

4.                  Мелетинский Е. М. Миф и 20век // Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/meletinsky1.htm

5.                  Неклюдов С. Ю. Морфология и семантика эпического зачина // Фольклор и постфольклор: структура, типология и семиотика [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov69.pdf

6.                  Сорокин А. В. Концепт в системе культуры: философский, культурологический, лингвокогнитивный подходы. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — № 1 (21). — С. 142 -146.

7.                  Типы героических сказаний эвенков / сост. Г. И. Варламова, А. Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука, 2008. — 228с. — (Памятники этнической културы коренных малочисленных народов севера, Сибири и Дальнего Востока; Т.20).

8.                  Фольклор эвенков Якутии / Сост. А. В. Романова, А. Н. Мыреева. — Л., 1971. — 330с.

9.                  Черняева Н. Г. Опыт изучения эпической памяти (на материале былин) // типология и взаимосвязи фольклора народов СССР// — М.: Наука, 1980.

10.              Эвенкийские героические сказания / Сост. А. Н. Мыреева. — Новосибирск: Наука, 1990. — 392с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).

Основные термины (генерируются автоматически): начальное время, концепт, райская земля, расширяющаяся вселенная, берестяной короб, эмбриональная форма, героическое сказание эвенков, перевод, богатырская сказка, эвенкийский зачин.


Похожие статьи

Периодические обряды, посвященные духам-божествам...

Основные термины (генерируются автоматически): буг, эвенк, земля, дух-хозяин природы, дух горы, героическое сказание рода Бута, верхний мир, устная

Концепт «начального времени» в эпосе эвенков.

Проблемы перевода существительных, маркированных по признаку рода.

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический...

«Наречение имени играет весьма существенную роль в эпической биографии героя богатырской сказки как магическое благословление и предсказание его будущего героического пути» [3. 229], — говорит В. М

Концепт «начального времени» в эпосе эвенков.

Пространство и время в устном творчестве северокавказских...

В отдельных местах сюжета (героического эпоса, сказки, предания) время протекает быстрее или медленнее, а пространство

Вселенная народном представлялась в «трехчленной форме: верхний, средний и небесный мир» [13]., в котором человек занимал промежуточное положение.

Семантические универсалии «время» и «вечность» в русских...

Языковой формой концепта вечность являются два чередующихся семантических компонента: 1. греч. aiōn

Итак, вечность и часть ее время находит самое обширное выражение в сказке.

Перевод реалий с русского языка на персидский на примере русских народных сказок.

Методологические инновации в культурологическом исследовании...

Методологические инновации в культурологическом исследовании (на примере концепта Г. Д. Гачева «космософия»).

«Недаром те или иные блюда в определенное время именно предписываются обычаем и

5. Г. Д. Гачев Содержательность художественных форм. Эпос.

По следам древних греков… в Арктике | Статья в сборнике...

Древние греки с ранних времен считались одними из лучших мореплавателей.

Отсутствие металлического перекрестия. Сама форма клинка.

А рядом — берестяной туесок с изображением кентавра мирного с цветком, напротив — всадник с копьем.

История обско-угорских народов в контексте многообразия культур

Именно в это время в орнаменте появляются образы медведя, которому придаются богатырские черты и

Обживая все новые земли, человек переориентировал

Осваивает сложный процесс литья изделий в закрытые двусторонние формы с использованием...

Мифы тюркских народов Сибири о небесных светилах

Подобные представления отмечены в якутском эпосе («края неба и земли стукаются друг о друга») и у монголов.

У эвенков-орочонов бабушка-Солнце (энекан-сигун) зимой сидит в юрте, копит тепло, весной его выпускает. Луна (бега) – зеркало хозяйки вселенной (энекан-буга), а...

К вопросу изучения в узбекской фольклористике межжанровых...

Особо отмечается то обстоятельство, что в структуру героических дастанов сказочные мотивы вошли значительно позднее, а в любовно-романических дастанах весьма ощутимо проявляется воздействие волшебно-фантастических сказок. В обобщенной форме рассмотрены...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Периодические обряды, посвященные духам-божествам...

Основные термины (генерируются автоматически): буг, эвенк, земля, дух-хозяин природы, дух горы, героическое сказание рода Бута, верхний мир, устная

Концепт «начального времени» в эпосе эвенков.

Проблемы перевода существительных, маркированных по признаку рода.

Чудесное рождение и быстрый рост героя как архаический...

«Наречение имени играет весьма существенную роль в эпической биографии героя богатырской сказки как магическое благословление и предсказание его будущего героического пути» [3. 229], — говорит В. М

Концепт «начального времени» в эпосе эвенков.

Пространство и время в устном творчестве северокавказских...

В отдельных местах сюжета (героического эпоса, сказки, предания) время протекает быстрее или медленнее, а пространство

Вселенная народном представлялась в «трехчленной форме: верхний, средний и небесный мир» [13]., в котором человек занимал промежуточное положение.

Семантические универсалии «время» и «вечность» в русских...

Языковой формой концепта вечность являются два чередующихся семантических компонента: 1. греч. aiōn

Итак, вечность и часть ее время находит самое обширное выражение в сказке.

Перевод реалий с русского языка на персидский на примере русских народных сказок.

Методологические инновации в культурологическом исследовании...

Методологические инновации в культурологическом исследовании (на примере концепта Г. Д. Гачева «космософия»).

«Недаром те или иные блюда в определенное время именно предписываются обычаем и

5. Г. Д. Гачев Содержательность художественных форм. Эпос.

По следам древних греков… в Арктике | Статья в сборнике...

Древние греки с ранних времен считались одними из лучших мореплавателей.

Отсутствие металлического перекрестия. Сама форма клинка.

А рядом — берестяной туесок с изображением кентавра мирного с цветком, напротив — всадник с копьем.

История обско-угорских народов в контексте многообразия культур

Именно в это время в орнаменте появляются образы медведя, которому придаются богатырские черты и

Обживая все новые земли, человек переориентировал

Осваивает сложный процесс литья изделий в закрытые двусторонние формы с использованием...

Мифы тюркских народов Сибири о небесных светилах

Подобные представления отмечены в якутском эпосе («края неба и земли стукаются друг о друга») и у монголов.

У эвенков-орочонов бабушка-Солнце (энекан-сигун) зимой сидит в юрте, копит тепло, весной его выпускает. Луна (бега) – зеркало хозяйки вселенной (энекан-буга), а...

К вопросу изучения в узбекской фольклористике межжанровых...

Особо отмечается то обстоятельство, что в структуру героических дастанов сказочные мотивы вошли значительно позднее, а в любовно-романических дастанах весьма ощутимо проявляется воздействие волшебно-фантастических сказок. В обобщенной форме рассмотрены...

Задать вопрос